10 месяцев торгов: как работают схемы на угольных тендерах в регионах

10 месяцев торгов: как работают схемы на угольных тендерах в регионах

Показательный кейс – тепло для педагогов Знаменки

Этот материал также доступен на украинском
10 месяцев торгов: как работают схемы на угольных тендерах в регионах

Отопительный сезон уже практически начался, однако далеко не все потребители получат тепло вовремя. И речь идет не только об объектах, которые отапливаются благодаря природному газу, где причиной задержки станет неполучение предприятиями теплоэнергетики номинации от НАК «Нафтогаз Украины». Многие объекты медицинской, социальной и образовательной сфер, особенно в районах и селах, продолжают обеспечивать надлежащий тепловой режим, используя дрова, пеллеты и уголь. С момента внедрения системы публичных закупок ProZorro казалось, что процесс закупки необходимого для этого сырья станет проще, а потребители услуг наконец-то не будут зависеть от подковерных игр рынка. Однако оказалось, что и здесь не все так просто.

Mind исследовал одну из историй, когда попытка использовать непрозрачные схемы при проведении угольных тендеров может обернуться срывом отопительного сезона во всех школах населенного пункта. При всех «местных нюансах» этот кейс можно считать весьма характерным и показательным на всеукраинском уровне.

Что произошло в Знаменке?

Знаменку Кировоградской области трудно назвать большим городом. Тем не менеепри численности населения чуть меньше 23 000 человек населенный пункт является важным железнодорожным узлом и имеет статус города областного значения. Все это могло бы обезопасить местных педагогов от проблем «угольных заговоров». Однако – не помогло.

Подготовку к отопительному сезону 2019–2020 отдел образования исполнительного комитета Знаменского городского совета начал еще до завершения предыдущего. Уже 11 января 2019 года отдел объявил открытые торги ожидаемой стоимостью 4,1 млн грн, по результатам которых планировалось закупить 940 тонн каменного угля трех различных марок.

Результат – восемь участников, попытка обжаловать тендерные требования в Антимонопольный комитет (АМКУ) и отклонение всех предложений, одно из которых принудительно – на основании решения все того же АМКУ. Процедура затянулась на четыре месяца, а окончательное решение об отмене торгов тендерный комитет принял уже в начале апреля.

Старт следующей попытке был дан 8 мая, когда комитет объявил проведение аналогичных торгов, на этот раз однако ожидаемой стоимостью 3,99 млн грн и на 820 тонн угля. Этого количества, по мнению руководства знаменских педагогов, должно было хватить для четырех школ и стольки же детских садов города.

Чего не учли организаторы торгов?

Уже на следующий день после публикации в ProZorro тендер попал в поле зрения Госаудитслужбы. Оказалось, что педагоги не учли нестабильный курс валют. На момент объявления торгов соотношение гривны к евро несколько изменилось, однако заказчик выбрал процедуру «открытые торги», хотя, согласно действующему законодательству, при ожидаемой стоимости выше 133 000 евро следует выбрать «открытые торги с публикацией на английском языке», или так называемые «европейские торги». Соответствующие процедуры имеют существенное различие в сроках подачи тендерных предложений, поэтому замечания аудиторов было правильным. Исправить ошибку, не отменяя закупку, тем не менее было невозможно. Как следствие – немного потерянного времени.

Третью попытку отдел сделал 11 мая, объявив проведение тендера на аналогичных предыдущему условиях. Даже не попытавшись пойти на диалог с заказчиком, потенциальный участник ООО «Паливторг» обжаловал отдельные пункты тендерной документации в Антимонопольный комитет. Последний в свою очередь вынес решение – внести изменения, убрав требование о предоставлении информации от Торгово-промышленной палаты на соответствие предложения участника уровню среднего диапазона цен именно в Кировоградськой области. Поскольку на момент обнародования документа АМКУ срок подачи предложений на тендер истек, закупку пришлось отменить.

Времени было еще достаточно – и 27 мая педагоги четвертый раз объявили закупку, при этом опять успешно «наступив на грабли» и без учета курса валют. Опять Госаудитслужба, опять невозможность внести изменения в документацию, опять отмена торгов.

Что и как закупали?

Объявленная 29 мая закупка имела от предшественников сразу несколько отличий. Ожидаемая стоимость заказа снова была уменьшена, теперь до 3,93 млн грн. Существенно уменьшили и количество топлива, которое планировали приобрести: с 820 до 745 тонн. Такое сокращение секретарь тендерного комитета Олег Макаров объясняет изменениями в количестве сортов угля, который отдел образования запланировал купить для школ и детсадов. «Мы добавили несколько других сортов, планируем их примешивать. Это дает хороший, проверенный результат», – разъяснил мотивы отдела чиновник.

Вспомнил Макаров и о марке ГЖП (газовый жирный постный) размером 25–80 и 50–100 миллиметров, который планируют купить только по 25 тонн каждой фракции. По словам секретаря, о нем вспомнили, поскольку в предыдущие годы он хорошо себя зарекомендовал, а заказчики «не жаловались на качество».

Почему появилось поле для махинаций?

Менеджер направления мониторинга закупок Института аналитики и адвокации Елена Дмитренко со своей стороны отмечает, что подобные мелкие «вкрапления» лишь осложняют жизнь обычным участникам и дают преференции «своим», которые имеют на руках необходимые лицензии, договоры на поставку и протоколы проверки качества товара.

Интересная деталь: документацию к объявленной закупке тендерный комитет утвердил только через неделю после появления объявления на ProZorro – 6 июня 2019 года.

Однако вернемся к самим торгов, на которые подались четыре предприятия: ООО «Частная угольная компания» с предложением 2,98 млн грн, ООО «Евроальянс ЛТД» – 2,984 млн грн, уже упомянутое нами ООО «Паливторг» – 3,21 млн грн, а также ООО «Артмаркет» – 3,91 млн грн. Рассмотрев предложения участников и исследовав документацию каждого, тендерный комитет принял ряд неожиданных решений, отклонив одно за другим три экономически выгодных предложения и признав 25 июня ООО «Артмаркет» победителем торгов.

Кто не согласился с результатами торгов?

Заказ большой, поэтому участники не были готовы просто так согласиться с решением комитета, тем более, что в нем оказалось множество ошибок. Сразу две фирмы – ООО «Паливторг» и ООО «Частная угольная компания» – 5 июля подали жалобы в Антимонопольный комитет Украины. Требования примерно одинаковые – отменить решение комитета об их отклонения и признании победителем ООО «Артмаркет». В результате рассмотрения АМКУ согласился с доводами лишь «Частной угольной компании».

Рассмотрение тендерных предложений зашло на второй круг и... повторился уже пройденный сценарий. Трех участников дисквалифицировали, правда, теперь уже на других основаниях, а договор планировалось заключить с ООО «Артмаркет». Решение о признании победителем последнего было принято 2 августа.

Но «Частная угольная компания» обратилась сначала к заказчику – с требованием пересмотреть собственное решение, а после отказа – снова в АМКУ. В Антимонопольном комитете относительно оперативно рассмотрели жалобу и 30 августа приняли решение – «обязать Отдел образования исполнительного комитета Знаменского городского совета отменить решение об отклонении тендерного предложения общества с ограниченной ответственностью «Частная угольная компания» и решение об определении частного предприятия «Артматкет» победителем закупки».

Тендерному комитету ничего не осталось, как в третий раз вернуться к рассмотрению предложений всех участников. Не найдя больше аргументов против, победителем торгов заказчики признали предприятие, подавшее экономически выгодное предложение – ООО «Частная угольная компания». Дата принятия решения – 5 сентября.

Однако и на этом эпопея не закончилась, ведь теперь недовольным оказалось ООО «Артмаркет» и 14 сентября подало в АМКУ свою жалобу, требуя пересмотреть последнее решение тендерного комитета. После трех недель ожидания был вынесен вердикт – жалобы «Артмаркета» безосновательны.

Ставит точку в этой закупочной саге заключенный 10 октября договор между ООО «Частная угольная компания» и отделом образования исполкома Знаменского городского совета.

«Мы стали заложником внутренней борьбы поставщиков, когда никто не хотел отдавать победу сопернику. На самом деле еще немного – и дети вполне могли остаться без отопления. К счастью, победитель торгов уже начал завозить учебным заведениям необходимый уголь», – рассказывает секретарь тендерного комитета Олег Макаров. При этом не упоминает о многочисленных ошибки заказчика, играющих на руку одному из участников и 931 000 грн, которые удалось сэкономить благодаря настойчивости победителя торгов.

Скрытые связи

Весьма интересны незаметные на первый взгляд детали. Владельцем ООО «Артмаркет» – фирмы, которую дважды неправомерно признавали победителем торгов, является Федор Писко, в свое время возглавлявший отдел образования Знаменской РГА и экс-депутат Знаменского городского совета.

С ООО «Евроальянс ЛТД», единственным предприятием, которое при закупке ни разу не пыталось отстоять собственные интересы, «Артмаркет» связывает немало. Начать стоит с того, что в 2016 году Писко участвовал в торгах в качестве помощника директора «Евроальянс ЛТД».

Кроме того, оба предприятия арендуют склады по одному адресу – ул. Железнодорожная, 10 в Малой Виске, а также имеют договорные отношения с ООО «Макреалгрупп» по использованию одной и той же техники. Речь идет о колесном погрузчике ТО-30, грузовых автомобилях ГАРЗСС-3309 и КАМАЗ 65201-012, а также автомобильных весах «Армавир».

Более того, даже поставщиком и производителем угля у участников-«конкурентов» является одна и та же фирма – уже упомянутая ООО «Макреалгрупп», которая принадлежит прописанной в Макеевке Елене Курепиной, бывшей помощнице экс-нардепа-регионала Александра Рыженкова. Не особо скрывая свою связь с фирмами, ООО «Макреагрупп» подписало обоим гарантийные письма о возможности поставок угля одной датой – 30 мая и практически соседними исходящими номерами: 30-05/2 и 30-05/4

Чем все завершилось?

Владелец и руководитель победителя торгов – ООО «Частная угольная компания» – Ярослав Коваленко рассказывает: особых претензий к тендерному комитету у него нет, хотя второй круг отклонения считает явно надуманным. «Уже в тендерной документации имели место требования, существенно сужавшие круг потенциальных участников. Например, производителей угля ГЖП не так много, это откровенно «искусственная» марка из тех, которые добавляют чтобы отсеять «лишних». На самом деле, если конечно не считать денег и сил, потраченных на Антимонопольный комитет, у нас проблем не было в отличие от самого руководства отдела образования, на которое, по моей информации, давили», – прокомментировал проведенные торги Коваленко.

Начальник отдела образования исполнительного комитета Знаменского городского совета Людмила Клименко в телефонном комментарии о давлении на себя не упомянула, тем не менее сообщила: по заявлению уже известного нам Федора Писко пока открыто два уголовных производства. «Одно дело касается обоснованности повышения цен на топливо, которое мы покупали по результатам предыдущей успешной закупки, а второе лично против меня, по ч. 1 ст. 364 «Злоупотребление служебным положением». Будто бы я принимала решение в интересах «Частной угольной кампании». Если честно, довольно странно – на тот момент процедура была еще не завершена, а у меня уже уголовное дело по этой процедуре», – рассказала Клименко.

Чем завершится рассмотрение дел, загадывать она не берется. И подчеркивает – главное, что успели закупить уголь до начала отопительного сезона, ведь все указывало на возможность срыва торгов.

Десятимесячная эпопея закончилась, однако подобных ситуаций в стране множество. В отдельных городах, селах и даже районах негласные тендерные войны уже в этом году могут оставить людей без тепла. Поэтому как никогда своевременна новость о подписании президентом Украины новой редакции закона «О публичных закупках». Есть надежда, что этот документ позволит сократить количество «бытовой» коррупции.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате