Ожидания VS Реальность: Какое образование на самом деле необходимо аграриям будущего
Реклама

Ожидания VS Реальность: Какое образование на самом деле необходимо аграриям будущего

Mind узнал, где учились топ-менеджеры крупнейших агропредприятий Украины и какое образование они рекомендуют новым поколениям руководителей

Этот материал также доступен на украинском
Ожидания VS Реальность: Какое образование на самом деле необходимо аграриям будущего

Бизнес-менеджер New Holland в Украине и Молдове Станислав Сторожук в детстве мечтал пойти по стопам отца и стать инженером-механиком сельского хозяйства. Тогда он не мог даже представить, что через много лет его профессия потребует не меньшего знания технологий, чем престижная IT-отрасль. А, занимая должность руководителем крупного аграрного предприятия, он будет влиять на одну из важнейших отраслей украинской экономики.

Президент IMMER Group Ирина Мирошник заинтересовалась агротехнологиями, так как понимала их важную роль в будущем населения мира, и сейчас ее предприятие работает над усовершенствованием технологий упаковки продуктов. А без постоянного обучения ее замысел невозможно было бы осуществить.

Александр Вержиховский смог найти дело по интересам благодаря обучению на нескольких образовательных программах и в вузах. Сейчас он операционный директор IMK, хотя начинал учиться на ветеринара. Образование открывает любые возможности перед человеком независимо от того, насколько «престижной» считается его профессия в обществе.

Сегодня в аграрном секторе Украины задействованы почти 3 млн человек. Это около 18% официально трудоустроенного населения страны. Агроспециалистов готовят в 36 высших учебных заведениях, где сейчас обучаются около 250 000 студентов. Для многих из них может стать открытием, какова реальная работа агрария. Ведь она требует новых знаний, умений и компетенций, которые невозможно получить в рамках базового высшего образования. Отрасль испытывает острый дефицит качественных управленцев.

В совместном проекте с магистерской программой «Агрокебеты» Mind.ua выяснил, какое образование на самом деле необходимо аграриям, чтобы стать лучшими из лучших. О своем профессиональном пути рассказали топ-менеджеры агропредприятий и партнеры проекта «Агрокебеты» – президент IMMER Group Ирина Мирошник, бизнес-менеджер New Holland в Украине и Молдове Станислав Сторожук и операционный директор ІМК Александр Вержиховский.

Где учатся самые лучшие. Реальные истории топ-менеджеров

Уже несколько лет компанию IMMER Group возглавляет Ирина Мирошник. Она входит в список 100 бизнес-послов Украины, 100 самых влиятельных женщин Украины, а также является ментором образовательной программы «Агрокебеты». Возглавляемая Ириной компания уже почти 25 лет производит упаковку, а значит, выступает важной частью цепочки производства продуктов питания. Киевское предприятие IMMER УКРПЛАСТИК выпускает различные виды сложных пленок и продуктов. В том числе – единственные в Украине в своем сегменте биоразлагаемые пленки для мульчирования, которые прошли международную сертификацию и считаются экологическим и инновационным решением.

Аграрная отрасль заинтересовала Ирину именно из-за глобального значения, особенно в условиях изменения климата и роста населения.

Очікування VS Реальність: Яка освіта насправді потрібна аграріям майбутнього

«Сегодня каждый должен в той или иной степени интересоваться агробизнесом – ведь именно агросектор кормит 7 млрд людей на планете. Поэтому считаю наш выбор вполне оправданным и социально ответственным».

Впрочем, президент IMMER Group в университете училась не на агрария. Ирина Мирошник получила высшее образование в Киевском национальном университете им. Шевченко и Институте экономики и прогнозирования НАН Украины. Имеет дипломы «Прикладная математика» и «Право», а также ученую степень доктора философии в области права. Она считает, что в образовании нет конечной остановки, а академического профильного образования недостаточно, чтобы стать квалифицированным специалистом в своей сфере. Мир быстро меняется, а знания стремительно устаревают. «Некоторые фермеры до сих пор мыслят категориями XIX века. Но на самом деле эта отрасль по технологичности и инновациям может дать фору многим традиционно наукоемким сферам. И в университетах об этом не расскажут», – считает Ирина. И тем, кто хочет быть в авангарде, советует искать дополнительные источники знаний, в том числе и из других областей.

Еще один ментор образовательной программы «Агрокебеты», бизнес-менеджер New Holland в Украине и Молдове Станислав Сторожук начинал карьеру в агросекторе с работы тракториста. Он вырос в семье инженера-механика сельского хозяйства, поэтому специальность выбирал сознательно. Полученных в Аграрном университете на факультете механизации сельского хозяйства знаний было достаточно, чтобы начать работу в отрасли. Однако на этом Станислав не остановился, после Аграрного он в течение трех лет проходил практику за рубежом – в Великобритании и Дании. Затем получил второе высшее образование в Киевском национальном университете им. Шевченко на отделении правоведения, где изучал земельное право.

Очікування VS Реальність: Яка освіта насправді потрібна аграріям майбутнього

«Сегодня “трактористы” New Holland проводят день,  управляя десятью машинами одновременно через планшет. Тракторы и комбайны работают в поле, а управление, задание параметров работы, считывание информации и коррекция режимов происходит удаленно».

Задачи такого уровня решают современные аграрии, однако в вузах этому не учат. Не учат и тому, как модернизировать аграрную компанию.

У операционного директора IMK и ментора образовательной программы «Агрокебеты» Александра Вержиховского несколько профильных образований. Дипломы по ветеринарной медицине и качеству, стандартизации и сертификации получил в Украине, а по управлению качеством и процессами – в Германии. На руководящей должности на предприятии, занимающемся производством зерновых и масличных культур, а также молочным животноводством, ему пригодились все три.

Александр не планировал работать в агросекторе. Хотел пойти по стопам отца и стать врачом ветеринарной медицины. Но еще в юности, много лет назад,  во время учебы будущий директор IMK понял, что его знания о профессии ветеринарного врача отличаются от того, чем она есть на самом деле. А что говорить о современности, когда потребности отрасли меняются в разы быстрее. Александру повезло: в процессе обучения заинтересовался бизнесом и производственными процессами, и это определило его профессиональный путь.

Операционный директор IMK также убежден, что только высшего академического образования недостаточно для того, чтобы получить руководящую должность в агросекторе и высокую заработную плату. Тем не менее даже после университета кандидат может претендовать на должность любого уровня. Если работодатель видит в кандидате перспективного руководителя, он может предложить должность работника промежуточного звена.

Очікування VS Реальність: Яка освіта насправді потрібна аграріям майбутнього

«Если кандидат быстро достигнет промежуточных целей и докажет, что первое впечатление не было ложным, достаточно быстро, в некоторых случаях даже в течение нескольких месяцев, он сможет дойти до желаемого уровня должности».

Работодатель оценит навыки общения, умение отстаивать свое мнение, способность адаптироваться к динамичной среде. Однако учиться профессии также придется очень быстро.

Как быстро повысить квалификацию?

Полезным навыком современного руководителя Александр считает умение находить нужную информацию и отделять первостепенное от второстепенного. Знания и навыки, которыми каждый из нас обладает и которые составляют нашу ценность на рынке труда сегодня, завтра могут быть заменены компьютерной программой.

Что касается источников информации, операционный директор IMK советует вчерашним выпускникам на первом этапе «выжать» максимум из опытных коллег. «Не стесняйтесь их спрашивать, интересоваться, сопровождать. Во многих компаниях (в том числе и в нашей) этот процесс формализован. Молодым специалистам назначают кураторов, готовых делиться знаниями», – рассказывает Александр Вержиховский. Если такого человека в компании нет, задавать вопросы можно и нужно непосредственному руководителю.

Станислав Сторожук считает, что основы профессии можно получить в университетах, а закреплять знания нужно на практике. «По-моему, было бы хорошо поучиться пару лет, а потом поработать в профильной сфере – это было бы полезно для того, чтобы понять, на что стоит обращать внимание при дальнейшем обучении», – отмечает он. Дополнительные курсы и тренинги никогда не будут лишними, но практика дает намного больше.

Ирина Мирошник в качестве примера такого сбалансированного и взвешенного образования для аграриев, которое позволит быстро повысить квалификацию, приводит магистерскую программу «Агрокебеты».

Зачем аграриям собственная магистерская программа

Магистерская программа «Агрокебеты» появилась из-за нехватки кадров, а еще – понимания, что традиционное образование в Украине не способно обеспечить все потребности отрасли. Особенно на руководящих должностях. Аграрии решили воспитывать специалистов самостоятельно. По словам Станислава Сторожука, агрокомпании заинтересованы в получении положительных результатов от обучения специалистов по этой программе.

Менторами и преподавателями программы являются топ-менеджеры агропредприятий Украины и компаний, связанных с этим бизнесом, таких как Corteva Agriscience, МХП, Immer Group, IMK, New Holland, Cygnet Agrocompany и др., ученые и представители государственного сектора. Именно здесь студенты получают из первых рук информацию о новых бизнес-подходах в отрасли, которые повысят конкурентоспособность украинской экономики в мировом масштабе. В частности, Ирина Мирошник как один из менторов образовательной программы рассказывает о своем опыте построения экспортно ориентированного бизнеса и учит интеграции принципов устойчивого развития в бизнес-модель компании.

Александр Вержиховский принял предложение стать ментором на проекте из-за того, что хотел, чтобы у современных студентов была возможность, которой в свое время не было у него, – параллельно с теоретической подготовкой иметь доступ к практикам, реальным руководителям реальных агропредприятий. Только так можно получить ответы на вопросы, основанные на практическом опыте, а не на знаниях, полученных из книг.

Перспективными учебными программами Александр Вержиховский считает все, что связано с автоматизацией производственных и бизнес-процессов, а также с инновациями в агросекторе. В частности, то, что касается оптимизации документооборота, перевода всех процессов на ІТ-рельсы, внедрения новых программных решений в агропроизводство, робототехники, внедрения всевозможных элементов точного земледелия.

Ирина Мирошник, со своей стороны, советует несколько образовательных программ для будущих специалистов в агросфере. Во-первых, проект Глобального договора ООН «UN Global Compact Academy». Он создан для бизнеса и помогает компаниям качественно и последовательно внедрять принципы и цели устойчивого развития в повседневной деятельности, говорит эксперт. Во-вторых, бизнес-школы при известных американских университетах, в частности The University of Chicago Booth School of Business. В-третьих, МВА-программы от Киевской школы экономики.

«Агрокебеты» – магистерская программа на базе факультета аграрного менеджмента НУБиП Украины. Учеников ждут лекции  предпринимателей, имеющих успешные кейсы в агробизнесе, а также других инфлюенсеров. Участники программы получат знания по основам агротехнологий, менеджмента, управления бизнес-процессами, а также навыки для личной результативности и эффективности. Идею создания проекта поддержали ведущие аграрные компании Украины: Corteva Agriscience, МХП, New Holland, IMMER Group, Agroprosperis, ІМК, Bayer, Cygnet, «Галс Агро», Kernel, LNZ Group, «Агрейн», «Лимагрейн Украина», HORSCH, AgroHub , SmartFarming, Arzinger и PricewaterhouseCoopers.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате