Экономика церковных расколов: что стоит за конфликтом между Епифанием и Филаретом
За какие активы, кроме паствы, соревнуются иерархи

24 июня прошло заседание Священного синода Православной церкви Украины (ПЦУ). Иерархи решали, как спастись от нового раскола и старого раскольника: предать ли архиерея Филарета анафеме или просто лишить его права подписи на финансовых документах Киевской епархии? Но как оказалось, в основе происходящих событий лежат не только духовные ценности. В подробностях этой истории разбирался Mind.
Кто такой почетный патриарх ПЦУ Филарет? Михаил Денисенко родился в с. Благодатное Амвросиевского района Донецкой области 23 января 1929 года. В 1946-м окончил среднюю школу и поступил в третий класс Одесской духовной семинарии. В 1950 году принял монашество под именем Филарет, а в мае 1966-го (в 37 лет), стал экзархом Украины, архиепископом Киевским и Галицким, членом Священного синода Русской православной церкви.
Здесь необходимо пояснить, что «экзархат» – это административная единица, находящаяся вне главной административной территории патриархата. Она управляется наместником, который подчиняется патриарху и Священному синоду, но пользуется определенной самостоятельностью. И это понятно – непосредственно из Москвы было бы трудно управлять огромной территорией и окормлять сотни тысяч верующих, говорящих на отличном от русского языке.
«Когда я стал экзархом, – рассказывал позднее журналистам сам Филарет, – я управлял так, что Украинский экзархат имел 60% всех парафий Московского патриархата». Таким образом, в 1966 году Филарет приобрел статус второго по влиянию иерарха РПЦ, а власти Украинской ССР – надежду на создание собственной, Украинской православной церкви, незаменимого инструмента для проведения внутренней политики и воспитания граждан в духе «непротивления злу насилием».
Эту «надежду» спустя пять лет подтвердил и новый глава РПЦ патриарх Пимен. В мае 1971 года он даровал экзарху Филарету право одновременного ношения двух панагий – ранее такой чести удостаивались лишь главы автокефальных или автономных церквей. Причина была сугубо политическая – условная «автономность» от Москвы давала Филарету право представлять на международной арене более «демократичную», то есть отличную от московской, строго ортодоксальной, точку зрения на внутреннюю и внешнюю политику, проводимую КПСС и СССР. Иными словами, тогда 42-летнему Филарету был доверен пост «министра иностранных дел» Московской патриархии.

Патриарх Филарет
С чего начался церковный раскол? В мае 1990 года, после смерти патриарха Пимена, Филарет мог сделать последний шаг к вершине своей карьеры. Он был избран местоблюстителем патриаршего престола и по должности руководил избранием нового патриарха. «Филарет тогда оказался на распутье, – вспоминал в середине 1990-х один из ныне покойных его соратников. – Он вполне мог бы занять патриарший престол… Однако «на кону» тогда стояли независимость от Москвы и власть над бОльшей (60% всех приходов. – Mind) частью церкви. И он предпочел уступить Алексию II (Ридигеру). Зато на Архиерейском соборе РПЦ (25–27.10.1990. – Mind) Филарет добился предоставления экзархату Украины статуса «Украинской православной церкви» и «самостоятельности в управлении».
Неформальный «размен» был официально подтвержден 28 октября 1990 года. В этот день патриарх Алексий II отслужил в Киеве торжественную литургию в соборе Святой Софии и вручил Филарету патриаршую грамоту на право быть предстоятелем Украинской православной церкви (УПЦ). Так было положено начало раскола Московской патриархии. Сначала на две неравные части – российскую и украинскую, а потом – на две отдельные церкви – Московского и Киевского патриархатов.
Дальнейшая хронология раскола. Естественно, что в 1990 году УПЦ не могла быть создана без одобрения более высокой, нежели Священный синод, инстанции. Поэтому Филарет получил упомянутую патриаршую грамоту – «доверенность на автономию» – только после принятия 16 июля 1990-го Верховным советом УССР декларации «О Государственном суверенитете Украины».
Тогда по инициативе Москвы подобного рода заявления были сделаны во всех национальных столицах СССР. Во-первых, для формального подтверждение тезиса о равноправии советских республик. И во-вторых, в ответ на фактический выход Литвы, Латвии и Эстонии из состава Советского Союза.
Иными словами, «автономная» УПЦ была создана как формальный атрибут «суверенной» Украинской ССР, не более. Однако в Москве очень сильно заблуждались – в Киеве в конце 1990-го – начале 1991 года уже вовсю рисовали эскизы новых валюты и паспортов, а также думали об учреждении церкви, реально независимой от Московской патриархии.
Сценарий был тот же самый: 24 августа 1991 года Верховная Рада провозгласила «Акт независимости Украины», а 3 ноября 1991-го Всеукраинский поместный собор обратился к РПЦ с прошением, а по сути – с требованием, о предоставлении УПЦ автокефалии. Однако духовная советская власть оказалась прочнее светской: в апреле 1992 года Архиерейский собор РПЦ отказал в удовлетворении упомянутого прошения, а 11 июня того же года Филарет был отстранен от служения и отлучен от церкви.
Почему решения Священного синода и соборов РПЦ были такими жесткими? В Москве уже знали о том, что на 25 июня 1992 года в Киеве был назначен Всеукраинский поместный собор. И о том, что в проект его постановления были записаны два главных пункта: провозглашение Киевского патриархата и объявление «всех банковских счетов УПЦ [и денежных средств на них] счетами [и средствами] Украинской православной церкви Киевского патриархата».
«Да, [в 1992 году] со мной остались деньги Украинской экзархии, – рассказывал позднее Филарет. – Те [деньги], которыми я распоряжался как епархиальный архиерей. Почему я должен был дарить их Москве?!»
И действительно – если учесть, что религиозная организация УПЦ КП (ЕДР 22894788) была учреждена неким «поместным собором» – единовременным собранием неизвестной организационно-правовой формы с индивидуально неопределенным непостоянным членством.
Иными словами, УПЦ КП не имела тогда, как не имеет и сейчас, полноценного собственника. У нее были «пользователи» – патриарх, прочие священнослужители и прихожане, распорядители – патриарх, митрополиты, епископы и пр., а владельцев – не было.
Но главный вопрос – что считать активами? Покойный (†14.07.1995) патриарх УПЦ КП Владимир (Романюк), например, оценивал наличные сбережения Украинского экзархата по состоянию на 1990 год в 3 млрд советских рублей. В 1992-м цену недвижимости УПЦ КП (за исключением Владимирского кафедрального собора и здания Украинского экзархата на Пушкинской, 36. – Mind) УПЦ КП анонимные эксперты определяли в 4 млрд карбованцев.
Но эти цифры не слишком достоверны и заведомо не точны – тайны ликвидационного баланса Украинского экзархата и текущего баланса УПЦ КП свято хранят и бывшие, и нынешние руководители церкви. Почетный патриарх Филарет имеет все основания «не помнить», сколько денег он отказался «дарить Москве», а нынешний предстоятель ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко), он же бывший личный секретарь Филарета и экс-управляющий делами Киевской патриархии, вряд захочет рассказать верующим, обществу и Государственной фискальной службе о том, кто и как именно управлял финансами УПЦ КП.

Митрополит Епифаний
И все иерархи, как один, будут молчать о том, что раскол Украинского экзархата/УПЦ на УПЦ МП и УПЦ КП, а также нынешняя попытка раскола ПЦУ вызваны не идейными разногласиями, не нарушением апостольских правил или святоотеческих установлений, а переделом материальных и нематериальных активов, оборотных средств, нераспределенной прибыли и прибыли будущих периодов.
Религиозно-коммерческая корпорация. В 1995 году УПЦ КП насчитывала в своем составе около 1200 парафий. В 2000-м. – около 2100, в 2004-м – 3327, в 2010-м – 4281, в 2017 году – 5264. А в перспективе– пусть даже отдаленной, если в ПЦУ перейдут даже не все из 11 000 общин УПЦ Московского патриархата, а только половина – финансовые обороты возрастут многократно.
Порядок цифр можно представить на примере киевского Свято-Феодосиевского монастыря, настоятель которого, архимандрит Викентий, в 2001 году был готов принять участие в отмывании $500 млн, полагая, что такая сумма на заграничных счетах УПЦ КП не вызовет никаких подозрений у европейских служб финансового мониторинга.
Однако, кроме этой и двух-трех аналогичных историй, верующим, обществу в целом и Государственной фискальной службе о структуре, счетах и капиталах УПЦ КП неизвестно почти ничего. Разве лишь то, что все финансы церкви контролировал и контролирует до настоящего времени лично Филарет.
«То, что я контролирую средства Киевской патриархии [и Киевской епархии]– это правда. А Епифаний желает завладеть этими средствами, – так почетный патриарх объяснил журналистам смысл и содержание конфликта между вновь созданной ПЦУ и еще до конца не ликвидированным Киевским патриархатом. – Епифаний нашел юристов, они изучили вопрос, можно ли средства патриархии перевести на него. Юристы сказали, что пока не будет моей подписи, это сделать невозможно. Поэтому Епифаний хочет ликвидировать Киевский патриархат [как юридическое лицо], чтобы завладеть деньгами…»
Какими именно деньгами? По состоянию на 2017 год только Киевская епархия, которую Филарет бессменно возглавлял с 1992-го, насчитывала 588 парафий, а также неизвестное количество миссий, братств и фондов с неизвестным количеством счетов в неизвестных банках, офшорных юрисдикциях и т. п. Структура этой религиозно-коммерческой корпорации настолько сложна, что без тщательного аудита разобраться в ней и выяснить, какими финансовыми ресурсами располагает сегодня УПЦ КП/ПЦУ невозможно. Поэтому именно этим обстоятельством и объясняется постановление Священного синода ПЦУ от 24 июня «об увольнении» Филарета, говоря обычным языком, «с должности председателя правления ЧАО «Киевская епархия».
Это решение, естественно, будет обжаловано в суде, поэтому украинское общество ждет еще много интересных новостей из церковной жизни. Mind, со своей стороны, будет следить за развитием событий.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].