Семь дней нефти и газа: новая реальность Суэца, Айкан против Баффетта, американо-израильская «энергодружба» и буксующие инновации саудитов

Семь дней нефти и газа: новая реальность Суэца, Айкан против Баффетта, американо-израильская «энергодружба» и буксующие инновации саудитов

Дайджест самых важных и увлекательных сюжетов в мировом нефтегазовом бизнесе и энергетике за неделю

Цей текст також доступний українською
Семь дней нефти и газа: новая реальность Суэца, Айкан против Баффетта, американо-израильская «энергодружба» и буксующие инновации саудитов

Как всегда, по понедельникам Mind знакомит читателей с наиболее захватывающими сюжетами, которые волновали глобальную индустрию, связанную с производством и торговлей энергоресурсами.

Сегодня в выпуске:

Вызов – новые задачи для Суэцкого канала

Конфликт –  «прокси-борьба» вокруг Anadarko Petroleum

Партнерство – США и Израиль объединяют усилия на энергорынке

Интрига – динозавры-киборги в Саудовской Аравии

Бонус – сколько зарабатывают американские министры


Вызов недели:  новые задачи для Суэцкого канала

Тезис о том, что революционное развитие американской сланцевой добычи принесло радикальные изменения в мировые торговые потоки, уже вряд ли у кого-то вызывает сомнения. Не остался в стороне от таких преобразований и знаменитый Суэцкий канал в Египте, открытый 150 лет назад, чтобы соединить Европу с другими континентами.

Расположенный на географической границе Азии и Африки, он за свою историю не раз оказывался в центре конфликтов из-за особой геополитической роли в транспортировке разных товаров. Суэцкий канал в наши дни – это также место пересечения интересов России и США, которые развивают через данный маршрут перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа.

Информагентство Hellenic Shipping News проанализировало данные Управления энергетической информации США и администрации Суэцкого канала, чтобы разобраться, какие здесь наметились тенденции в потоках основных энергоносителей.

Данные отражают возможности не только Суэцкого канала, привлекающего торговцев своей уникальной бесшлюзной конструкцией (она обеспечивает прохождение танкеров без особых препятствий и задержек во времени), но и расположенного рядом трубопровода SUMED. Вместе они играют стратегическую роль в поставках значительных объемов энергоресурсов из стран Персидского залива в Европу и имеют решающее значение для глобальной энергобезопасности.

В 2017 году Суэцкий канал обеспечил 9% морских поставок нефтепродуктов на мировой рынок и 8% поставок СПГ. Этот маршрут приобретает все большее значение для транспорта нефти и нефтепродуктов из США и России в пункты назначения в азиатском регионе. Но в 2018 году наметилась также тенденция увеличения поставок в направлении Европы и североамериканского континента. Основная причина – рост экспорта дизельного топлива с низким содержанием серы из Саудовской Аравии.

Но потоки сырой нефти через Суэцкий канал в Европу в прошлом году сократились. Это произошло по нескольким причинам: из-за увеличения нефтяного экспорта США, вытеснившего поставки стран Персидского залива; переориентации основных ближневосточных производителей на растущие рынки Азии через восточные маршруты; расширение санкций США против Ирана, которые ограничили его нефтяную торговлю.

Почти весь газовый транзит (98%) через Суэцкий канал – это поставки СПГ из Катара для европейского рынка. Но заметны изменения и в экспорте Катара, который в последние годы все больше грузов СПГ отправляет в Азию. На это повлияло увеличение добычи сланцевого газа в США, который продолжает менять глобальную ситуацию в торговле энергоносителями, но особенно способствует обострению конкуренции за СПГ на мировом рынке, прежде всего – в Азии.


Конфликт недели: «прокси-борьба» вокруг Anadarko Petroleum

Прокси-война – это не только вооруженный конфликт на Донбассе. Американский Forbes отмечает ее признаки в нефтегазовом бизнесе. Издание пишет про миллиардера Карла Айкана, подозревающего Уоррена Баффета в «прокси-борьбе» с акционерами нефтегазовой компании Occidental. В центре истории – скандальная сделка по приобретению Anadarko Petroleum, которая разрабатывает сланцевые проекты в четырех штатах США, добывает нефть на Мексиканском шельфе и занимается переработкой в Африке.

8 августа акционеры Anadarko должны одобрить ее слияние с Occidental (далее – Oxy). Цена вопроса – $55 млрд. Но Карл Айкан (владеет 4,4% акций Oxy) не оставляет попыток сорвать эти планы, считая стоимость Anadarko завышенной.

Два месяца назад он пошел в суд. По мнению истца, приобретение Anadarko поставит стабильность финансового состояния Oxy под угрозу, если цены на нефть будут снижаться. В случае же падения нефтяных котировок до $45 за баррель или ниже, компании придется сократить дивиденды, уверен Айкан, чье состояние оценивается в $17,5 млрд.

Судебного иска ему показалось недостаточно. Forbes рассказал, что на прошлой неделе Айкан написал гневное письмо акционерам Oxy, в котором обрушился на гендиректора компании Вики Холлуб. Это она настояла на привлечении от инвестфонда Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта $10 млрд. Дополнительные ресурсы позволили Oxy обойти в торгах за Anadarko концерн Chevron (самую богатую публичную нефтегазовую компанию в мире) с предложением в $33 млрд.

В публикации Forbes 83-летний Айкан представлен «миллиардером-активистом-инвестором», который выступает против слияния Oxy и Anadarko. Он подозревает, что Баффет был в сговоре с Холлуб, которая помогла ему приблизиться к «захвату Anadarko», игнорируя интересы акционеров. Такие действия автор статьи назвал proxy fight – по аналогии с термином из военного дела proxy war (прокси-война, которую заинтересованная сторона провоцирует и ведет опосредованно на чужой территории, усилиями других людей и с привлечением их ресурсов, чтобы достичь собственных целей).

Айкан продолжает настаивать, что приобретение Anadarko – ошибочное решение. Ставка Холлуб, говорит он в своем новом письме, «окажется крайне невыгодной». Айкан недоволен, что Холлуб и ее команда «структурировали сделку с Anadarko таким образом, чтобы ограничить акционеров в праве голоса». Иначе бы они проголосовали против слияния Anadarko и Oxy.

Холлуб в своем ответе отмечает, что предложение Айкана заменить четырех директоров в правлении своими кандидатами «не в интересах компании».

«Он не может ничего сделать, чтобы остановить слияние. Акционеры Anadarko проголосуют за слияние с Oxy, и было бы глупо отказываться от предложения в размере $30 млрд наличными и $7,7 млрд акциями Oxy. Добавьте к этому еще погашение около $15 млрд долгов компании, и общая стоимость сделки составит $53 млрд. Если она будет успешно закрыта, генеральный директор Anadarko Аль Уокер выйдет с золотым парашютом в $98 млн», – пишет Forbes.


Партнерство недели: США и Израиль объединяют усилия на энергорынке

Средиземноморский регион и прежде всего Израиль остаются ключевой точкой зарубежных интересов Вашингтона в энергетике. Подтверждая приверженность стратегическим целям, на прошлой неделе там побывал министр энергетики США Рик Перри. В Иерусалиме он провел переговоры со своим израильским коллегой Ювалем Штайницем, а потом они вместе посетили газовый форум Восточного Средиземноморья в Каире.

Этот сюжет дает наглядное представление о том, каким может быть межгосударственное партнерство в энергетике, нацеленное на взаимную выгоду и защиту стратегических интересов.

Среди основных тем, которые интересовали Перри и Штайница, – проблемы кибербезопасности, обмен информацией и обучение специалистов; повышение прозрачности и открытости регионального газового рынка для наращивания инвестиций; создание Энергетического центра США – Израиль и финансирование энергетической программы BIRD на сумму в $16 млн.

«Последние десятилетия были посвящены укреплению позиций в энергетике региона, а также внедрению чистой энергии как ресурса для развития промышленности и торговли. Кроме того, по признанию министров обеих стран, энергетические технологии американских и израильских специалистов способствовали развитию мира и безопасности на Ближнем Востоке», – говорится на сайте Департамента энергетики США.

Это только самые последние примеры того, как страны развивают связи в энергетике. Они отражают официальную часть министерских переговоров.

О неформальной стороне визита Рика Перри в Израиль рассказало иерусалимское издание ColLive, которое освещает деятельность местной религиозной общины. 

Прежде чем приступить к разговорам о бизнесе и политике, американский чиновник побывал у Стены Плача. По традиции он оставил среди ее камней записку, посетил чтение Торы в синагоге и экскурсию по туннелям Западной Стены. «…Здесь было удивительно. Я надеюсь, что наше будущее будет таким же сильным, как и наша история», – цитирует ColLive Рика Перри.


Интрига недели: динозавры-киборги в Саудовской Аравии

В 2017 году Саудовская Аравия объявила, что построит город будущего Неом за $500 млрд. В городе, который будет располагаться на побережье Красного моря вблизи границы с Иорданией и Египтом, обещали роботов, собственное законодательство и энергоснабжение, которое полностью будет обеспечивать энергия солнца и ветра. Предполагалось, что строительство Неома поможет диверсифицировать экономику страны, избавив ее от нефтяной зависимости. Но прошло полтора года, а новостей о городе нет. Газета Wall Street Journal узнала, в каком состоянии находится проект.

Руководить проектом пригласили Клауса Кляйнфельда, бывшего гендиректора Alcoa, а до этого – Siemens. Для строительства города наняли американских консультантов из Boston Consulting Group и McKinsey. В планах города упоминаются вещи, которых пока и вовсе не существует в широком пользовании. Это летающие такси, искусственные облака, которые смогут вызвать дождь, роботы-уборщики, огромная искусственная луна, светящаяся по ночам, парк в стиле юрского периода, где вместо динозавров будут роботы, и огромное количество мишленовских ресторанов. Предполагалось, что роботов в Неоме будет больше, чем людей, и они будут использоваться в различных отраслях – от здравоохранения до обеспечения безопасности.

Юридическая фирма Latham&Watkins разработала для Неома судебную систему. Судьи будут отчитываться перед королем Саудовской Аравии и работать по шариату. При этом люди, знакомые с планом, говорят, что послабления все же будут. Например, алкоголь запрещен на территории страны, но, скорее всего, в Неоме с ним проблем не будет.

Остается непонятным, где Эр-Рияд найдет деньги на такой грандиозный проект. «Строительство Неома потребует средств, которых у Саудовской Аравии нет», – пишет WSJ. Страна недавно столкнулась с дефицитом бюджета, а кронпринц Мухаммад ибн Салман аль-Сауд недавно пообещал вложить $45 млрд в фонд японской корпорации Softbank. К тому же королевство уже потратило на другие проекты часть денег, отложенных на создание супергорода.

Проблемы в создании футуристического города Неом возникли осенью прошлого года. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман быстро осознал, что скандал из-за убийства журналиста Джамаля Хашкоджи угрожает его амбициозным планам модернизировать консервативное королевство с помощью иностранных инвесторов, писала газета Financial Times.

Чтобы компенсировать эту неудачу, принц Мухаммад пообещал встречавшимся с ним бизнесменам гораздо больше инвестировать в традиционную экономику, хотя главной своей целью он ставил избавление страны от нефтезависимости. «Саудовская Аравия вернется к тому, что проверено временем, к основам», – полагает Штеффен Хертог из Лондонской школы экономики.


Бонус

Forbes заглянул в кошельки чиновников из правительства Дональда Трампа и оценил их состояние

Хотите стабильную работу? Не идите в кабинет Трампа. За два с половиной года он сменил 12 министров из 23 своих постов в правительстве. В нынешнем составе оказалось 17 миллионеров, 1 миллиардер и 2 сентимиллионера (centimillionaires – этим малоизвестным термином принято называть тех, чье богатство составляет от $100 млн до $2 млрд, а их бизнес строится по типу «семейного офиса»)

Состояние всех министров Трампа Forbes оценил в $3,2 млрд – это немного больше, чем у самого американского президента.

На первом месте рейтинга – министр образования Бетси Девос и ее $2 млрд.

Она родилась в богатой семье и вышла замуж за наследника миллиардного состояния. Ее портфель активов включает недвижимость в Мичигане и на Багамах, акции разных компаний, в частности SpaceX Илона Маска. «Свою удачу она делит с мужем и четырьмя взрослыми детьми», – пишет Forbes .

Министр энергетики Рик Перри – на 16-м месте с состоянием в $3 млн.

Бывший губернатор Техаса оказался в нефтегазовой индустрии после ухода с должности в 2015 году – он занял место в совете директоров компаний Sunoco Logistics и Energy Transfer Partners (занимается реализацией спорного трубопровода Dakota Access Pipeline). Получив портфель в кабинете Трампа, Перри ушел из бизнеса, чтобы избежать конфликта интересов. Он все еще должен погасить более $50 000 студенческого займа 2002 года, который, вероятно, связан с образованием одного из двух его детей.

Закрывает рейтинг госсекретарь Майк Помпео – $800 000.

Когда бывший гендиректор нефтяной компании Exxon Рекс Тиллерсон покинул администрацию, Трамп нашел ему замену в лице Майка Помпео, самым ценным активом которого на сегодня является федеральная пенсия в размере $350 000. Это результат пятилетней службы в армии, шести лет в Конгрессе и двух лет в администрации Трампа. В апреле 2017 года Помпео и его жена Сьюзан продали дом в штате Канзас за $726 000.

Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно