Страна восходящего аутсорса: зачем украинские айтишники идут на японский рынок

Страна восходящего аутсорса: зачем украинские айтишники идут на японский рынок

И как Украина может стать «окном в Европу» для японцев

Цей текст також доступний українською
Страна восходящего аутсорса: зачем украинские айтишники идут на японский рынок

Украинские разработчики, которые привыкли создавать продукты преимущественно для рынков США и Европы, ищут новые локации. 8 мая ІТ Ассоциация Украины, в которую входит около 50 компаний, подписала меморандум о сотрудничестве с JASIPA – IT-ассоциацией Японии. Хотя сам по себе формат меморандума не имеет какой-либо юридической силы, стороны считают это отправной точкой для дальнейшей экспансии: украинских компаний в Японию, а японских – в Европу.

Mind решил узнать, как украинские компании собираются покорять японский рынок и ждут ли их там на самом деле.

Что там в Японии?

По оценкам японской консалтинговой фирмы ITR, IT-рынок этой страны – третий по величине устойчиво растущий в мире после США и Китая. Его объем достигает $340 млрд в год. Для сравнения, это почти в 10 раз больше, чем прогнозируемый доход всего бюджета Украины в 2019 году.

Самый крупный сегмент японского IT – это разработка и продажа программного обеспечения: пользовательского, встроенного, пакетного. В том числе для автомобильной промышленности. Сюда же входит разработка игр. По разным оценкам, на софт приходится 50–80% всех доходов рынка. Также большие сегменты обработки данных и онлайн-сервисов. При этом страна как продает инновации сама, так и покупает их за рубежом.

По словам исполнительного директора ИТ Ассоциации Украины Константина Васюка, продвижение Украины на мировом рынке и поиск новых локаций – сейчас одно из главных направлений работы ассоциации. Поэтому ничего сверхъестественного в интересе к Японии он не видит. «На самом деле, мы постоянно находимся в переговорах с бизнесами в разных странах. В случае с Японией обстоятельства сложились удачно, и мы смогли договориться», – рассказывает он.

Какие барьеры есть на японском рынке?

Представители японской делегации в один голос утверждают, что никаких регуляторных барьеров для входа иностранных компаний на местный рынок нет. Но есть другая проблема: японский бизнес ничего не знает об Украине.

На подписании меморандума присутствовал первый секретарь экономического отдела посольства Японии в Украине Ацуши Вакуи, вице-президент JASIPA Чияки Шираи, а также CEO компании Ago-ra IT Consulting Хироши Чибата – именно он был главным «связующим звеном» в переговорном процессе. Недавно он женился на украинке, переехал в Киев и начал больше вникать в то, что происходит на украинском рынке.

«Честно скажу, я ничего не знал об украинском IT-рынке. Пока Хироши не пришел и не рассказал, что здесь, оказывается ведется разработка в таких сложных областях как искусственный интеллект или дополненная реальность», – признается президент ассоциации JASIPA Чиаки Шираи.

По его словам, японский бизнес часто не говорит на английском, и это тоже может создавать определенные барьеры для выхода иностранных компаний на рынок страны. «Но для совместной работы язык не имеет особого значения», – добавляет он.

По возвращении в Японию он собирается рассказать о возможностях разработки в Украине компаниям, входящим в ассоциацию. А это 70 бизнесов в таких сферах, как системная интеграция, облачные технологии, разработка продуктовых решений.

«Украинским компаниям и японским партнерам придется приложить усилия, чтобы ознакомить японский бизнес с предложением нашего технологического сектора. Нас еще только ждет тот путь, который уже прошла Эстония, которая известна в Японии как передовой поставщик ІТ-экспертизы», – говорит Sales Operations Manager компании Intellias Константин Ступак.

Впрочем, учитывая большой опыт украинского ІТ-сектора в продвижении на новые рынки и предметный интерес к Японии и рынку Тихоокеанского региона в целом, Ступак рассчитывает на заметный портфель заказов уже в течение двух-трех последующих лет.

С кем придется конкурировать?

В Украине уже есть примеры аутсорсинговых проектов с японцами. Например, здесь ведется разработка для компании NetCracker (принадлежит японской корпорации NEC). Компания Intellias работает с японскими заказчиками в секторах автомобилестроения и гостиничного бизнеса.

Украинская компания Infopulse сотрудничает с японской Emurgo по блокчейн-решениям. Также она реализовала большой проект по миграции в облако для крупной японской производственной корпорации, название которой не раскрывается.

Но это точечные проекты, которых японцы не замечают в общем потоке. Традиционно там известны другие аутсорсинговые локации. Это Китай, Юго-Восточная Азия – например, Камбоджа или Вьетнам. «Эти локации ближе нам географически, поэтому с ними налажена работа.

Но они не выполняют настолько сложные проекты, как Украина», – рассказал Чиаки Шираи. По его словам, помимо Украины, японцев интересует выход на европейский рынок, и наша страна станет «окном в Европу».

Вице-президент по маркетингу компании Infopulse Ян Кейл напоминает, что проникновение на новые рынки – это всегда медленный процесс. Но с каждым шагом украинские компании будут становиться все заметнее для потенциальных клиентов в Японии, таких как Hitachi, NTT, Rakuten, Trend Micro, Nihon Unisys, Yamato и многих других.

«Японский рынок очень большой и предлагает огромные возможности для проектов по трансформации облаков, автоматизации производства, разработки IoT и роботизированных решений.

В Infopulse мы также видим высокий спрос на знания в области искусственного интеллекта, компьютерного зрения, систем ERP, BI и BA, блокчейна и кибербезопасности», – рассказывает Ян Кейл. В целом Infopulse ожидает до 5% ежегодного роста за счет установления новых партнерских отношений с японскими клиентами.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно