Билет в один конец: как самоубийцы разжигают протесты в Гонконге
Символами затянувшихся демонстраций стали молодые суицидники, разбивающиеся насмерть в поддержку протестов

Добровольные смерти стали тревожным следствием неутихающих четвертую неделю антиправительственных акций в Гонконге, специальном административном районе Китая. Вслед за маршами, мирными демонстрациями и разгромом здания парламента несколько молодых граждан бывшей британской колонии совершили суициды, чтобы окончательно заявить о своем отчаянии.
«Мученики» режима
Ранним утром 15 июня 35-летний мужчина по фамилии Леунг в ярко-желтом дождевике взобрался наверх строительных лесов у торгового здания в центре Гонконга и прикрепил там транспарант «Любите, а не стреляйте! Нет экстрадиции в Китай!». В течение четырех часов полицейские пытались отговорить его от суицида, но примерно в 9:00 утра мужчина прыгнул мимо надутой для него воздушной подушки и разбился.
В минувшую субботу 21-летняя студентка университета по фамилии Ло спрыгнула с 24-этажного жилого здания в гонконгском районе Фанлинг. На стене 24 этажа она написала красной краской предсмертный манифест: «Я надеюсь обменять мою жизнь на исполнение желаний двух миллионов людей. Мы против экстрадиции в Китай. Мы настойчиво требуем полной отмены этого закона, снятия с нас ярлыка «мятежники», освобождения [арестованных] студентов и протестантов, увольнения [главы администрации] Кэрри Лам и наказания для полицейских».
На следующий день, 30 июня, 29-летняя офисная сотрудница и бывшая воспитательница детсада Жита Ву спрыгнула с пешеходного моста возле торгового комплекса IFC в районе Централ. В предсмертной записке, оставленной в Facebook, она призвала подлить масла в огонь протестов. «Гонконг, продолжай бороться. Я хотела бы увидеть твою победу… Но я не пойду на завтрашний митинг, потому что потеряла надежду на лучшую жизнь. У меня нет собственного жилья, я измотана и не хочу продолжать тяжело работать для обеспечения завтрашнего дня».
Ранним утром во вторник, 2 июля, 20-летняя девушка по фамилии Мак разбилась, спрыгнув с 9-го этажа жилого дома в районе Чёнг-Ша-Ван. В предсмертной записке она написала: «Что нужно Гонконгу – это революция».
Всех четверых самоубийц гонконгские демонстранты считают «мучениками» режима. В их честь на городских улицах сооружают импровизированные алтари из цветов. А ярко-желтые куртки, похожие на одеяние первого смертника, участники уличных антиправительственных маршей несут как флаги.
По словам Пола Вип Сиу-фэя, директора Центра по предотвращению суицидов при Университете Гонконга, «все общество охвачено истерией по причине вулканического извержения глубинных личностных кризисов, вызванных законом об экстрадиции».
«Люди расстроены, переживают за безопасность других и чувствуют неуверенность в своей собственной жизни. Я никогда не видел Гонконг настолько беспокойным и озабоченным, с ощущением, что все вышло из-под контроля. Эти факторы могут привести к вспышке экстремизма», – сообщил Пол Вип Сиу-фэй.
По его убеждению, почитание суицидников как героев и драматизация их самоубийств оказывают инфекционный эффект на общество. Чем сильнее протестанты будут прославлять умерших, тем больше молодых жителей Гонконга будут совершать попытки суицида, считая, что их смерти могут иметь значение.
Причина протестов
Гонконг на протяжении 156 лет был британской колонией, но в 1997 году его возвратили Китаю и наделили высокой степенью автономии по принципу «одна страна – две системы». На 50 лет (до 2047 года) ему была гарантирована независимость во всех сферах, кроме обороны и внешней политики. Граждане Гонконга имеют собственную валюту и обеспечены такими фундаментальными правами человека, которые ограничены у китайцев, как свобода слова и СМИ.
У Гонконга нет соглашения об экстрадиции с материковым Китаем. Но в этом году администрация автономии под руководством Кэрри Лам решила наладить сотрудничество в этой сфере. В начале июня был издан законопроект об экстрадиции, позволяющий выдавать по запросу китайских органов на материк лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений.
Эта инициатива была встречена в штыки гонконгской оппозицией, заявившей, что экстрадиция будет распространяться не только на фигурантов уголовных и коррупционных дел, но и на правозащитников и политических оппонентов власти.
Мобилизация недовольных началась с распространения более 500 онлайн-петиций, в которых сотни тысяч людей заявили о своем недовольстве законопроектом. Помимо посягательств Китая на свободу автономии, многие молодые гонконгцы недовольны растущим социальным неравенством, острой нехваткой жилья и плохими перспективами на улучшение жизненных условий.
9 июня свыше 1 млн человек вышли на улицы Гонконга, чтобы выразить свой протест. А ночью 1 июля, в 22-ю годовщину перехода автономии под юрисдикцию материкового Китая, произошел беспрецедентный для города штурм парламента – несколько сотен демонстрантов разбили стеклянные двери здания, прорвались в зал заседаний, где поломали мебель и офисную технику и нанесли антикитайские лозунги на стены.
Восток против Запада
Протесты в Гонконге накалили дипломатические отношения между странами Запада и Пекином, стремящимся доказать, что массовые демонстрации вызваны не его агрессивной политикой, а внешним воздействием. Представительство МИД Китая в Гонконге обвинило США, Британию и «правительства некоторых других стран», в «наглом вмешательстве» в ситуацию.
В Пекине связывают происходящие в автономии протесты с торговой войной между Пекином и Вашингтоном и борьбой Запада против корпорации Huawei. По утверждению китайских чиновников, иностранные политики своими высказываниями агитируют гонконгских бунтарей нарушать порядок, чтобы Запад смог усилить давление на правительство Китая.
«Когда масштабные демонстрации проходят в ваших странах, то полиция не колеблясь применяет бронетехнику, водометы, дубинки, слезоточивый газ и резиновые пули. Тогда почему вы проявляете толерантность к преступникам в Гонконге, которые прибегают к насилию?» – говорится в ноте представительства МИД Китая.
В среду посол КНР в Великобритании Лю Сяомин созвал пресс-конференцию, на которой в необычайно резкой для дипломата форме раскритиковал Лондон. Он сообщил, что китайско-британские отношения уже нарушены, доверие ослабло, и Соединенному Королевству грозят «серьезные последствия», если оно не «уберет руки» от Гонконга.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].