Mind Innovation Index 2019: искусственный интеллект, но пиратский софт
Mind проверил, какие инновации внедряют крупнейшие украинские компании и готовы ли они к вызовам будущего

Mind совместно с платформой открытых инноваций Re: actor, компанией KPMG в Украине и при поддержке компании Asbis представили первый в Украине Индекс инновационности украинских компаний. Он отвечает на вопросы, какие инновации сегодня внедряют крупнейшие игроки в ключевых отраслях украинской экономики, как эти инновации влияют на бизнес, и смогут ли сегодняшние лидеры выжить завтра.
Исследование охватывает 50 компаний в 10 отраслях украинской экономики. Банки, металлургия, энергетика, АПК, транспорт, телекоммуникации, фармацевтика, ритейл, потребительские рынки, недвижимость – по мнению экспертов KPMG в Украине, именно эти отрасли в ближайшие годы будут больше подвержены изменениям. Уже сегодня там появляются новые игроки, новые бизнес-модели, новые правила, которые влияют на распределение сил на рынке.
В каждой из этих отраслей редакция отобрала от 4 до 6 компаний, которые являются лидерами рынка по доходам или размеру активов. Совместно с партнерами мы провели десятки интервью, анкетирований, привлекли к оценке независимых экспертов. В ходе исследования редакция определила несколько тенденций и закономерностей.
Самое слабое место украинских компаний – бизнес-модель
Украинские компании в основном используют традиционные для своего рынка бизнес-модели, иногда добавляя к ним новые элементы. Например, в банковской отрасли основой бизнес-модели долгое время был классический банкинг. Однако сейчас такие банки, как Альфа банк Украина или ПриватБанк, стремятся на равных развивать и онлайн. Для последнего онлайн-банкинг вообще стал ядром бизнес-модели: системой «Приват 24» сегодня пользуется 9,8 млн человек.
На довольно консервативном агрорынке интересный пример трансформации бизнес-модели демонстрирует Группа компаний «Агропросперис». Его руководители уверены, что будущее крупных агрохолдингов – в организации сложных процессов хранения, логистики, поставки для малых и средних фермеров. А в работе непосредственно на земле они являются более эффективными: могут локально реагировать на ситуации и не столь зависят от бюрократических процедур. Поэтому в течение всех пяти лет работы компания строит сотрудничество с фермерами на партнерских условиях через цепочку поставок, которая обеспечивает фермера всем необходимым – семенами, СЗР, удобрениями, кредитами (в структуре «Агропроспериса» есть банк), предоставляет услуги элеваторов, железнодорожные вагоны, включает фермеров в экспортные контракты. Такие огромные агрохолдинги, как в Украине, есть только в нескольких странах мира. Поэтому агрохолдингам приходится первыми проходить эту трансформацию.
Впрочем, доля крупных компаний, решающихся ломать свои собственные устоявшиеся принципы зарабатывания денег, остается низкой. Принципиальных изменений в бизнес-моделях не происходит.
Не можешь создать инновацию – автоматизируй бизнес-процессы
Инновации на этом уровне обычно заключаются во внедрении новых технологий производства, автоматизации задач, обучении персонала, изменении подхода к маркетингу и коммуникациям. И благодаря этому удается существенно улучшить финансовые показатели.
Так, по данным компании «Метинвест», потенциал ее операционных улучшений составляет около $550 млн – на такую сумму могут корригироваться ее финансовые показатели благодаря инновациям на уровне бизнес-процессов. Более 80% этого потенциала компания планирует реализовать в 2019–2021 годах. На конференции Dynamics Day'19, посвященной цифровой трансформации, директор департамента трансформации бизнес-процессов «Метинвест» Кирилл Макаров рассказал о некоторых инструментах достижения таких показателей. Один из них – это применение математических моделей для планирования сквозной технологической цепочки «уголь – кокс – чугун». Это позволяет, например, уменьшить содержание кремния в чугуне на 0,1% и таким образом сократить расход кокса на 1,2–1,6% и повысить производительность на 1,2%. Цифры кажутся небольшими, но, по оценкам «Метинвеста», учитывая масштабы компании, оптимизация нескольких таких показателей в целом может дать экономический эффект в $10 млн в год на одну доменную печь.
Потребители не всегда реагируют на инновации
Иногда компании не видят смысла внедрять инновации на уровне продукта, так как уверены, что это неинтересно потребителям. Так, например, происходит в области недвижимости. «Выбирая квартиру, покупатели в Украине обращают внимание на три вещи: стоимость жилья, репутацию застройщика и местоположение. Причем первые два фактора являются определяющими», – рассказывают в строительной корпорации «Укрбуд». В 2017 году застройщик подписал договор с украинским стартапом CLAP, внедряющим систему «умный дом», и первым в Украине начал оснащать такой системой новостройки комфорт-класса. Но поскольку потребителей не интересуют инновации ради инноваций, маркетологи «Укрбуда» решили строить коммуникацию вокруг других характеристик – таких как удобство, комфорт, экономия на коммунальных услугах.
За четыре года продажи жилья «Укрбуда» выросли на 51%, в том числе благодаря CLAP – так считают в компании. Инновация помогла й избавиться от имиджа консерватора, который сегодня закрепился за большинством застройщиков.
Государственные компании гораздо медленнее внедряют инновации, чем частные
Этот тезис мало кого удивит. По результатам экспертной оценки, в каждой области самый низкий индекс инновационности получили государственные или бывшие государственные компании. Среди них – «Укрзализныця», «Укрэнерго», «Укргаздобыча», Укргазбанк, Укрэксимбанк. Исключением стал Приватбанк, который лидирует в номинации «Банки». Но большинство его инноваций, в том числе платформа «Приват 24», были разработаны, когда банк был частной компанией, только в 2016 году он стал государственным.
А вот действительно удивить может тот факт, что некоторые госкомпании только недавно осуществили легализацию программного обеспечения. В частности, «Укртранснафта» в 2018 году начала автоматизацию ключевых бизнес-процессов, и тогда же ввела централизованный сервис печати и лицензионную программную продукцию Microsoft. Впрочем, это один из положительных кейсов. Ведь компания также существенно модернизировала всю ІТ-инфраструктуру, объединила все серверные мощности в едином центре учета данных, настроила рабочую среду в «облаке». По состоянию на начало 2018 года треть госпредприятий использовали пиратский софт, данные по состоянию на 2019-й не озвучиваются.
Для госкомпаний в таких относительно консервативных отраслях, как энергетика и нефтегаз, толчком к диджитализации стала перспектива выхода на рынки Европейского союза. Так, «Укрэнерго» автоматизирует процессы, чтобы стать членом организации ENTSO-E (Европейской сети системных операторов передачи электроэнергии) и выйти на европейские аукционы. Наличие автоматизированных систем управления предприятием (ERP-систем) является одной из бизнес-необходимостей для системных операторов – членов ENTSO-E как залог прозрачности для партнеров.
Цифровая трансформация невозможна без одновременного изменения корпоративной культуры
Самые успешные кейсы украинских компаний – об изменении роли работников; предоставлении им права инициативы в компании и даже партнерских условий. Чтобы поддерживать культуру инноваций, необходимо изменить внутренние коммуникации и наладить обмен идеями.
Например, в компании «Vodafone Украина» есть должность директора по трансформации бизнеса. Отдельно есть направление продуктовых инноваций в структуре маркетинга. Но при этом каждый работник может стать инициатором изменений. Внутри компании функционируют скрам-команды, которые тестируют бизнес-идеи. Всем работникам доступен каталог тренингов, и если кому-то не хватает навыков, например, по предпринимательству или он хочет развить свою креативность, то может записаться на соответствующий тренинг. Большой потенциал разработки новых продуктов менеджеры «Vodafone Украина» видят именно внутри компании, для этого в 2019 году даже создали дочернюю структуру IT SmartFlex.
Будущее взаимодействия с потребителем – в использовании дата-аналитики для создания нового эмоционального опыта
В таких отраслях как ритейл, банкинг или транспорт, где компании имеют дело с конечными потребителями – физическими лицами, на первый план выходит взаимодействие с ними. Поэтому «эмоциональный банкинг» или «эмоциональный ритейл» становятся основой стратегии соответствующего бизнеса.
Так, ставку на создание нового клиентского опыта делает торговая сеть «Сильпо». «Люди не покупают «ассортимент» и «товары» – они приходят в супермаркет за новым опытом, хотят получать радость и другие эмоции от процесса покупки. Покупать продукты скучно, люди готовы платить за впечатления», – рассказывают в компании.
Именно поэтому в последние годы «Сильпо – разрабатывает концептуальный дизайн для своих супермаркетов: есть супермаркет в стиле Ван Гога, «музыкальный», азиатский, в стиле старинной типографии, яхт-клуба или морского порта, Дикого Запада или магазин с надписями на клингонском –искусственном языке из сериала «Звездный путь» .
Чтобы формировать персонализированные клиентские предложения, ритейлер использует аналитику больших данных. В результате к бонусной программы «Личный счет» на сегодня подключилось более 13 млн покупателей.
В общем Индекс инновационности украинских компаний показал, что в каждой отрасли даже в пределах топ-5 крупнейших компаний есть как драйверы рынка, которые сами меняют правила игры, так и аутсайдеры – неповоротливые компании с множеством бюрократических процедур, продолжающие пользоваться достижениями прошлых лет и не создающие почти ничего нового. Лишь в пяти областях из десяти компании преодолели проходной барьер в 75 баллов, что позволило им получить статус инновационных. Это говорит о низкой конкуренции и широких возможностях для игроков, которые смогут создать новую ценность и донести до рынка.
Результаты исследования Mind Innovation Index 2019
Агро
Недвижимость
Телеком
Банкинг
Металлургия
Энергетика
Ритейл
Фарма
Транспорт
Потребительский рынок
Mind Innovation Index 2019
|
TOTAL Index |
Инновационность |
Инновационность |
Инновационность |
Инновационность |
Готовность к изменениям |
---|---|---|---|---|---|---|
Агро |
90 |
|
|
|
|
|
Агропросперис |
78 |
66 |
87 |
75 |
80 |
88 |
МХП |
70 |
70 |
77 |
51 |
75 |
77 |
Астарта Киев |
66 |
60 |
76 |
55 |
65 |
78 |
Кернел |
62 |
51 |
78 |
55 |
61 |
69 |
Ukrlandfarming |
46 |
45 |
59 |
38 |
50 |
37 |
Недвижимость |
80 |
|
|
|
|
|
КАН Девелопмент |
56 |
55 |
64 |
48 |
53 |
59 |
Укрбуд |
56 |
52 |
62 |
48 |
59 |
64 |
Интергалбуд |
48 |
45 |
52 |
46 |
46 |
57 |
Буддевелопмент |
46 |
43 |
53 |
39 |
39 |
57 |
Киевгорстрой |
42 |
39 |
44 |
39 |
39 |
53 |
Телеком |
95 |
|
|
|
|
|
Киевстар |
75 |
72 |
76 |
58 |
67 |
83 |
Vodafone Украина |
75 |
69 |
79 |
63 |
65 |
80 |
Датагруп |
67 |
55 |
72 |
60 |
62 |
73 |
lifecell |
60 |
54 |
61 |
51 |
58 |
58 |
Укртелеком |
48 |
48 |
57 |
40 |
46 |
47 |
Банки |
95 |
|
|
|
|
|
ПриватБанк |
83 |
83 |
83 |
75 |
86 |
91 |
Альфа Банк Украина |
68 |
66 |
79 |
52 |
65 |
84 |
Райффайзен Банк Аваль |
51 |
47 |
62 |
26 |
52 |
77 |
Ощадбанк |
49 |
46 |
58 |
27 |
57 |
59 |
Укргазбанк |
42 |
42 |
48 |
27 |
43 |
55 |
Укрэксимбанк |
38 |
34 |
48 |
27 |
38 |
46 |
Металлургия |
80 |
|
|
|
|
|
Metinvest |
66 |
63 |
80 |
55 |
63 |
72 |
Interpipe |
65 |
65 |
76 |
53 |
62 |
75 |
ArcelorMittal |
58 |
52 |
67 |
51 |
55 |
68 |
Ferrexpo AG |
52 |
54 |
66 |
36 |
49 |
57 |
Энергетика |
80 |
|
|
|
|
|
ДТЭК |
73 |
73 |
81 |
65 |
67 |
81 |
НАК Нафтогаз |
53 |
50 |
59 |
43 |
57 |
56 |
Энергоатом |
51 |
48 |
56 |
51 |
47 |
58 |
Укргаздобыча |
48 |
47 |
59 |
40 |
45 |
52 |
Укрэнерго |
47 |
43 |
54 |
45 |
45 |
52 |
Ритейл |
90 |
|
|
|
|
|
Сильпо-Фуд |
80 |
73 |
90 |
69 |
86 |
84 |
Эпицентр К |
63 |
58 |
69 |
55 |
67 |
66 |
АТБ-Маркет |
59 |
54 |
72 |
43 |
53 |
79 |
Ашан Украина |
50 |
47 |
65 |
36 |
49 |
56 |
Метро Кеш энд Керри Украина |
47 |
44 |
64 |
38 |
43 |
50 |
Фарма |
90 |
|
|
|
|
|
Корпорация Артериум |
67 |
70 |
76 |
63 |
63 |
63 |
Дарница |
62 |
60 |
73 |
55 |
55 |
71 |
Юрія Фарм |
62 |
62 |
72 |
48 |
53 |
78 |
Фармак |
61 |
61 |
76 |
57 |
55 |
55 |
Киевский витаминный завод |
48 |
47 |
52 |
47 |
51 |
39 |
Транспорт и логистика |
80 |
|
|
|
|
|
Нова Пошта |
76 |
70 |
78 |
71 |
81 |
83 |
Аэропорт Борисполь |
55 |
50 |
64 |
48 |
53 |
65 |
Укрпошта |
54 |
42 |
59 |
48 |
50 |
83 |
МАУ |
54 |
39 |
64 |
45 |
57 |
72 |
Укрзализныця |
40 |
33 |
47 |
27 |
40 |
64 |
Потребительские рынки |
90 |
|
|
|
|
|
Roshen |
70 |
66 |
80 |
57 |
77 |
74 |
Nestle |
60 |
57 |
67 |
47 |
67 |
64 |
PepsiCo |
57 |
54 |
77 |
40 |
61 |
55 |
P&G |
56 |
55 |
72 |
38 |
57 |
61 |
Carlsberg |
55 |
53 |
70 |
40 |
55 |
59 |
Методика расчета Mind Innovation Index
Индекс инноваций украинских компаний от Mind – это исследование уровня инновационности 50 крупнейших украинских компаний в 10 различных отраслях, их способности меняться и соответствовать вызовам времени.
Индекс инноваций не является рейтингом самых инновационных компаний или соревнованием компаний. Его задача проанализировать, насколько крупные компании готовы к изменениям, а также их достижения и недостатки, и спрогнозировать эффективность в будущем.
Mind вместе с партнером рейтинга «KPMG Украина» определили 10 отраслей, которые сильнее всего изменились или изменятся в ближайшее время за счет развития инноваций в самой отрасли или смежных отраслях.
Аграрная отрасль | 90 |
Недвижимость | 80 |
Телеком | 95 |
Банки | 95 |
Металлургия | 80 |
Энергетика | 80 |
Ритейл | 90 |
Фарма | 90 |
Транспорт | 80 |
Потребительские рынки | 90 |
В каждой отрасли для оценки были выбраны 5 крупнейших компаний по показателю «Доход в 2018 году». В сфере «Банки» оценивались крупнейшие банки по размеру активов, в сфере «Недвижимость» – по объему введенных в эксплуатацию квадратных метров жилой площади в 2018 году.
Для оценки уровня инновационности компании Mind использовал экспертный метод анализа. Экспертами выступили организации, обладающие широкой экспертизой в области инноваций и анализа рынков. Компании оценивались по 5 характеристикам: инновационность продукта, инновационность бизнес-модели, бизнес-процессов, какие инновации во взаимодействии с клиентами компания внедряет, как влияет на окружающую среду, готова ли меняться в ответ на вызовы будущего.
Характеристика | Параметры | Соответствие экспертной оценки |
Инновационность продукта | Масштаб инновации |
0 б. – продукт устаревший 1 б. – продукт актуальный, но не инновационный 2 б. – продукт не инновационный, но обладает определенными преимуществами по сравнению с аналогами 3 б. – продукт уникален для локального рынка, но имеет аналоги на мировом рынке 4 б. – продукт уникален, не имеет аналогов на мировом рынке 5 б. – продукт уникален, создан лично компанией, не имеет аналогов в мире и его пытаются копировать конкуренты |
Уникальность инновации |
0 б. – продукт устаревший 1 б. – продукт актуальный, но не инновационный 2 б. – продукт не инновационный, но обладает определенными преимуществами по сравнению с аналогами 3 б. – продукт уникален для локального рынка, но имеет аналоги на мировом рынке 4 б. – продукт уникален, не имеет аналогов на мировом рынке 5 б. – продукт уникален, создан лично компанией, не имеет аналогов в мире и его пытаются копировать конкуренты |
|
Эффективность инновации в сравнении с существующими аналогами |
0 б. – продукт не содержит инноваций, устарел и неэффективен 1 б. – продукт содержит инновационный компонент, но он никак не влияет на эффективность 2 б. – продукт содержит инновационный компонент, который улучшает клиентский опыт 3 б. – продукт содержит инновационный компонент, который улучшает клиентский опыт и пользуется повышенным спросом 4 б. – продуктовая инновация позволила компании значительно улучшить финансовые показатели 5 б. – продуктовая инновация улучшила финансовые показатели компании, создала спрос на рынке |
|
Насколько продукт eco friendly / насколько способствует устойчивому развитию/экономии невозобновляемых ресурсов |
0 б. – продукт плохо влияет на окружающую среду, экосистему, мешает устойчивому развитию 1 б. – продукт никогда и никак не влиял на окружающую среду, экосистему, устойчивое развитие 2 б. – исторически продукт оказывал негативное влияние на среду, экосистему, но компании удалось частично минимизировать это влияние 3 б. – благодаря инновациям компании удалось полностью нивелировать негативное влияние на окружение 4 б. – компания создала хотя бы одну инновацию, которая превращает «вредный» для окружающей среды продукт в «полезный» 5 б. – компания полностью переосмыслила свои продукты/технологии/процессы в пользу их экологичности, регулярно поддерживает экоинициативы, вкладывает средства в спасение окружающей среды |
|
Непосредственный вклад компании в развитие флагманских инноваций/технологий/продуктов |
0 б. – компания ничего не делает, чтобы ее продукты стали инновационными 1 б. – компания пользуется уже доступными на локальном рынке инновационными решениями 2 б. – компания адаптирует доступные на рынке инновации под свои нужды 3 б. – компания в числе первых привела глобальную инновацию на локальный рынок 4 б. – компания инвестирует в создание собственных инновций/технологий/продуктов 5 б. – компания инвестирует в собственные R&D и является генератором инноваций для всего рынка |
|
Инновационность бизнес-процессов и работы с персоналом | Уникальность инновации |
0 б. – инновации в управлении персоналом и бизнес-процессах отсутствуют 1 б. – инновации внедряются точечно и после того, как их испытал рынок 2 б. – инновации внедряются точечно, но при этом компания является первопроходцем на локальном рынке 3 б. – инновации внедряются точечно, компания применяет их в числе первых на глобальном рынке 4 б. – компания самостоятельно разрабатывает инновации, которые пытается применять на всех уровнях 5 б. – разработанная компанией инновация вызывает интерес у конкурентов, ее пытаются скопировать |
Технологичность бизнес-процессов |
0 б. – инновации в управлении персоналом и бизнес-процессах отсутствуют, компания не считает нужным что-либо менять 1 б. – компания только начинает внедрять инновации на уровне бизнес-процессов, они незначительны и малозаметны, а решения о внедрении принимаются медленно 2 б. – компания успешно применяет инновации для части бизнес-процессов, но планов идти дальше нет 3 б. – компания готова автоматизировать все необходимые процессы, инвестирует в обучение персонала, закупку софта 4 б. – большинство необходимых процессов в компании автоматизированы, применяются новые методики и подходы к управлению персоналом, решения о внедрении инноваций принимаются быстро 5 б. – все необходимые процессы в компании автоматизированы, структура оптимизирована, в управлении персоналом применяются инновационные методики и подходы, компания является образцом для подражания |
|
Эффективность по сравнению с существующими аналогами |
0 б. – в бизнес-процессах компании инновации не применяются 1 б. – бизнес-процессы содержат инновационный компонент, но он никак не влияет на эффективность 2 б. – инновации, которые компания внедряет на уровне бизнес-процессов, слабо эффективны 3 б. – инновации, которые компания внедряет на уровне бизнес-процессов, упрощают взаимодействие в команде 4 б. – инновации, которые компания внедряет на уровне бизнес-процессов, положительно влияют на эффективность каждого отдельного сотрудника и всех отделов 5 б. – инновации способствуют реализации продукции (маркетинговые, управленческие инновации) и в целом улучшают показатели эффективности компании |
|
Инновационность бизнес-модели | Уникальность инновации |
0 б. – стандартная бизнес-модель, давно существующая на рынке 1 б. – бизнес-модель давно существует на рынке, но компания адаптировала ее под себя, привнесла что-то новое 2 б. – компания существенно доработала существующую на рынке бизнес-модель 3 б. – бизнес-модель уникальна для локального рынка, но у нее есть аналоги на мировом рынке 4 б. – бизнес-модель уникальна, не имеет аналогов на мировом рынке 5 б. – уникальная бизнес-модель, созданная лично компанией, не имеет аналогов в мире, и ее пытаются копировать конкуренты |
Эффективность инновации |
0 б. – бизнес-модель не обладает уникальными характеристиками 1 б. – бизнес-модель содержит попытки использовать инновационный подход, однако он не имеет влияния на продажи и рынок 2 б. – бизнес-модель включает инновационный подход, который компания планирует использовать как свое преимущество над конкурентами 3 б. – бизнес-модель содержит инновационный подход, который значительно влияет на качество продукта, а также влияет/является заметным на рынке 4 б. – бизнес-модель копируют конкуренты 5 б. – инновации в бизнес-модели регулярно копируют конкуренты не только в Украине, но и в мире |
|
Инновационность в работе с клиентами | Уникальность инновации |
0 б. – компания не использует инновации в работе с клиентами 1 б. – компания начинает использовать в работе с клиентами инновации, которые уже протестированы рынком 2 б. – компания среди первых на локальном рынке внедряет инновации в работе с клиентами, но точечно 3 б. – инновации уникальны на локальном рынке, на глобальном могут быть аналоги 4 б. – компания самостоятельно разрабатывает инновации, уникальные для глобального рынка 5 б. – разработанная компанией инновация вызывает интерес со стороны конкурентов, ее пытаются скопировать |
Роль инноваций в бизнесе компании |
0 б. – инновации не играют никакой роли в бизнесе компании, их нет 1 б. – компания точечно внедряет инновации, но заметного влияния на бизнес они не оказывают 2 б. – инновации влияют на небольшую часть процессов в компании, повышают их эффективность 3 б. – часть продуктов/услуг/процессов в компании можно назвать инновационными, но их удельный вес в общем портфеле ниже 50% 4 б. – часть продуктов/услуг/процессов в компании можно назвать инновационными, их удельные вес в общем портфеле выше 50% 5 б. – инновации внедряются в компании на всех уровнях, сложно найти продукт/услугу/процесс в компании, которых бы не коснулись инновации |
|
Готовность к изменениям | Выходит ли компания за рамки своей индустрии |
0 б. – нет 5 б. – да 1–4 б. – относительная оценка |
Готова ли компания существенно трансформировать свою бизнес-модель в ответ на вызовы будущего |
0 б.– нет 5б. – да 1–4 б. – относительная оценка |
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе «сбор информации» компании – участники рейтинга получили анкету с вопросами, которые покрывали описание параметров, оцениваемых в ходе расчета индекса. А также компаниям было предложено провести личное интервью с командой рейтинга для более детального сбора информации и анализа показателей. В итоге было проведено интервью с 20 компаниями – участниками индекса.
На третьем этапе каждый параметр оценил независимый экспертный совет: отраслевые эксперты и участники исследования. Эксперты оценивали уровень инновационности параметра по единой шкале. В экспертный совет вошли: Елена Малицкая (Re:actor), Евгений Саранцов (Re:actor), Евгений Шпитко (Mind.ua), Виктория Власенко (Mind.ua), Константин Карпушин («KPMG Украина»), Андрей Бурлуцкий (Smart Business), Наталья Ульянова (Level Up Ukraine), Юрий Батхин («Mastercard в Украине»), Александр Почкун (Союз украинских предпринимателей), Александр Торгун (Украинский институт будущего), Олег Щербатенко (генеральный директор IT-Enterprize), профильные журналисты и редакторы mind.ua.
На основе оценок параметров эксперты рассчитывали оценку характеристики – как среднее арифметическое всех параметров, оценивающих характеристику.
После этого балл характеристики переводился в показатель индекса по следующей шкале:
Балл | Индекс | Пояснение |
0 | 0 | Все проявления работы компании – от продукта до бизнес-модели – не эффективны и устарели. У компании нет перспектив для развития и изменений. Компания не является инновационной. |
1 | 30 | Компания не спешит следовать за трендами рынка, любые изменения внедряются с опозданием, после их апробации конкурентами. Компания не является инновационной. |
2 | 55 | Компания пытается использовать инновации и/или инновационный подход в работе. Но они не дают ощутимого эффекта или конкурентного преимущества. Компания не является инновационной. |
3 | 75 | Компания частично внедряет инновации либо активно применяет на локальном рынке достижения глобальных игроков. У компании есть перспективы для роста и адаптации к новым рыночным условиям. Компания является базово инновационной. |
4 | 90 | Компания разрабатывает и использует уникальные инновации для мирового рынка. Доля инновационных продуктов в портфеле компании превышает 50%, компания активно тестирует новые подходы и анализирует их эффективность. Компания является устойчиво инновационной. |
5 | 100 | Компания является лидером своего рынка, ее продукты, бизнес-процессы и модель копируют конкуренты. Она уже адаптировалась к новым реалиям рынка и вышла за пределы своей области. Компания является полностью инновационной. |
Общий индекс инноваций учитывает все пять характеристик, вес оценки продукта составляет 25%, «способности компании к изменению» – 15%, все остальные характеристики – 20%.
Индекс имеет исключительно информационный характер. Он отражает мнение редакции и приглашенных экспертов об уровне инновационности компаний на основании интервью, анкетирования и открытой информации о внедрении инноваций отдельными компаниями.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].