»нновации на рельсах: догонит ли Ђ”крзализныц€ї ≈— и јзию

»нновации на рельсах: догонит ли Ђ”крзализныц€ї ≈— и јзию

 акие из глобальных трендов понемногу приживаютс€ в ”краине, а к каким еще ехать и ехать

Ётот материал также доступен на украинском
»нновации на рельсах: догонит ли Ђ”крзализныц€ї ≈— и јзию
ѕредседатель правлени€ ”« ≈вгений  равцов и член правлени€ ”« ћарчин ÷елеевский во врем€ инспекции первого плацкартного вагона, обновленного капитально-восстановительным ремонтом
‘ото: ”Ќ»јЌ

Mind.ua в партнерстве с платформой открытых инноваций Re:actor и компанией KPMG в ”краине готовит первый в стране »ндекс инновационности украинского бизнеса. ћы хотим пон€ть, насколько мощные отрасли экономики готовы к вызовам будущего, какие инновации внедр€ют крупнейшие игроки и куда движетс€ рынок. –езультаты оценки компаний будут озвучены 10 окт€бр€ на конференции Tech Fusion 2019 и опубликованы на Mind.

ћы уже писали, что происходит, когда один из самых консервативных секторов – агро – объедин€ет свои усили€ с высокими технологи€ми, какие изменени€ претерпит банковска€ сфера с приходом в нее новейших технологических разработок, как инновации вли€ют на телеком-сегмент, насколько инновационной €вл€етс€ строительна€ отрасль и как технологический прогресс мен€ет «правила игры» дл€ металлургов. “еперь рассмотрим, насколько отечественна€ транспортна€ (в частности, железнодорожна€) инфраструктура готова соответствовать глобальным технологическим трендам.

¬ окт€бре 2017 года между ѕекином и Ўанхаем начали курсировать обновленные высокоскоростные поезда Fuxing. „тобы преодолеть 1300 км – рассто€ние между городами – такому поезду требовалось всего 4,5 часа. —ейчас  итай обладает наибольшей сетью высокоскоростных железных дорог – обща€ их прот€женность достигает 19 000 км. Ќа создание такой сети  Ќ– потребовалось всего 10 лет.

—корость и диджитализаци€ – главна€ «фишка» всех современных железных дорог мира. ¬ ”краине этот вид транспорта тоже движетс€ в заданном тренде, но успехи отечественного перевозчика заметно скромнее.  «”крзализныц€» отстает не только от китайских железных дорога, но и железнодорожных компаний ≈— и даже соседней –оссии.

”множить на скорость

ƒлинна всех железных дорог в ”краине составл€ет около 22 000 км. ѕри этом «выделенной» линии дл€ скоростных поездов в нашей стране нет – составы «»нтерсити» и «»нтерсити+» езд€т по тем же рельсам, что и обычные поезда.

»нициатором развити€ скоростного пассажирского железнодорожного сообщени€ считают бывшего вице-премьер-министра Ѕориса  олесникова – при нем, в канун ≈вро 2012, корейские поезда встали на маршруты, соединив столицу с ’арьковом, ƒонецком и Ћьвовом.

Ќо на самом деле скоростные поезда в ”краине начали курсировать еще в 2002 году – первый «—толичный экспресс» заработал на маршруте  иев – ’арьков. “огда не все участки были электрифицированы, поэтому состав представл€л собой обычные вагоны с «сид€чими» местами и локомотив.

—ейчас у «”краинской железнодорожной скоростной компании» – структурного подразделени€ ѕјќ «”крзализныц€» – всего 16 скоростных поездов: дес€ток Hyundai Rotem, два – Skoda и четыре поезда производства  рюковского вагоностроительного завода – 2 Ekr1 «“арпан»; плюс два поезда локомотивной т€ги.

ћаксимальна€ скорость, с которой такие поезда воз€т пассажиров по ”краине – 150 км/ч, но и ее «»нтерсити» достигают только на отдельных коротких участках пути. ‘актическа€ средн€€ скорость этих поездов не превышает 80–90 км/ч, то есть дорога из  иева в ’арьков займет чуть больше четырех часов. 

 онструкционна€ скорость «»нтерсити» и «»нтерсити+» выше – 200–220 км/ч дл€ Ёкр1 «“арпан» и 160 км/ч дл€ Hyundai Rotem. Ќо, чтобы достичь таких показателей, ”« нужно модернизировать железнодорожное полотно или, как делают в более богатых странах, построить отдельную высокоскоростную линию.

ќтечественному «рельсовому» монополисту такие проекты пока не по карману: бюджет прокладки 1 км скоростной железной дороги стартует от 1 млн евро. ѕока же ”« отдает предпочтение ремонтам и обновлению тех отрезков, которые важны дл€ грузоперевозок, а не перевозок пассажиров.

¬ планах ”« пункт о развитии скоростного сообщени€ есть.   2025 году «”крзализныц€» хочет купить 13 электропоездов двойного питани€. «а€вленный бюджет – около $400 млн. Ќо за четыре года дальше анонсов в этом вопросе компани€ не продвинулась. 

ƒобавить интеграцию

≈ще один мировой тренд – интеграци€ железных дорог. √осударства стро€т общие транспортные коридоры и разрабатывают новые маршруты. ѕричем речь идет не только о сегменте грузоперевозок. “ранспортные международные маршруты выстраивают и дл€ пассажирских поездов. Ќапример, правительство  Ќ– в 2015 году анонсировало строительство железнодорожной линии ѕекин – ћосква – высокоскоростной магистрали, рассчитанной как на грузоперевозки, так и на пассажиров.  ѕланируетс€, что поезд сможет преодолеть 7000 км за 32 часа.

ќ столь глобальных проектах ”краина не за€вл€ет, но ”« здесь также удаетс€ придерживатьс€ тенденций – в конце 2016 года железна€ дорога запустила скоростной поезд  иев – ѕеремышль (ѕольша). Ќаправление пользуетс€ спросом: загрузка каждого состава превышает 90%.

¬ сегменте грузовых перевозок самое значимое событие современной истории ”« – строительство Ѕескидского тоннел€. Mind подробно писал об этом проекте: тоннель – часть транспортного, так называемого 5-го панъевропейского коридора, который должен пройти через »талию, —ловению, ¬енгрию, —ловакию, ”краину и –оссию.

Ќо из-за политического противосто€ни€ с –‘ ”краина приостановила свое участие в данном проекте. Ѕескидский тоннель пока выполн€ет функцию «ворот в ≈—» – больша€ часть грузов, следующих в ¬енгрию, –умынию и —ловакию, идут через Ѕескиды. ќбъемы российских грузов, следующих транзитом через нашу страну, тоже снижаютс€. Ќо именно на этот сегмент грузопотока делали ставку в ”«, когда проектировали строительство тоннел€.

ќтн€ть машиниста

— диджитализацией и внедрением умной техники в ”« все плохо. »з самых передовых достижений железной дороги, ориентированных на пассажира, – сайт и мобильное приложение, через которые можно купить билеты на поезд. ” мобильного приложени€ 4300 скачиваний, но большинство последних отзывов – нарекани€ на сбои в программе.

  условным достижени€м можно отнести Wi-Fi и возможность рассчитатьс€ банковской картой на «борту» «»нтерсити». »х условность – в том, что такие опции не всегда доступны.  

ƒва года назад по€вилось новшество дл€ грузоотправителей – система электронного распределени€ вагонов, когда цена вагона определ€етс€ через виртуальный аукцион. —истема до сих пор работает в тестовом режиме и охватывает лишь небольшую часть парка грузовых вагонов ”«. 

¬ мире прогресс шагнул намного дальше сайтов, приложений и онлайн-коммуникаций. ¬ —Ўј, например, езд€т «умные» локомотивы, напичканные датчиками, сенсорами и дес€тками микропроцессоров. “ехника анализирует огромные массивы информации, рассчитывает потребление горючего и даже помогает предсказать поломки поездов.

—амые смелые – доверили железнодорожные перевозки беспилотным поездам. Ќапример, такой проект реализует железорудна€ компани€ Rio Tinto в австралийском штате ѕилбара – уже больше года на ее рудниках беспилотные грузовые составы перевоз€т руду. Ќа разных участках «беспилотники» преодолевают суммарно по 350 км железной дороги – это 20% прот€женности полотна комплекса Pilbara Iron, принадлежащего компании. ¬ кабинах локомотивов еще остаютс€ машинисты, но в Rio Tinto говор€т, что человек нужен только дл€ наблюдени€ за работой. јвтоматизированной техникой управл€ют из цифрового центра в ѕерте – городе, наход€щемс€ на рассто€нии 1200 км от железорудного комплекса.

ѕоезда без машинистов уже давно примен€ютс€ и в пассажирском сегменте – правда, пока на небольшие рассто€ни€ и с не особо впечатл€ющими скорост€ми. ¬ первую тройку самых прот€женных «беспилотных» железнодорожных линий вход€т ƒубай (участок 80 км), ¬анкувер (68 км) и —ингапур (65 км).

ƒл€ «”крзализныци» вопрос замены машинистов тоже актуален, но вовсе не от избытка внедр€емых технологий, а из-за дефицита кадров – с 2015 года украинские железнодорожники активно уезжают работать за границу.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате