Звезды не так встали: 5 ключевых сдвигов на парламентских выборах в Евросоюзе
Центристские партии «ужались» с 53% до 43% мест в Европарламенте, а евроскептики и «зеленые» укрепили свои позиции

Граждане 28 стран Евросоюза 23–26 мая избирали новый состав 751-местного Европарламента. Он станет более фрагментированным и поляризованным – впервые за 40 лет у двух главных центристских партий оказалось недостаточно мандатов для формирования коалиции с большинством голосов. Впрочем, у них с лихвой хватает сил, чтобы создать в парламенте водораздел для отсечения усилившихся правопопулистских партий.
Рекордная явка
Впервые за четверть века явка на выборах в Европарламент – главный законодательный орган ЕС – превысила 50%. Преодоление этого психологического рубежа многие комментаторы называют главным сюрпризом прошедших выборов и победой демократии. Ряд злободневных проблем – от иммиграции и «Брекзита» до изменения климата – мобилизовали европейцев и побудили их прийти на избирательные участки.
Право голоса в 28 странах было предоставлено 426 млн избирателей (допускались граждане старше 18 лет во всех странах за исключением Австрии, где участвовать в избирательном процессе разрешено с 16-летнего возраста). Явка составила 50,5% – это значительно выше, чем на прошлых выборах в 2014 году (42,61%).
Новый Европейский парламент будет работать до 2024 года. Законодатели будут делить с Европейским советом полномочия по управлению Евросоюзом, формировать бюджетную политику для 19 стран зоны евро и контролировать деятельность Еврокомиссии.
Потери главных фракций
Правоцентристская Европейская народная партия (ЕНП) – ведущая политическая сила в Евросоюзе – набрала менее 25% голосов, впервые с 1989 года. Ее главный союзник – левоцентристский Прогрессивный альянс социалистов и демократов – получил около 20% мест, что стало худшим его результатом с начала прямых выборов в Европарламент в 1979 году.
Потерявшая 39 мандатов ЕНП останется крупнейшей фракцией в новом парламенте, где она будет представлена 178 законодателями. Вместе с социал-демократами, группа которых уменьшилась на 25 мандатов – до 152-х, у них наберется 330 депутатов. Для получения парламентского большинства в 376 голосов им придется пригласить в коалицию третью силу. Наиболее вероятным партнером станет новая группа «Альянс либералов и демократов для Европы», получившая 107 мест в Европарламенте, или «зеленые», занявшие 70 кресел.

«Зеленая» волна
В Евросоюзе наблюдается мощный, хотя и географически ограниченный, рост популярности политсил, сфокусированных на борьбе с климатическими изменениями. «Зеленые» партии заняли вторые и третьи места на выборах в Германии, Франции, Финляндии и Люксембурге, но не выиграли ни одного мандата в южной и восточной Европе. В центральной Европе зеленые получили лишь два кресла в парламенте ЕС от Австрии.
На волне гражданского недовольства экологической ситуацией, школьных демонстраций и крупномасштабных маршей в защиту климата рейтинг «зеленых» партий существенно возрос. Их присутствие в Европарламенте увеличилось с 52 до 70 депутатов. В отличие от популистов-евроскептиков «зеленые» не поднимают вопрос разделения Евросоюза и могут претендовать на ключевую роль в новой парламентской коалиции с проевропейскими фракциями.
«Еще никогда «зеленым» не удавалось получить на выборах такую поддержку избирателей. Эти сенсационные результаты голосования – сигнал о необходимости более активно защищать климат. Мы готовы к переговорам с любой парламентской группой, разделяющей наши три ключевые принципа: активные действия по защите климата, гражданские свободы и социальная справедливость», – прокомментировала результаты выборов лидер Европейской партии зеленых Ска Келлер.
Триумф «Партии Брекзита»
Общеевропейская тенденция перетока избирателей от традиционных крупных партий к новым политическим силам наиболее ярко проявилась в Великобритании. Там правящая консервативная партия, с поста руководителя которой на днях ушла премьер-министр Тереза Мэй, потерпела худшее поражение на выборах за 200 лет. Она набрала лишь 9% голосов, скатилась на пятое место и потеряла 15 из 18 кресел в Европарламенте.
А лидером выборов в Британии стала недавно созданная Партия Брекзита Найджела Фаража, инициатора кампании по выходу Британии из ЕС. Она набрала 31,5% голосов и получила 28 мест в Европарламенте, став в нем крупнейшей цельной политсилой.
«Никогда ранее в британской политике выборы не выигрывала новая партия, запущенная лишь шесть недель назад, – прокомментировал свою победу Найджел Фараж. – Причина, конечно, очевидна: мы проголосовали за выход из ЕС на референдуме, мы надеялись сделать это 29 марта, и мы не сделали это».
Из-за того, что британские парламентарии отклонили достигнутое с Брюсселем соглашение, Великобритания не вышла из состава ЕС в марте 2019 года, как это было запланировано. Лондону была дана отсрочка до 31 октября, и ему пришлось проводить выборы. В парламенте ЕС Британию представят 73 депутата, мандаты которых будут ликвидированы сразу после завершения Брекзита.
Прорывы евроскептиков
Наибольшую поддержку евроскептики получили в Венгрии, где правящая антииммигрантская партия «Фидес» авторитарного премьер-министра Виктора Орбана набрала 53% голосов избирателей и получила 13 мест в Европарламенте. Теперь «Фидес» должен решить, оставаться ли ему во фракции ЕНП или отколоться для присоединения к оппозиционной группе. В Польше похожая на «Фидес» правящая правая партия «Закон и порядок» также торжествует. Она набрала 42%, обогнав проевропейскую фракцию, получившую 39%.
Крупные локальные победы празднуют французские и итальянские евроскептики. Во Франции ультраправое «Национальное объединение» Марин Ле Пен с 23,5% голосов заняло первое место на выборах, обогнав правящую партию «Вперед, республика» Эмманюэля Макрона, набравшую 22,5%.
В Италии правая партия «Лига» вице-премьера Маттео Сальвини получила около 33% голосов избирателей и 28 мест в Европарламенте, что представляется грандиозным прорывом в сравнении с результатом 2014 года, когда эта партия получила лишь 6% поддержки. Комментируя свою победу, Маттео Сальвини заявил о «рождении новой Европы».
«Не только «Лига» – первая партия в Италии, но Марин Ле Пен – первая партия во Франции, Найджел Фараж – первая партия в Британии. Италия, Франция и Британия – это знак, что Европа меняется», – заявил Маттео Сальвини.
В парламенте ЕС Сальвини считают неформальным лидером группы националистов и евроскептиков, стремящихся уменьшить влияние Евросоююза на национальные политики. Вероятно, итальянец станет ядром нового блока евроскептиков, к которому могут присоединиться около 200 депутатов.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].