Новые главные: кто вошел в состав Кабмина и с какими вызовами им предстоит столкнуться

Новые главные: кто вошел в состав Кабмина и с какими вызовами им предстоит столкнуться

Масштаб проблем с поправкой на неопытность большинства новых министров не сулит легких времен в госуправлении

Цей текст також доступний українською
Новые главные: кто вошел в состав Кабмина и с какими вызовами им предстоит столкнуться
Фото: УНИАН

Ответственность за экономику и реальный сектор в Украине приняли на себя новые люди. Верховная Рада ІХ созыва в первый день работы назначила премьер-министра и утвердила состав его Кабинета. Голосование было пакетным (за исключением собственно премьера и  глав МИД и Минобороны, назначаемых по квоте президента) – за состав нового правительства был отдан 281 голос. Помимо депутатов от «Слуги народа», которые высказались «за» 238 голосами, законопроект поддержал  21 внефракционный депутат и 22 члена  депутатской группы «За будущее». Против высказались 26 народных избранников, 45 воздержались, 43 не голосовали.

Кандидатуру экс-главы Офиса эффективного регулирования (BRDO) Алексея Гончарука на пост премьер-министра сложно назвать безальтернативной. Изначально он не был даже в short-list  претендентов, а наиболее вероятным главой будущего правительства называли экс-заместителя главы Нацбанка, представителя Украины в Международном валютном фонде Владислава Рашкована. По сведениям источников Mind из окружения Рашкована, он и сам не исключал такого назначения, при этом не скрывал колебаний и был уверен, что горизонт его работы на этой должности – «максимум год».

Также в начале июля американский Atlantic Council озвучил, ссылаясь на свои источники, фамилии пяти человек, которые якобы рассматриваются на пост премьера. Помимо Рашкована, в списке фигурировали директор по развитию бизнеса НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко, председатель правления НАКа Андрей Коболев, секретарь СНБО и экс-министр финансов Александр Данилюк, бывший министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичюс.

По одной из версий, этот список был чуть более чем полностью взят с потолка и представлял собой попытку «подсказать» президенту правильного кандидата со стороны Томаша Фиалы – главы инвесткомпании Dragon capital, принадлежащее которому издание «Новое Время» активно распространяло информацию Atlantic Council.

Также на протяжении последнего месяца циркулировали несколько разных «достоверных» списков состава будущего правительства. Неизменным в них оставались только две фамилии – министра МВД Арсена Авакова и главы Минфина Оксаны Маркаровой.  По итогам вчерашнего голосования они действительно сохранили свои посты. В части главы МВД произошло это не беспроблемно, так как персона Авакова неоднозначно воспринимается как избирателями новых депутатов, так и ими самими. «Арсен Борисович временно остается под ответственность персонально президента. Это переходный период», – отметил председатель фракция «Слуга народа» Давид Арахамия. По его словам, Оксана Маркарова также остается, чтобы обеспечивать непрерывность бюджетного процесса и стабильность взаимоотношений с МВФ.

Остальные портфели отдали новым, не работавшим во властных структурах на высоких должностях людям.  Это породило обоснованное сомнение в соответствии их компетенций занимаемым должностям.  «[Юлия] Соколовская [министр социальной политики в Кабмине Гончарука] – ну была такая девочка, работала специалистом, просто бумажки носила», – делится впечатлением один из бывших  коллег нового министра. Сходные впечатления высказываются в отношении большинства членов нового правительства.

В Кабинет министров Владимира Гройсмана входило 23 министра и вице-премьера. В составе Кабмина Гончарука – 16 министров. Упразднены частично должности вице-премьеров, сокращено (путем слияния) количество министерств.

Минэкологии объединено с Минэнерго,  Минкультуры – с Минспортом, а МинАПК подчинено МЭРТу. Введена должность вице-премьер-министра Украины – министра цифровой трансформации. Ее занял Михаил Федоров.  Также переименовано Министерство регионального развития – теперь в Кабмине есть министр развития общин и территорий Украины.

Дмитрий Дубилет, сын бывшего главы правления ПриватБанка и бывший директор по информационным технологиям ПриватБанка, сооснователь Monobank занял пост министра Кабинета министров Украины. Предполагается, что он будет заниматься диджитализацией работы органов исполнительной власти.

Сам Дубилет назвал решение о работе в КМУ «самым сложным в жизни» и пообещал не красть. «Семья в шоке. Друзья в шоке. Бизнес-партнеры в шоке. Кот в шоке. Да и я сам, если честно, в шоке. Еще недавно я строил большие планы по развитию monobank и Smartass, а также запуску Koto в Британии… Еще месяц назад я собирался переехать жить в Лондон и строить там со своими партнерами единорога. Но вдруг все эти планы как-то отступили на второй план»,  – написал он в Telegram, добавив, что верит, «что у Украины появился исторический шанс на прорыв, которого мы все так заждались».

Спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер на своей странице в Twitter поздравил премьер-министра Алексея Гончарука, министра иностранных дел Вадима Пристайко и весь Кабинет министров Украины и заверил в поддержке нового правительства со стороны Штатов. «Соединенные Штаты поддерживают вас в продвижении реформ, стремлении к миру и восстановлению территориальной целостности», – говорится в сообщении.

Обновление власти – один из основных запросов общества, и персональный состав нового правительства ему полностью отвечает. Отвечает ли он потребностям вверенных отраслей, станет понятно уже в ближайшее время. Mind сформулировал основные вызовы, которые стоят перед членами нового правительства в ключевых отраслях национальной экономики.

Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства

В новом правительстве снова отсутствует Министерство промышленности – функции регулирования крупнейших отраслей экономики оставили в зоне ответственности Министерства экономики.

Его теперешний руководитель – Тимофей Милованов – почетный президент Киевской школы экономики, специализируется на макроэкономике и теории игр. В 2004 году получил степень доктора философии, также является профессором Питтсбургского университета (США) и заместителем главы Совета Нацбанка Украины.

Киевлянин 1975 года рождения, Милованов получал высшее образование в КПИ и Киево-Могилянской Академии, а в 1999 году ему присвоена степень магистра экономики в Киевской школе экономики.

После парламентских выборов партия «Слуга народа» заказала у КШЭ экспресс-курс по экономике для 200 новоизбранных депутатов. В течение недели народных избранников обучали политической стратегии, публичной политике, макроэкономике и бюджетному процессу, секторальности (в частности, обороне и децентрализации), законодательному процессу, soft-skills и стратегическим коммуникациям.

За предыдущие годы отсутствия отдельного отраслевого регулятора промышленники неоднократно высказывались за восстановление своего профильного министерства. Мировая экономика меняется быстро и кардинально, а в Украине пока не ясно, к кому конкретно обращаться с теми или иными проблемами.

Это прежде всего касается металлургов и добытчиков черной и цветной руды; сопутствующих предприятий, как то – производителей коксующихся, огнеупорных, известняковых материалов; машиностроителей и автомобилестроителей; химиков, представителей строительной отрасли и ряда перерабатывающих отраслей. Все правительства очень любили приводить примеры, сколько валютной выручки эти предприятия принесли в бюджет страны. Сегодня Украине как никогда надо создать прогрессивную прозрачную «дорожную карту» развития промышленности, чтобы, во-первых, не остаться на задворках цивилизации, а во-вторых – не терять рабочих, выезжающих за границу.

Зато у новой власти не нашлось ни политической воли, ни понимания того, что Украине фактически нужна полноценная промышленная революция, которая могла стать новой «национальной идеей» для всей страны. Развитие цифровой модели экономики таковой вряд ли станет. У нового Минэкономики просто не хватит профессиональных человеческих ресурсов для решения очень разнообразных проблем реального сектора. К тому же, на него «навесили» еще и не менее тяжелую отрасль – аграрно-промышленный комплекс.

Задачи перед новым управляющим органом в сфере АПК делятся на два блока – оперативные и стратегические. К первым относится необходимость обеспечения ритмичных поставок зерна на экспорт, объем которого в этом маркетинговом году установит очередной исторический рекорд (45 млн тонн по предварительным прогнозам). Трейдеры и «Укрзализныця» уже вошли в свой традиционный сезонный клинч, на подъездных путях к портам периодически возникают заторы – период активного экспорта вплоть до конца календарного года требует повышенного внимания со стороны регулятора, в том числе в формате «ручного» решения возникающих проблем.

Также осенью стартует бюджетный процесс – в рамках формирования госсметы на следующий год Тимофею Милованову предстоит собрать предложения от отрасли, отсечь явно невыполнимые и попытаться сбалансировать реальные в условиях ограниченности государственных ресурсов.

Стратегические задачи не меняются уже несколько лет – расширение рынков сбыта, совершенствование условий соглашения об ассоциации с ЕС, гармонизация стандартов и сертификатов с международными. Но все это меркнет по сравнению с вызовом №1 – снятием моратория на продажу сельхозземли.  Владимир Зеленский на встрече с представителями Мирового банка очередной раз подтвердил, что подконтрольный ему парламент намерен проголосовать законопроект об обороте земель сельхозназначения уже этой осенью. И хотя даже самые ярые сторонники тезиса «земля – це мати» сейчас воздерживаются от резких заявлений по этому поводу, боясь не попасть в политическую и общественную конъюнктуру, но скорее всего, со скрытым противодействием реформе от имени крупного аграрного бизнеса законодатель и исполнительная власть столкнутся.

Министерство энергетики и экологии

В новом правительстве обновленное Министерство энергетики, к которому присоединили Министерство экологии, возглавит Алексей Оржель. Ему 35 лет, киевлянин, закончил Киевский политех, имеет степень магистра «энергетического менеджмента».

Почти сразу после окончания ВУЗа – с 2006 по 2014 год – делал карьеру в НКРЭКУ. Затем возглавил Украинскую ассоциацию возобновляемой энергетики. Последние годы трудился в Офисе эффективного регулирования (BRDO) при Кабинете министров, деньги на офис которого выделял Евросоюз.

Пожалуй, самым сложным вызовом для Оржеля в кресле министра будет принять тот факт, что энергетика Украины полностью зависит от классических источников энергии – ядерной, угольной и гидроэнергетики, а также важной составляющей является газ и нефть. Зато альтернативная энергетика «выкачивает» из энергорынка все больше денег, однако не несет никаких обязательств перед Объединенной энергосистемой Украины и потребителями. А из-за отсутствия прогнозирования отчасти еще и создает проблемы в балансировке производства и потребления электроэнергии.

Итак, вызовами для нового министерства остаются старые проблемы всех отраслей энергетики. Отсутствие контроля и управления на государственных угольных шахтах, из-за чего себестоимость угля растет бешеными темпами, а объем добычи падает. Вместо создания открытой угольной биржи в Украине ежегодно увеличивается импорт угля из России, что способствует манипулированию с ценами.

Развитие инфраструктуры атомных станций и открытие «запертых» мощностей на АЭС, которое позволит за 2-3 года получить дополнительные 3000 МВт. Предыдущая власть отказывалась выделять средства в тарифе «Энергоатома» на эти проекты.

Уже 2 сентября должны пройти переговоры с западными инвесторами по реализации проекта «Энергетический мост «Украина – Европа», который позволит привлечь средства на достройку 3-го и 4-го блоков Хмельницкой АЭС. Необходимо закончить строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива в Чернобыльской зоне – этот проект реализуется уже более 10 лет.

Также министру предстоит навести порядок в распределении новых лицензий на разработку нефтегазовых участков и создать прозрачный и понятный механизм контроля за имеющимся добычей – как государственного, так и частного секторов. Тем, более, что контроль над одним из наиболее непрозрачных ведомств – Госгеонедрами – теперь переходит к вновь созданному Министерству энергетики и экологии.

В большинстве ведущих стран мира функции контроля за работой энергетики и состоянием экологии объединены. По крайней мере, в ЕС профильный департамент отвечает за природные ресурсы, климат и энергетику. Возможно, если бы эти функции были сочетаемы в Украине, то не происходило бы саботажа при строительстве новых объектов инфраструктуры.

Например, старое Минэкологии за три года не удосужилось провести экологическую экспертизу 2 га земли для строительства новой подстанции «Кременецкий» в Луганской области, чтобы подключить область к общей энергосистеме Украины. Поэтому сегодня имеем ситуацию, когда Луганская ТЭС, принадлежащая ДТЭК, использует для работы газ и требует его поставки от НАК «Нафтогаз Украины» по сниженным ценам. Отказать компании Ахметова нельзя, поскольку она способна просто отключить ТЭС и оставить всю прифронтовую область вообще без света: альтернативы поставкам электроэнергии пока нет.

Однако, в Украине Минэкологии, кроме создания адекватного климатического законодательства, также занималось вопросами загрязнения водоемов и воздуха, мором рыбы и животных, утилизацией опасных химических веществ и очисткой почвы, состоянием земель и лесов, защитой диких растений и животных и ведением Красной книги и тому подобным.

29 августа Мининфраструктуры передало Минэкологии подсобное хозяйство «Ягорлык» для создания центра реабилитации дельфинов в национальном природном парке «Белобережье Святослава» (Николаевская область). Следовательно, новый министр энергетики Алексей Оржель теперь будет заниматься и реабилитацией дельфинов, потому что это функции Минэкологии, а о создании каких-либо других профильных ведомств пока объявлено не было.

Министерство инфраструктуры

Министр Владислав Криклий пришел в МИУ из МВД. Ему 32 года, родился в Киеве, закончил экономический факультет Киевского национальный университета им. Тараса Шевченко. После окончания ВУЗа работал по специальности в КБ «Интербанк» – руководил отделом по работе с ценными бумагами на фондовом рынке.  С 2008 по 2010 год работал в департаменте корпоративных финансов в «Аструм – инвестиционный менеджмент».

В МВД попал после Революции достоинства. С 2014 по 2015 был советником министра Арсена Авакова, с марта по ноябрь 2015-го занимал должность заместителя начальника Госавтоинспекции. Отвечал за ликвидацию органа.  Известен участием реформирования системы предоставления админуслуг МВД. С 3 ноября 2015 года занимал должность руководителя Главного сервисного центра Министерства внутренних дел.

В своих интервью он поддерживает либерализацию рынка железнодорожных перевозок, приход частной тяги, выступает за концессии и максимальное присутствие частного капитала в государственных компаниях.

Пока сложно делать выводы, к каким решениям придет новоназначенный министр. Перед МИУ стоят крупные задачи: проблемы коррупции в портовой отрасли, реформа железнодорожных перевозок, сложности на авиационном рынке – тут предстоит решить вопрос с МАУ (у крупнейшего перевозчика Украины наметились финансовые сложности, и летом авиакомпания перешла на вексельные расчеты с МА «Борисполь»).

Решать эти вопросы Криклию придется виртуозно, ведь совладелец МАУ – Игорь Коломойский, человек, имеющий большое влияние на президента Зеленского и нынешний состав Верховной Рады. «Укрзализныця» сильно затрагивает интересы крупнейшей украинской корпорации СКМ Рината Ахметова. Соответственно, реформировать сферу железнодорожных грузовых перевозок, не игнорируя приоритеты бизнеса Ахметова, Криклию будет непросто – по крайней мере, пока еще ни одному министру инфраструктуры и транспорта не удавалось это сделать.

Близость к министру МВД дают основания полагать, что с приходом Криклия верхушка топ-менеджмента УЗ еще какое-то время (как минимум до нового года) останется на своих местах. В ближайший год не стоит ожидать и рывка в решении коррупционных проблем в портах.

Министерство цифровой трансформации

Политическая карьера нового министра Михаила Федорова развивается стремительно: менее чем за год он прошел путь от «SMMщика Владимира Зеленского» до вице-премьер-министра Украины.

Федоров – предприниматель, основатель запорожского диджитал-агентства SMMSTUDIO. Одним из клиентов агентства был «Квартал 95», а с началом предвыборной гонки Федоров возглавил избирательную кампанию Зеленского в интернете. Впоследствии он стал советником президента и главным идеологом «государства в смартфоне» – плана цифровизации Украины по примеру Эстонии.

Родился он 21 января 1991 года. Образование получил в Запорожском университете на факультете социологии и управления. Также прошел Высшую политическую школу, образовательную школу представителей НАТО в Украине.

В прессе Федоров неоднократно заявлял, что не имеет политических амбиций. Впрочем, его биография говорит о другом. До вступления в партию «Слуга народа», под шестым номером которой он прошел в парламент, в 2014 году Федоров баллотировался в народные депутаты от партии «5.10» под номером 166.

Сегодня нет стопроцентной ясности относительно функций министерства. Известно, что оно создается на базе концепции, которая разрабатывалась предыдущим правительством для нового Министерства цифровизации, инноваций и будущего, которое в просторечии называли «Министерством ІТ».

Главой министерства планировали назначить Александра Данченко, руководителя парламентского комитета по информатизации и связи. В разговоре с Mind Данченко подтвердил, что создание нового министерства позволило бы убрать 18 департаментов ІТ – а свой департамент сейчас есть в каждом министерстве.

Также планировалось ликвидировать Государственное агентство по вопросам электронного управления. Его функции полностью должны перенестись к новому министерству, так же как и часть функций Минюста, касающихся ведения реестров, некоторые функции Минсоцполитики, Мининфраструктуры, часть функций Государственной службы специальной связи и защиты информации – сейчас это ведомство существует отдельно от правительственной вертикали и фактически выполняет функции администрации связи.

До 2010 года сфера связи была подчинена Министерству транспорта и связи, но с появлением Министерства инфраструктуры связь осталась «обезглавленной». Впрочем, это не мешало отрасли функционировать, а участники рынка опасались, что создание министерства приведет к дополнительной зарегулированности.

Даже новый премьер-министр Украины Алексей Гончарук, выступая 29 августа в парламенте, предположил, что в Украине есть нормальный интернет, потому что нет отдельного «Министерства интернета». Новое министерство будет иметь смысл, если его появление не приведет к усилению регулирования отраслей ІТ, телекоммуникаций, информатизации, а просто скоординирует в одном месте функции, касающиеся этих отраслей, которые сейчас распылены между различными ведомствами.

Как упоминалось выше, кроме Михаила Федорова в новом Кабмине появился еще один «айтишник» – основатель Monobank и бывший ІТ-директор ПриватБанка Дмитрий Дубилет. Он назначен министром Кабинета министров. И вполне возможно, что именно он будет помогать с созданием «Министерства ІТ» и цифровизацией государства.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно