«Зеленка» и «порожняк»: почему пресечение контрабанды на таможне стало борьбой с ветряными мельницами
Как крупные ритейлеры и импортеры электроники предлагают снизить оборот «серого» рынка

В 2018 году объем теневого импорта товаров в Украину достиг $11,9 млрд. В 2021-м оборот может превысить $17,2 млрд. Таковы данные и прогнозы исследования группы макроэкономистов Ukraine Economic Outlook. Их озвучили на круглом столе «Контрабанда на рынке бытовой техники и электроники – разрушающее воздействие на отрасль, экономику страны и конечного потребителя». Mind выбрал наиболее интересные цифры, факты и мнения.

Динамика теневого оборота. По данным Ukraine Economic Outlook, объемы контрабанды упали в 2014–2015 годах, но резко начали возрастать с 2016-го. В топе стран-поставщиков – Польша, РФ и Германия.

Исследователи отмечают, что пропорционально растут и недопоступления в госбюджет. Благодаря контрабанде в 2016 году казна потеряла $2,7 млрд, в 2017-м – $3,1 млрд, в 2018-м – $3,7 млрд. «Доходы бюджета от внешней торговли формируются не только с таможенных сборов (27,1 млрд грн, или 3% доходов госбюджета в 2018 году), но и с импортного НДС. К примеру, в прошлом году из 374 млрд грн поступлений налога на добавленную стоимость – 295,4 млрд грн, или 79%, пришло в казну за счет НДС импорта. Совместно с таможенными пошлинами и импортным акцизом – это 40,2%, или почти половина доходов госбюджета», – поясняют авторы исследования.

В прошлом году среди «лидеров» в списке контрабандных товаров оказались оборудование и электроника (21,4% от общего теневого объема), химия и лекарства (14,3%), транспорт (10,6%).

Основные «тайные тропы». По подсчетам Ukraine Economic Outlook, ключевая схема – недостоверное декларирование (40,3% от общего оборота). Суть схемы проста: занижение веса, таможенной стоимости, декларирование товаров не под их товарным кодом или наименованием и использование товаров группы «прикрытия» (к примеру, вместо бытовой техники декларируется керамическая плитка).
Второй по обороту канал – «зеленка» (20,6%). Товары доставляются не через пункты пропуска на границе, а полями, лесами, по подземным туннелям, рекам, с помощью дронов и т .д.
Также в «лидеры» попала схема «порожняк» (9,5%). Это оформление транспортных средств с товарами как «пустых». Детально о всех нелегальных каналах Mind писал ранее.

Как прикрыть лазейки? Предложения авторов исследования. Для ликвидации недостоверного декларирования государство может заключить договоры о 100%-ном обмене информацией с основными торговыми партнерами и странами с общей границей на примере грузинского опыта. Одновременно на границе должны работать сканеры для проверки груза.
Для пресечения «зеленки» предлагается целый ряд мер. К примеру, оборудовать «проблемные» зоны границы системой скрытого круглосуточного наблюдения. Количество таких участков на самом деле незначительно, и они хорошо известны.
Также необходимо ликвидировать «частные границы»: ранее пограничная земля продавалась местными властями частным лицам под сельскохозяйственное использование. «Позже эти участки превратились в перевалочные пункты контрабандистов, которые защищены от пограничников законодательством о частной собственности», – поясняют авторы исследования.
Для снижения морской контрабанды (когда грузовой корабль заходит в территориальные воды Украины, делает остановку, во время которой разгружается с помощью небольших катеров на 80–90%) нужно расширить полномочия таможенников. Сейчас они не могут без особых подозрений проверить судно, еще не зашедшее в порт.
По мнению специалистов Ukraine Economic Outlook, чтобы прикрыть «порожняк», необходимо оборудовать все таможни сканерами, которые помогут проверять загруженность транспортных средств и вносить соответствующую информацию в специальную единую информационную систему, а также сверять фактические характеристики товара с теми, которые декларирует перевозчик. А при прибытии фуры на региональную таможню для разгрузки должна происходить повторная процедура сканирования и проверка, не было ли подмены груза или его отгрузки в пути.
Позиция крупных ритейлеров и импортеров электроники. Присутствовавшие на круглом столе представители Comfy, «Фокстрота», «БСХ Бытовая Техника», Samsung Electronics дружно заявили, что не верят в реформу таможни.
«Нужно прекратить разговоры о борьбе с коррумпированными таможенниками. Это бесполезная трата времени и ресурсов. Специально немного утрирую, но борьба с контрабандой только на таможне – борьба с ветряными мельницами. Самые честные новые сотрудники таможни максимум через три месяца продадутся людям с чемоданами долларов. Бороться с отдельными схемами контрабанды тоже бесполезно. Если какому-то каналу прикрутили гайки (например, через почтовые отправления), то выгоду получил не бюджет страны, а другой канал контрабанды», – считает глава наблюдательного совета Comfy Геннадий Вербиленко.
Как этот «оптимистический» прогноз оценивает новый глава Государственной таможенной службы, пока неизвестно. Приглашенный на круглый стол Максим Нефьодов не дошел до мероприятия.
Крупные игроки предлагают сконцентрироваться на внутреннем контроле сбыта теневого импорта. Они полагают, что контрабанду истребит принятие парламентом законопроектов 1053-1 и 1073. Напомним, эти документы уже поддержала ВР в первом чтении. Они вызвали шквал критики от малого бизнеса из-за норм об обязательном применении кассовых аппаратов всеми продавцами, увеличения штрафов и запуска механизма кэшбека – права покупателя пожаловаться в контролирующий орган на не выдачу фискального чека и взамен получить 100% стоимости товара.
«В первую очередь необходимо принимать законы, которые не позволят продавать контрабандные товары внутри страны. Надо сделать фискализацию. Да, это болезненный шаг: украинцы продавали контрабанду уже более двух десятков лет. К этому привыкли, вырастили большие компании, которые через Польшу со снижением таможенной стоимости ввозят товары, вскормили тысячи налоговиков-таможенников. Но прошу депутатов быстрее принять нужные законы. Страна изменится за три года», – уверен руководитель группы компаний «Фокстрот» Валерий Маковецкий.
С ним солидарен Геннадий Вербиленко. «Корень зла – в неуправляемой внутренней торговле. Если товар продали без РРО – фактически операция не состоялась. Поэтому нужно сфокусироваться на внедрении условий, при которых контрабанда была бы никому не нужна, потому что ее нельзя продать внутри страны», – отмечает глава набсовета Comfy.
Примечательно, что еще в мае 2017 года вступило в силу постановление Кабинета министров №231. Документ обязал всех продавцов, в том числе и ФЛП, продавать бытовую технику и электронику через РРО. Но объемы контрабанды с тех пор только возросли.
По словам гендиректора ассоциации «Украинские импортеры бытовой электроники» Софьи Араслановой, в последние два года 30–40% продавцов продолжали реализовывать электронику без РРО. «По подсчетам экспертов, если фискализация заработает на полную мощность, белый рынок расширится на 3–5%. Это миллиарды гривен», – полагает эксперт.
Глава набсовета Comfy считает: нужны не точечные решения, а одновременный запуск комплекса мер. «Три кита, которые позволят побороть контрабанду, – применение кассового аппарата, контроль его использования с помощью кэшбека и контроль цепочки прохождения товара от инвойса до покупателя. И тогда продавать контрабандный товар будет очень рискованно в нашей стране, а таможня перестанет быть одним из желанных мест трудоустройства», – резюмирует Геннадий Вербиленко.
Mind направил запросы не присутствовавшим на круглом столе топ-менеджерам интернет-магазинов, у которых может быть свое видение решения проблемы. Пока издание не получило ответы.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].