На урановой орбите: зачем Украине энергетическая мегакомпания

На урановой орбите: зачем Украине энергетическая мегакомпания

И как интеграция ВостГОК в НАЭК «Энергоатом» поможет обеспечить атомщиков урановым концентратом

Цей текст також доступний українською
На урановой орбите: зачем Украине энергетическая мегакомпания
Добыча урана
Фото: «Урядовий кур'єр»

Восточный горно-обогатительный комбинат (ВостГОК), единственный в Украине производитель уранового концентрата, должен быть интегрирован в государственную НАЭК «Энергоатом». Такое распоряжение одобрило правительство Владимира Гройсмана на заседании 10 июля. По замыслу Кабмина, благодаря этому объединению в стране появится мощная вертикально-интегрированная энергетическая компания, чей производственный цикл будет начинаться с добычи урановой руды и заканчиваться производством электроэнергии.

«Вообще-то, в мире нет примеров подобной работы атомной отрасли. Но это не означает, что Украина не может работать в таком формате. Оба предприятия – ВостГОК и «Энергоатом» – государственные компании – монополисты в своих сферах производства, и мы можем держать отрасль на должном уровне», – пояснил Юрий Недашковский, президент НАЭК «Энергоатом», отвечая на вопрос Mind о причинах и последствиях правительственного решения.

Но распоряжение еще не вступило в силу, поскольку требует определенной доработки. У НАЭК «Энергоатом» есть кредитные обязательства перед Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), поэтому возможное привлечение нового предприятия в состав НАЭК должно быть согласовано с этим учреждением. Владимир Гройсман поручил разработчикам документа и секретариату Кабмина доработать его в окончательной редакции и ввести в действие.

Когда это произойдет, пока точно неизвестно. Решение о создании вертикально-интегрированной компании Министерство энергетики и угольной промышленности поддержало еще в марте, соответствующий приказ датирован 11 марта 2019 года. И только через четыре месяца правительство утвердило соответствующее распоряжение.

Mind выяснял, в каком состоянии сейчас находится уранодобывающая отрасль Украины и станет ли решение об интеграции обеих компаний помощью атомщикам.

Где Украина берет уран для производства атомной энергии?

Украина занимает седьмое место в мире по уровню генерации ядерной энергии – 79,5 терраватт (ТВт), что составляет 53% в общем энергобалансе страны. Для сравнения: первое место у США – 808 ТВт, второе – у Франции, 395,9 ТВт.

Общие потребности в урановом концентрате для обеспечения ядерным топливом всех отечественных АЭС составляют 2400–2500 тонн в год. ВостГОК производит уранового концентрата 40% от потребностей – ежегодно около 1000 тонн. Но даже с такими объемами Украина занимает девятое место в мире по добыче урана – около 2%.

В 2018 году в мире добыли и произвели 53 080 тонн уранового концентрата, такую деятельность ведут только 19 стран. Лидерство по добыче и экспорту держат Казахстан, Канада и Австралия. Следует отметить, что свободного рынка урана в мире не существует. Некоторые биржи показывают котировки за фунт уранового концентрата, однако это – в определенной степени экзотика, больше направленная на поддержание имиджа самой биржи.

«На свободном рынке уран не торгуется, практически все объемы покупаются по двусторонним договорам, как правило, долгосрочным. Поэтому нельзя ориентироваться на биржевые индексы, цены могут очень сильно отличаться», – рассказал Mind Юрий Недашковский.

Мировые запасы урана различаются по ценовым категориям себестоимости добычи: до $40 за 1 кг,  до $80/кг, до $130/кг и до $260/кг. По данным «Красной книги» МАГАТЭ, с 2015 года средневзвешенная стоимость запасов урана несколько возросла: с примерно $102/кг до $107/кг. Это объясняется тем, что компании-добытчики прежде всего отрабатывают залежи с высоким содержанием урана и низкой себестоимостью. А с большей себестоимостью оставляют для будущих разработок. Вот это «будущее» и приближается.

Почему Украине необходимо наращивать добычу урана?

ВостГОК – это монопредприятие, 96% его продукции – урановый концентрат, который комбинат реализует исключительно для нужд НАЭК «Энергоатом». Сырьевая и производственная базы расположены в двух областях: четыре месторождения – в Кировоградской области, гидрометаллургический завод и «хвостохранилище» – в Днепропетровской.

На Ватутинском месторождении работает шахта «Смолинская», на Мичуринском и Центральном – шахта «Ингульская», на Новоконстантиновском – шахта «Новоконстантиновская». Это подземные шахты, в которых залегают твердые породы вроде гранита, которые надо взорвать, выдать на поверхность, измельчить и отвезти на перерабатывающий завод, где путем выщелачивания и получают концентрат урана.

Запасы месторождений находятся в разных ценовых диапазонах: наиболее конкурентный – до $80/кг – это  шахта «Новоконстантиновская»; другие в дорогих – до $130/кг и до $260/кг. Три месторождения почти отработаны: на Ватутинском, в категории «до $130/кг», осталось до 2000 тонн концентрата, поэтому шахту «Смолинскую» уже готовят к выводу из эксплуатации, который запланирован на 2023 год. На Мичуринском осталось 3000 тонн, а на Центральном – 6800 тонн, поэтому шахту «Ингульскую» планируют закрыть в 2030 году. Обе шахты – из категории «до $260/кг».

В Украине остается много урановых месторождений, которые еще не разведаны, поэтому об общих запасах урана говорить трудно. Однако, что касается уже известных залежей, статистика неплохая. Если взять за константу 2400 тонн концентрата, которые страна потребляет в год, то запасов в диапазоне «до $260/кг» хватит на 90 лет, «до $130/кг» – на 47 лет, «до $80/кг» – на 24 года.

В какой проект лучше вкладывать инвестиции?

В ноябре 2017 года Кабмин утвердил Концепцию государственной целевой программы развития атомно-промышленного комплекса Украины до 2020 года (распоряжение №943-р от 9.11.2017). Среди прочего она предусматривала увеличение производства концентрата урана до 2500 тонн. Но программа не была выполнена, в 2019 году уровень производства останется на отметке около 1000 тонн. Одной из причин стало хроническое недофинансирование: правительство выделяло лишь 10–12% от необходимых средств.

Сейчас руководство ВостГОК пытается утвердить в Кабмине другой государственный инвестиционный проект – «Новоконстантиновская шахта. Развитие производственных мощностей». Проект рассчитан на пять лет (2019–2023 годы). По оценкам Министерства экономического развития, общая сумма инвестиций составит 2,9 млрд грн, из них 1,7 млрд грн должно вложить предприятие, а еще 1,2 млрд грн – предоставить государство.

«Это позволит только по данному проекту выйти на производство 700 тонн уранового концентрата, вместо нынешних 336 тонн. Создаст дополнительно 200 рабочих мест, сумма отчислений в госбюджет вырастет на 8,5 млрд грн», – рассказывает Александр Сорокин, генеральный директор ГП  «ВостГОК».

В 2019 году комбинат вкладывает в проект собственные средства, запланированная сумма – 142,7 млн грн. По словам Сорокина, уже в IV квартале будет введен в эксплуатацию главный ствол Новоконстантиновской шахты, который до этого момента не использовался, а также увеличатся мощности по подъему руды.

Эксплуатацию этой – самой перспективной – шахты ВостГОК начал еще в июне 2011 года, однако комбинату просто не хватало средств, чтобы завершить ее оснащение. «Почти 10 лет ВостГОК не получал никаких бюджетных инвестиций. А всю прибыль, которую мы получали в 2015–2017 годах, а отчасти и в 2018-м, правительство забирало в госбюджет. Однако даже из остатков мы смогли вести работы по достройке Новоконстантиновской шахты. Очень надеюсь, что наш проект поддержат и предоставят госфинансирование», – говорит Александр Сорокин.

Откуда ВостГОК может привлечь средства?

В 2019 году у ВостГОК возникли серьезные проблемы с экономикой производства: фактически комбинат работает «в минус». По словам Сорокина, это произошло потому, что Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование  в сферах электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), когда рассматривала и утверждала тариф для НАЭК «Энергоатом», очень занизила составляющую, средства от которой «Энергоатом» направляет на покупку уранового концентрата. То есть НКРЭКУ заставила атомщиков приобретать уран по цене ниже его себестоимости.

Руководство ВостГОК надеялось, что с запуском свободного рынка электроэнергии ситуация изменится: «Энергоатом» сможет продавать свою электроэнергию несколько дороже установленного НКРЭКУ тарифа и пересмотрит ценовое соглашение на покупку урана. Но этого не произошло, Кабмин обязал «Энергоатом» продавать 90% своей электроэнергии «по спецобязательствам», чтобы не повышать цены для населения.

А значит, остается второй вариант – интеграция ВостГОК в структуру НАЭК «Энергоатом», чтобы последняя уже включила развитие уранового комбината в свои инвестпрограммы, ведь «Энергоатому» проще привлечь инвестиционные средства. Соответствующее распоряжение, как говорилось выше, Кабмин принял 10 июля. Сегодня обе компании ожидают окончательный, доработанный вариант документа, чтобы начать практическую интеграцию.

В документе отмечается, что такой шаг позволит «сохранить уранодобывающую и перерабатывающую отрасль, обеспечит «Энергоатом» собственной сырьевой базой с разведанными и подтвержденными запасами урана в объемах, которые позволят на 100% обеспечить потребности украинских АЭС. К тому же себестоимость уранового концентрата не будет превышать цены мировых лидеров».

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно