Ставка на результат: есть ли у государства шансы вернуть доверие бизнеса и общества
Почему Украина находится в глубоком кризисе недоверия

«Доверие – не философский вопрос. Низкий уровень доверия – наибольшая статья затрат бизнеса. Отсутствие доверия приводит к интригам, конфликтам, неадекватной конкуренции, снижает продуктивность и скорость коммуникаций. Именно доверия сегодня не хватает государству, бизнесу, обществу в Украине и мире. Кризис доверия – уже не миф, а реальность. Поэтому тема нынешнего форума «Дирижеры изменений» – как построить доверие и вместе преодолеть этот кризис», – подчеркнул на открытии мероприятия управляющий партнер Deloitte Ukraine Андрей Булах.

Спикер предложил при обсуждении темы опираться на условный «словарь» из книги «Скорость доверия» Стивена Кови – младшего. Автор выделил четыре составляющие доверия: целостность (честность, выполнение обещаний, мужество действовать исходя из своих ценностей, а не под давлением внешних обстоятельств), намерения (доверие возрастает, если мотивы прозрачны и понятны), способности и результат (умение доводить начатое до конца). Каждый из этих элементов необходим, но недостаточен без «компаньонов».
Этот «словарь» помог организаторам форума провести несколько интересных опросов. На панельных дискуссиях они просили аудиторию – около 400 топ-менеджеров и владельцев бизнеса – оценить уровень доверия, отметить один из самых «провисающих» элементов и т. д. Mind выбрал яркие цитаты спикеров и данные опросов.


Марк Зархин, глава правления Kumpel Group:
– Для меня, как представителя среднего класса, единственное, что было стабильным в нашей стране, – нестабильность. Смена правил происходит при каждой смене власти. Мы не знаем, что будет дальше. Единственный вариант – приспосабливаться к постоянной нестабильности. Думаю, это неплохая привычка. Хотя хочется от нее избавиться. Но островков, на которых мы можем жить в атмосфере доверия, становится все меньше. В обществе все больше недоверия к институтам власти, СМИ. Это говорит о том, что наша страна продвигается в противоположную от цивилизованного мира сторону.
Антоним доверия – паранойя. Увы, наше общество – параноидально. Наша параноидальная социальная, экономическая, политическая жизнь приводит к тому, что мы становимся менее цивилизованными. К примеру, в Украине около 60 000 налоговиков, в США – около 90 000. При этом объем экономики США в 50 раз больше нашего. Эта армия налоговиков контролирует наш бизнес. Какова выгода для общества? Ее нет. Это последствия нашего взаимного недоверия.

Как выходить из этой ситуации? Резкого роста доверия у нас не будет. Но нужно делать первые шаги: работать с институтом репутации. Она у нас почти уничтожена. Возможно, через 10 лет вернемся к цивилизованному миру. К примеру, во Львове, который считался столицей недоверия, мы (группа бизнесменов и общественных деятелей) реализуем стратегию изменений. Но пока достигли только косметического «ремонта». Город глубинно не изменился. Нужна смена ценностей. Та элита, которая сейчас управляет почти всеми процессами, далее не в состоянии развивать город ни экономически, ни социально, ни этично. Должна быть другая культура финансирования: венчурная модель, построенная не на банковских кредитах, а на доверии к той или иной идее. Креативный класс без этого не сможет развиваться.

Сергей Черненко, глава правления ПУМБ:
– Недавно анализировал эволюцию банковской системы. К удивлению, обнаружил, что сейчас мы находимся на уровне 2004 года по размеру капитала. Для нас этот цикл был формированием антидоверия к власти. Только в последние несколько лет начали появляться ростки доверия. Но это доверие не к системе, а к конкретным людям и командам. Для меня в первую очередь – к команде Нацбанка. Они сумели сформировать долгосрочную стратегию, показать, что по ней двигаются и следуют задекларированным принципам. Но при этом задаю вопрос: «Смогли бы они справиться, если не было бы колоссальной поддержки МВФ?» К сожалению, в этих маленьких ростках доверия, остается недоверие. Только когда мы будем ассоциировать доверие не с конкретными людьми, а с институтами – сформируется настоящее доверие.
При этом среди населения Нацбанк, вероятно, возглавляет рейтинг антидоверия. Почему? Сам себе задаю этот вопрос. Возможно, людям даже с базовым экономическим образованием достаточно сложно понять, что делает НБУ, почему политика инфляционного таргетирования – самая разумная дорога к экономической стабильности или почему проведенные реформы – залог здоровой банковской системы.
Поэтому налаживание коммуникаций сегодня играет очень большую роль. Тот, у кого у руках есть медийный ресурс, может как искусственно формировать доверие, так и разрушать его. Это один из вызовов не только для банковской системы. Возможно, государство мало времени уделяет объяснению того, что происходит.

Сейчас доверие формируется очень просто: чем больше о тебе позитивно пишут в СМИ, говорят в эфире – тем больше доверия. Недавно выяснял, почему клиенты выбирают тот или иной банк. Часто получал вот такой ответ: «Нам кажется, что он хороший». Уточняю: «Почему хороший? Вы хоть раз смотрели отчетность, знаете, кто акционеры и т. п.?» Понятия не имеют, но выбирают, потому что об этом банке многие позитивно отзываются. Вот такое «доверие» – серьезный вызов для государства.

Оксана Маркарова, министр финансов Украины:
– Роль государства в повышении уровня доверия должна быть определяющей. Не потому что мы – главные, а потому что на нас больше ответственности. Государству для старта важно обеспечить правильное перераспределение налогов и правосудие. Общаясь с бизнес-ассоциациями, вижу, как со временем меняются их требования. Еще в 2017 году в топ-5 пожеланий не было судебной реформы. В последнее время требование справедливого правосудия стабильно входит в топ-3.
До 2016 года ни одна программа МВФ не была реализована. Ни разу конкретные обещания 1990-х, 2000-х годов относительно того, как будет развиваться страна в ближайшие 5–10 лет, не были выполнены. Вопрос продолжения завоевания доверия очень актуален. Быстрой победы не будет. Ни одной стране демократическими методами быстро это сделать не удавалось.

Андрей Гундер, управляющий партнер Американской торговой палаты в Украине (ACC):
– За последнее столетие в Украине миллионы людей убивали голодомором, холокостом, тоталитарным режимом. И вот на этом фундаменте нужно построить доверие Не удивительно, что в последние 28 лет государству было очень сложно кардинально изменить его уровень. Самый высокий уровень доверия в северо-европейских странах.

Для меня составляющие доверия – компетентность, порядочность и выполнение обещаний. Уровень доверия возрастет, когда критическая масса людей будет приходить во власть не с целью самообогащения, правила игры перестанут меняться на лету, в законопроекты не будут вноситься дивные абзацы без обсуждений и т. п. Надеюсь, те, кто сейчас приходит в политику, понимают: будут черными овцами, если вернутся к старым методам. Для иностранных инвесторов очень важен этот маркер.

Андрей Коболев, глава правления НАК «Нафтогаз Украины»:
– Для меня доверие – одна из самых сложных тем. Помню 2005 год: какие были высокие надежды и как быстро они превратились в негативную оценку. За менее короткий цикл – последние 5 лет – меня удивляли две вещи. Первая – способность прагматичной, циничной оценки событий минувших лет и очень простой интерпретации ее на себя. Новая команда говорила: мы – уникальны, все будет иначе. Но закончили с теми же результатами. Если у команды отсутствует умение анализировать и не повторять ошибки предшественников – доверие упадет.

Вторая вещь – отношение к друг другу в обществе. Очень часто слышу реплику «простые украинцы». Кто они? Я простой? А вы? Этим термином пользуются, когда нужно пояснить очередную попытку сделать неправильную вещь. Но ее делают, потому что якобы «простые украинцы» по-другому не поймут. Когда вижу такие триггеры – мое персональное доверие полностью исчезает.
Для нынешнего состава парламента, правительства маркерами станет голосование за рынок земли, повышение зарплат госслужащим. Уверен: если оплата труда не будет серьезно увеличена – доверие будет потеряно.

Алекс Лисситса, гендиректор IMK:
– В общественном договоре между обществом, бизнесом и государством должны быть четкие правила и обязательства по их выполнению. Возьмем, к примеру, правила дорожного движения. Государство их прописало и закрывает глаза на невыполнение. Общество просыпается только, когда происходит масштабное нарушение: пьяный политик переехал ребенка. Если же, скажем, простой врач сбил бомжа – на это никто не обращает внимания.
Схожая ситуация в бизнесе. Я пять лет приучал своих сотрудников, чтобы они поняли: зарплата – эта не та сумма, которую вы получили на руки. Это сумма, которую вам насчитали с налогами. Куда эти деньги ушли, вы должны спрашивать не у меня, а у государства.
Спросите у бизнеса, почему они не хотят платить налоги. Потому что очень высокие? По сравнению с чем? С Германией? Нет. Государство за последние 30 лет – классический пример кочубеевщины. Такое высокое недоверие, потому что бизнес понимает: придет очередной Кочубей и сдаст нас. И без разницы, сколько ты ранее платил налогов, – сдаст.

Что делать? Одним – начать платить налоги. Вторым – правильно их распределять. А придумывать велосипед – новый общественный договор – нет времени. Если мы еще лет 5 будем договариваться – утратим то, что осталось.

Евгений Быстрицкий, философ, общественный деятель:
– Для повышения уровня доверия важно отделить олигархат от политики. Ненормально, когда борода нависает через массмедиа.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].