Mind объясняет: «Формула Штайнмайера» – калька с российского «меморандума Козака» по Приднестровью
У обоих документов идентичная повестка, которая приведет к схожим последствиям

«Я бы очень не хотел, чтобы конфликт в Донбассе был заморожен. Я бы очень не хотел, чтобы у нас было Приднестровье или Абхазия» – так президент Владимир Зеленский описал худший, по его мнению, сценарий развития событий на востоке Украины. Стопроцентной уверенности, что удастся его избежать, у Верховного главнокомандующего нет: «Я не могу гарантировать на 100%, что это не произойдет», – признал он.
Учитывая, что Украина пытается урегулировать проблему Донбасса теми же методами, что и 13 лет назад разрешался приднестровский конфликт, рассчитывать на разные результаты мирного плана действительно не приходится. Mind обнаружил однозначные параллели между мирным планом по Донбассу и сценарием, предложенным в 2005 году для урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье.
Что такое «меморандум Козака»?
Весной 2005 года европейская дипломатия возлагала огромные надежды на новую украинскую власть в контексте урегулирования приднестровского конфликта. «Новые лица» – Виктор Ющенко (президент Украины), Юлия Тимошенко (премьер-министр), Петр Порошенко (секретарь СНБО) и другие – должны были показать новый подход к урегулированию затянувшегося вооруженного противостояния.
Этот подход был презентован 22 апреля 2005-го на саммите ГУУАМ в Кишиневе от имени Украины. Разработчиком документа называли СНБО, но он по сути повторял более ранний «меморандум Козака» – по имени Дмитрия Николаевича Козака, замглавы администрации президента РФ Владимира Путина.
Один из основных пунктов этого плана звучал очень знакомо: «Украина предлагает в ближайшее время на правовых условиях статуса Приднестровья провести свободные и демократические выборы в Верховный Совет Приднестровья как в представительный орган Приднестровского региона Республики Молдова».
Выборы предусматривали присутствие международных наблюдателей.
Какой была реакция заинтересованных сторон на меморандум Козака?
План не совпадал с позицией других членов ГУУАМ – Грузии, Азербайджана и самой Молдовы, и стал для них полной неожиданностью. «Первой реакцией президентов Грузии и Азербайджана было удивленное молчание. Потому что они ничего не знали о сути предложений. Только Молдова и Румыния были ознакомлены с планом, и то буквально накануне саммита, и они выступили против него. Другие страны и международные организации, такие как ОБСЕ и Европейский союз, узнали о пунктах плана лишь из выступления президента Ющенко», – писал Владимир Сокор, аналитик Института стратегических и политических исследований (Вашингтон, США).
Международные эксперты опасались, что в таких условиях выборы были бы исключительно механическими и цементировали действующую структуру власти. Также они давали возможность международного признания тираспольского режима.
Единственной страной, одобрившей этот «украинский мирный план», была Россия. Глава Совбеза РФ Игорь Иванов в Москве поддержал план за день до саммита в Кишиневе.
Была ли другая возможность решить проблему Приднестровья?
Да. Можно было бы отрезать Приднестровье от финансирования, перекрыв контрабанду. Но ограничения на незаконную торговлю с непризнанной республикой сняли в марте 2005 года (так называемая схема прерванного транзита).
«Если рассматривать Приднестровье как своеобразное закрытое акционерное общество, а таким оно и есть, потому что оно не является государством, то следует признать, что среди крупнейших акционеров этого общества есть и украинцы. И некоторые из них не потеряли своей влиятельности со сменой власти – наоборот, даже увеличили свое влияние. И они заинтересованы в сохранении status quo и этой неопределенности на долговременную перспективу», – объяснял директор Центра мира, конверсии и внешней политики Александр Сушко.
При чем тут формула Шайнмайера?
Если поменять «Приднестровье» на ОРДЛО, «Иванова» на «Лаврова», «Тирасполь» на «Донецк» и «Луганск», то параллели становятся очевидны. Просто для протокола отметим, что Дмитрий Козак до сих пор интегрирован в российские властные структуры – в статусе вице-премьера правительства России (отвечает за ТЭК и промышленность).
Когда вообще возникла формула Штайнмайера?
Принято считать, что день рождения этого плана – 28 ноября 2015 года, когда экс-министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и экс-глава МИД Франции Лоран Фабиус направили письмо министру иностранных дел России Сергею Лаврову и экс-главе украинского внешнеполитического ведомства Павлу Климкину.
В письме предложено ввести особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей в день местных выборов на этой территории на временной основе, а внедрить его на постоянной после того, как наблюдатели Бюро по демократическим инициативам и правам человека ОБСЕ подтвердят, что выборы прошли в соответствии с международными стандартами и украинским законодательством.
Ниже приводим текст письма с незначительными сокращениями.
«Уважаемый Сергей, уважаемый Павел!
Мы хотели бы высказаться по поводу недавних писем Сергея (Лаврова) и нашего письма вам от 10 ноября, написанного по результатам нашей конструктивной встречи в Берлине 6 ноября.
Во-первых, мы хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз высказать нашу глубокую обеспокоенность текущей ситуацией…
Как было согласовано в Берлине и изложено в нашем письме, стороны ставят перед собой задачу согласовать в рамках политической подгруппы механизм местных выборов и представить согласованный результат до нашей следующей встречи в декабре…
Мы с тревогой отмечаем, однако, что соответствующие позиции сторон далеки друг от друга. Вот почему мы решительно поддерживаем инициативу посла Мореля провести встречу политической подгруппы, чтобы стороны договорились о компромиссном пакете.
Очевидно, что механизм выборов должен быть привязан к соответствующим положениям пакета мер.
Во-первых, п. 12 определяет формат дискуссий: вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Во-вторых, п. 4 определяет порядок переговоров: местные выборы будут проводиться в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ под мониторингом БДИПЧ.
Ключевые положения стандартов ОБСЕ отражены в «Документе копенгагенской встречи Конференции по человеческому измерению ОБСЕ» от 1990 года.
Кроме того, обсуждение проекта специального закона о местных выборах также должно проводиться в той последовательности, которая была определена главами государств и правительств на саммите в Париже 2 октября и была подтверждена министрами [иностранных дел] в Берлине 6 ноября.
Эта последовательность сводится к следующему:
- выборы, объявленные в одностороннем порядке лидерами сепаратистов, должны быть отменены и согласованы с украинскими властями;
- проект закона о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должен быть подготовлен политической подгруппой как можно скорее и одобрен Радой спустя четыре недели.
Примечание Mind: «Политическая подгруппа» – переговорная группа с участием представителей ОРДЛО.
Также их интересы соблюдены и в рамках Центризбиркома. Полномочия ЦИК и избирательных комиссий низшего уровня должны быть сбалансированы обоюдно (для Украины и ОРДЛО) приемлемым способом, который не подрывал бы эффективность организации выборов. Могут быть рассмотрены несколько вариантов, например создание временной местной избирательной комиссии или совместных избирательных комиссий. Эти комиссии также могут включать в себя представителей от местных общественных организаций и политических движений.
Как проходило согласование формулы?
Из-за равноправности сторон, закрепленной в формуле и недопустимой для Украины, согласования проходили автономно. Если обычно «высокие договаривающиеся стороны» делают совместное заявление, публикуют совместное коммюнике, то в данном случае оно означало бы признание Украиной официального/легитимного статуса представителей ОРДЛО. И якобы именно по этой причине Леонид Кучма отказался подписать совместный документ.
Однако была использована следующая схема:
- ОБСЕ предлагает новую «формулу Штайнмайера» всем участникам Трехсторонней контактной группы (ТКГ), в том числе и представителям ОРДЛО;
- все участники ТКГ и представители ОРДЛО якобы независимо друг от друга соглашаются с инициативой международной организации, как условно нейтральной, то есть не участвующей в конфликте, стороны переговоров.
Эта схема позволила украинской стороне (читай – администрации президента Зеленского) занять очень удобную с точки зрения внутренней политики позицию.
Украина согласилась на новый вариант «формулы…» не под давлением России, не по причине запланированной «зрады», не ради превращения ОРДЛО в «закрытое акционерное общество», а по предложению ОБСЕ.
Такая позиция позволяет президенту Зеленскому и его администрации уклоняться от любых комментариев или озвучивать любые объяснения по данному поводу, например:
- в новом варианте «формулы Штайнмайера» нет ни одного слова о реальных гарантиях безопасности во время избирательной кампании, в день выборов и во время подведения итогов выборов;
- в новом варианте «формулы Штайнмайера» возникает таинственный «вопрос, согласованный в «нормандском формате», утвержденный Трехсторонней контактной группой».
Как будут развиваться события и в чем смысл этого таинственного «вопроса»?
Исходя из логики событий, предполагается, что ситуация будет развиваться следующим образом:
- Верховная рада принимает особый закон о выборах в ОРДЛО.
- Назначаются окружные и другие избирательные комиссии.
- В качестве наблюдателей Украина приглашает миссию БДИПЧ ОБСЕ, заранее ставя перед ней некий вопрос, «согласованный в «нормандском формате», утвержденный Трехсторонней контактной группой».
- Проходит предвыборная кампания.
- Происходит голосование.
- Закон об особом статусе вступает в силу в 20:00 по местному времени в день голосования, то есть на момент закрытия избирательных участков
- Участковые и территориальные избирательные комиссии считают голоса, БДИПЧ ОБСЕ в это время собирает статистику, обрабатывает отчеты своих наблюдателей и т. п.
- БДИПЧ ОБСЕ спустя какое-то время после дня выборов публикует заключение о соответствии выборов «Документу копенгагенской встречи Конференции по человеческому измерению СБСЕ» в виде… ответа на вопрос, заранее «согласованный в «нормандском формате», утвержденный Трехсторонней контактной группой».
«Формулировать» и «согласовывать» его в условиях строжайшей секретности начнут дипломатические советники глав государств «нормандской четверки», и первыми среди них – советники президентов Путина и Зеленского.
На следующем этапе согласованный текст при посредничестве ОБСЕ будет предложен участникам ТКГ, включая представителей ОРДЛО.
Они, в свою очередь, но демонстративно по отдельности – согласятся. Возможно, с незначительными поправками.
И, наконец, «техническое задание» для БДИПЧ ОБСЕ будет предложено на утверждение главам государств «нормандской четверки».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].