Битва за «новый космос»: какую роль играет Украина

Битва за «новый космос»: какую роль играет Украина

И кто из отечественных бизнесменов готов составить конкуренцию мировым гигантам

Этот материал также доступен на украинском
Битва за «новый космос»: какую роль играет Украина
Фото: NASA/коллаж Mind

В 2006 году компания SpaceX, основанная американским предпринимателем Илоном Маском, получила свой первый крупный контракт от NASA: его стоимость достигала около $400 млн. А уже в 2018 году по количеству космических запусков (21) SpaceX обогнала Россию (17 запусков), ЕС (11 запусков) и еще ряд стран. С тех пор в освоении космоса началась неизвестна до сих пор эра – время частных космических компаний и коммерческих запусков, получившая название «новый космос».

Mind разбирался, с какими наработками в эту эру входит Украина, и каковы перспективы у «космического» (в прошлом) государства.

Этот материал был специально подготовлен для участников Mind Club. Если хотите получать качественную аналитику и материалы раньше, подписаться можно здесь.

Государственное наследство: чем занимаются «динозавры»

Все космические проекты мира можно условно разделить на два направления: upstream и downstream. Первая группа – это проекты, предусматривающие производство и запуск ракет и космических кораблей. Сюда, например, относится SpaceX Илона Маска или Blue Origin Джефа Безоса.

Вторая группа – проекты, направленные на максимально эффективное использование космических данных здесь, на Земле. К ним, например, относятся системы спутникового космического мониторинга.

В Украине проекты upstream государство фактически монополизировало. Согласно законодательству, никто, кроме государственных предприятий, не может заниматься разработкой, испытанием, производством и эксплуатацией ракет-носителей, а также их космическими запусками.

Статья 4 Закона Украины «О предпринимательстве» прямо запрещает частную деятельность в этих направлениях. Компания Noosphere, которая инвестирует в космические проекты в Украине, неоднократно озвучивала свои предложения по изменению законодательства, однако безрезультатно.

В структуре Государственного космического агентства Украины сейчас – 21 предприятие. Два из них – завод «Хартрон» и «Киевский радиозавод» – имеют статус публичных акционерных обществ. «Хартрон» занимается изготовлением, поставкой и монтажом различного оборудования, включая комплектующие ракет-носителей, космических аппаратов и спутниковых систем. Государство является собственником 50% его акций, а еще 36,4% через компанию «Хартрон Инкорпорейтед» принадлежат на двоих председателю правления «Хартрон» Николаю Вахно и главному специалисту Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Владимиру Кучеренко.

На Киевском радиозаводе проектируют и изготавливают детали в том числе для авиакосмической техники. В реестре Минюста конечным бенефициаром предприятия указан Вадим Васильев. Через компанию «Алькор секьюритиз» он также владеет 70% компании «Элмиз» – тоже бывшего госпредприятия, основным видом деятельности которого является производство летательных аппаратов, в том числе космических. Еще около 28% акций «ЭЛМИЗ» – у частной компании ООО «М.К.М.».

Несмотря на свой де-юре частный статус, подчиненные государству космические предприятия преимущественно работают по традиционной для отрасли модели – выполняют государственные заказы.

Ближе всего к «новому космосу» подошло «Производственное объединение Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова». По данным источников Mind, четыре года назад украинское предприятие производило комплектующие для тестового запуска SpaceX. Сам запуск был неудачным, а сотрудничество вскоре прекратили. Впрочем, официально подтвердить эти данные не удалось.

Mind обратился к «Южмашу» с официальным запросом, однако за целую неделю гендиректор предприятия не принял решения по поводу ответа. Источники издания утверждают, что официальных комментариев о сотрудничестве со SpaceX не будет, потому что проект защищен договором о неразглашении.

Из официального сайта «Южмаша» и конструкторского бюро «Южное» известно, что предприятия также принимали участие в разработке ракеты-носителя Antares для американской военно-промышленной компании Northrop Grumman в рамках ее сотрудничества с NASA (государственно-частное партнерство). Кроме того, они разрабатывали ракеты-носители «Зенит 3SL» для проекта «Морской старт» – плавучего космодрома. Хотя украинские компании выполнили значительную часть работы, их доля в консорциуме была наименьшей – 15%. Норвежская судостроительная компания «Акер квенкер» имела 20%, российская «Энергия» – 25%, а самая большая доля принадлежала корпорации Boeing – 40%.

MC: Битва за “новий космос”: Яка роль дістанеться Україні

Всего за годы независимости в космос поднялось 150 ракет-носителей, которые разрабатывались в Украине. Стоит отметить, что в основном ракеты и их компоненты на украинских предприятиях создаются не на базе новых разработок, а с использованием старых военно-промышленных достижений, которые перерабатываются под коммерческие нужды.

MC: Битва за “новий космос”: Яка роль дістанеться Україні

Почему частные инвесторы опасаются космоса

В течение длительного времени космическая отрасль оставалась непривлекательной для частных инвесторов. По данным компании Space Angels, до 2011 года венчурные инвесторы вообще не рассматривали ее серьезно. В 2015-м в космические проекты вложились до 30 инвесторов по всему миру. И только в 2017 году начался настоящий бум: 120 инвесторов вложили в космические проекты $3,9 млрд. Это был год коммерческих запусков: состоялось 37 коммерческих и 51 государственный старт космических аппаратов.

В своем отчете Space Angels называет коммерческими те компании, которые соответствуют ряду критериев: являются неправительственными и нацелены на получение прибыли, имеют хотя бы 25% рискового капитала, обслуживают государственных и неправительственных клиентов. В целом они насчитали около 300 таких компаний. NASA и космические агентства разных стран обращаются к частным компаниям, поскольку те могут обеспечить более дешевые и быстрые запуски, что в свое время и доказала SpaceX.

«Когда есть предложение – есть и инвестиции, но не без сложностей», – отмечает исполнительный директор Украинской ассоциации венчурного и частного капитала Ольга Афанасьева. И основная сложность заключается в «колоссальных объемах инвестиций», которые нужны на космические проекты. Речь идет о десятках миллионов долларов только на старте. «В космической сфере слишком высокая стоимость научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы», – подтверждает управляющий партнер Inventure Investment Group Алексей Олейников.

Вторая сложность – это большой горизонт прогнозирования инвестиций. Если интернет-сервис или гаджетовый стартап может принести прибыль уже через три года, то космическим проектам может потребоваться до 20 лет. Поэтому понятно, почему инвесторы предпочитают бизнесы, которые быстро масштабируются и имеют понятную бизнес-модель.

В Украине ко всем факторам добавляются еще и локальные особенности – в частности, отсутствие рынка. Не понятно, кто будет заказчиком продукта, ведь украинское государство само является подрядчиком на международных проектах.

«Космическая Империя» Макса Полякова

Самые громкие космические инициативы вне государственного сектора так или иначе связаны с венчурной компанией Noosphere и личностью Максима Полякова. Он родился и вырос в Запорожье, а сейчас живет в США. Там и развивает свои бизнесы. Поляков – поклонник концепции общедоступного «нового космоса» и в своих интервью критикует попытки власти держать эту отрасль зарегулированной.

В портфеле венчурного фонда Noosphere Ventures  – 10 компаний. Из них четыре связаны с космосом и имеют отношение к Украине.

«У Полякова четверо детей, но он сказал, что свои миллионы они пусть сами себе заработают, а он будет вкладывать в космос», – рассказывает источник из окружения предпринимателя.

Фото: facebook Макса Полякова

EOS Data Analytics – первая космическая компания Полякова. Она занимается сбором и обработкой спутниковых данных. Компанию основали в Днепре, но центральный офис находится в США. Оттуда же ведутся и продажи.

Сейчас в EOS DA работает около 160 человек. Ее инструментами пользуются более 140 000 людей по всему миру, причем за последний год их количество выросло в три раза. Среди пользователей – агентство Bloomberg и природоохранная организация Greenpeace. EOS DA обслуживает нескольких спутниковых провайдеров национального масштаба – они владеют спутниками, но обработку изображений заказывают украинцам.

В EOS DA существуют как платные инструменты, так и бесплатные. Например, в сервисе Land Viewer можно бесплатно сравнивать архивные снимки земной поверхности. Аналитики компании также предоставляют сведения для страховых компаний, которые помогают спрогнозировать урожайность или рассчитать необходимый объем водных ресурсов для полива культур.

Фото: Firefly Aerospace

Firefly Aerospace – американская частная космическая компания, основанная инженером Томасом Маркусиком. Он стремился построить малый ракетоноситель, который будет заниматься доставкой грузов на околоземную орбиту. Однако как менеджер Маркусик допустил ряд ошибок, и компания погрязла в долгах. Максим Поляков под залог своего дома в Сан-Франциско выкупил $1 млн долгов и активы «светлячка» (так переводится firefly) и стал новым владельцем компании.

У Firefly – 180 работников в США и 155 в украинском Днепре. Многие из них ранее работал на государственных предприятиях космической отрасли. В том числе директор по развитию международного бизнеса Джон Иселла. Когда-то он представлял конструкторское бюро «Южное» в США, а до этого в течение 35 лет занимался космическими проектами в США и Канаде.

Формально созданные в Днепре разработки продаются головному (американскому) офису Firefly. По словам Макса Полякова, его компания первой в мире среди частных игроков получила лицензию в рамках ITAR на такого рода сотрудничество между странами.

В ноябре прошлого года Firefly стала одной из девяти частных компаний, которые NASA выбрала для освоения Луны и которым выделила $2,6 млрд. Firefly работает над созданием двух ракет: Alpha и Beta. По словам Полякова, 70% работы в рамках «лунного» проекта может выполняться в Украине. Первый запуск должен состояться уже в 2019 году. Места на 16 ракетах Firefly под свои спутники уже забронировала компания Airbus. По оценкам Полякова, доставка 1 кг груза на орбиту будет стоить $8000. Каждый из спутников Airbus весит 210 кг.

SETS – еще один космический бизнес из портфеля Полякова. Компания работает над производством космического электрического двигателя, в ее штате всего девять человек. На базе SETS организовано мелкосерийное производство основных конструктивных элементов электрореактивных систем. В компании посчитали, что их использование позволит снизить стоимость двигательных систем при одновременном повышении производительности.

Firefly – постоянный заказчик SETS. Вместе они подавались на участие в государственных программах NASA, детали пока не разглашаются. Кроме того, компания ведет переговоры с восемью потенциальными заказчиками, которые уже проявляют интерес к ее разработкам. Среди них – Корейский институт аэрокосмических разработок (KARI), интернет-гигант Amazon, американская аэрокосмическая компания Infinite Orbits.

Flight Control – эта компания также указана в портфолио проектов Noosphere, хотя информации о ней практически нет. Известно, что в компании работает 41 человек, они делают наземные спутниковые станции.

Сколько денег вообще Поляков вложил в свои «космические» бизнесы, точно не известно. Однако если взять за расчет среднюю заработную плату в отрасли – 7750 грн – и количество работников в украинских офисах его компаний, можно посчитать, что только на персонал в Украине идут как минимум миллионы гривен ежемесячно. Инвестиции в материальную базу и научно-исследовательскую работу могут быть на порядок выше.

Поляков стремится построить полный цикл космического производства, чтобы не зависеть от других компаний. А следовательно, также инвестирует в создание трех собственных спутников, которые должны отправиться в космос в начале 2020 года. Пока этим занимается исследовательская группа в составе EOS DA. С переходом на серийное производство не исключено появление отдельной спутниковой компании в «космической империи» Полякова.

Интересно, что ни одного спутника, запущенного государством Украина, на орбите сейчас нет. Два наноспутника в 2017 году запустили студенты Национального университета «Киевский политехнический институт», на настоящее время на орбите остался только один из них.

Какие украинские стартапы «осваивают» космос

Отдельная категория космических и околокосмичних проектов в Украине – стартапы, созданные энтузиастами. Некоторым из них уже удалось привлечь инвестиций и первых клиентов, а некоторые еще дорабатывают свои разработки.

Среди них:

Decron.club – специализируется на запуске банковских слитков в космос.

Идея стартапа – в том, чтобы изготавливать монеты из драгоценных металлов с космической символикой и отправлять их в внеземное пространство. «После того как такая монета побывала в космосе, ее стоимость для коллекционеров существенно увеличивается», – считает основатель стартапа Денис Руденко. За несколько лет проекту удалось привлечь около $400 000 инвестиций от восьми инвесторов.

Сейчас Денис Руденко «загорелся» еще одной идеей: он создал комьюнити Space1OOO и хочет собрать деньги на строительство «космических центров» на Земле – футуристических сооружений, где каждый посетитель сможет почувствовать себя как бы внутри космического корабля. Для этого он планирует выпустить серию монет по $1000 за штуку и вырученные от продажи средства вложить в строительство.

Space Cossacks создает гибрид аэростата и коптера, с которого на высоте 20 км смогут стартовать ракеты. Основатели проекта Александр Лозинский и Дмитрий Хмара развивали его за счет собственного энтузиазма и за собственные средства. Хмара продолжает работать программистом в компании «Инфопульс».

В прошлом году команда стала победителем в национальном хакатоне ActinSpace и затем представляла Украину на европейском этапе во французской Тулузе.

Параллельно с работой над основным проектом, команда Space Cossacs создает прототип лунного ровера, аппарат для переработки реголита и экзоскелет для астронавтов. Но пока все проекты находятся на стадии разработки прототипов.

Фото: Facebook Space Cossacks

Strato Ukraine – занимается съемками рекламы в стратосфере. Стартап предлагает поднимать в небо различную продукцию и снимать видео запусков. Ведь «пейзаж» из стратосферы практически не отличается от вида Земли из нижних границ космоса.

Strato Ukraine уже имеет два коммерческих кейса. Первый – телеканал М1, который захотел поднять статуэтку M1 Music Awards 2018 на высоту 27 км. Около 250 000 человек посмотрели «Первую космическую миссию М1». Во время трансляции М1 разыграл 10 билетов на концерт M1 Music Awards 2018 для тех, кто угадает высоту, на которую поднимется шар.

Второй кейс – производитель «вечной» канцелярии Nuka. Его блокнот и ручки подняли на высоту в 31 км, а затем их разыграли среди подписчиков бренда в Instagram.

Space Logistics Ukraine – частная компания из Днепра, настроенная построить космопорт в Украине для запуска сверхлегких ракет-носителей. Они смогут выводить на орбиту 500–600 км спутники весом 100–120 кг (микро- и наноспутники). На сегодня в компании есть договоренность с Progresstech Ukraine – инженерно-конструкторским центром, одним из подрядчиков Boeing. Подготовлена инженерная записка, по которой компания начала первый этап аналитической работы.

Космос на аутсорсинг: каковы перспективы украинского ПО

Еще одна ниша в космической сфере, не занятая сегодня, – это разработка программного обеспечения. И здесь у украинских компаний неплохие перспективы.

Украина – одна из главных аутсорсинговых локаций в мире. Более 150 000 IT-специалистов создают программное обеспечение для мировых гигантов в области автомобильной промышленности и медицины. Могут ли эти компании стать полноценными игроками «нового космоса»? Или же производители ракет предпочтут разработке in-house? «Хорошая новость для нас как разработчиков программного обеспечения в том, что в любой индустрии сейчас нужен софт», – рассказывает СЕО компании GlobalLogic Шашанк Самант.

Компания работает с автомобильной, медицинской, музыкальной и другими сферами и имеет большой офис разработки в Украине – на более чем 4000 сотрудников. Разработку для космической отрасли GlobalLogic не выполняет, но, по мнению Шашанка Саманта, автомобильная инженерия очень близка к космической. «Решения для автомобильной промышленности можно применять в авиационной отрасли. А если можно в авиационной, то можно и в космической», – объясняет он.

Речь идет о таких решениях, как системы командного контроля. «Мы разрабатываем системы командного контроля – будь то медицинская отрасль, промышленность или производство автомобилей. Мы понимаем инсайты и можем быстрее принимать решения. Работаем с мета-данными, которых очень много во всех сферах и которыми трудно управлять. Так вот: алгоритмы, которые это делают, могут так же применяться в космосе», – уверена Бетси Аткинс, американский предприниматель, член правления компаний Volvo и Schneider Electric.

Но пока напрашивается вывод, что аутсорсеры привыкли работать с очень большими вертикальными индустриями, такими как финансовая или фармацевтическая. А космосмическая отрасль в этой плоскости только проходит фазу своего становления. «Нельзя сказать, что прямо сейчас это наша цель. Но есть фундаментальные разработки, которые могут применяться и там тоже. Вообще я думаю, что это хорошая идея – предложить им наши услуги. Так и сделаем», – говорит она.

По словам управляющего директора компании GlobalLogic в Центральной и Восточной Европе Игоря Беды, сегодня компании отдают разработку туда, где есть необходимые специалисты и компетенции. «Это не о инсорсинге или аутсорсинге. Это о поиске правильных талантов. И здесь Украина спозиционировали себя очень хорошо», – считает он.

Фото: NASA

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате