Война за оценку: что может разрушить «площадки Яценко»
И кто этому мешает

В начале прошлой недели Специализированная антикоррупционная прокуратурай (САП) зарегистрировала уголовное производство по факту возможного совершения коррупционного преступления депутатами ВР. По версии САП, 11 «народных избранников» – члены парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, якобы получили по $30 000 за голосование против законопроекта №2047. Этот документ, по замыслу авторов, должен ликвидировать коррупционные схемы при оценке объектов недвижимости.
Уголовное производство – лишь один из эпизодов в цепочке громких событий, сопровождающих проект закона №2047. Mind разбирался, почему этот документ оказался настолько резонансным, что даже грозит расколом фракции «Слуга народа».
С чего все начиналось?
В июле прошлого года была создана Единая база данных отчетов об оценке, администрированием которой предстояло заниматься Фонду государственного имущества (ФГИУ). Цель, казалось бы, вполне благородная – контроль за деятельностью оценщиков, а также предотвращение занижения ими оценочной стоимости недвижимости и уклонения покупателями от уплаты необходимых налогов.
Однако чуть более чем за полгода до этого, во время рассмотрения и принятия бюджета на 2018 год, по инициативе нардепа от БПП Максима Курячего и согласованию председателя налогового комитета ВР Нины Южаниной в Налоговый кодекс были внесены поправки, предусматривающие создание обязательных к использованию электронных площадок – с функцией «посредников» между оценщиком и электронной базой ФГИУ.
На практике это выглядело довольно просто: при покупке/продаже недвижимости выбранный оценщик делает отчет о стоимости объекта продажи и загружает его на одну из «площадок», а та уже передает информацию в Единую базу данных отчетов. Все поданные в базу документы проходят автоматическую проверку на соответствие указанной стоимость имущества реальной. В случае если цена искусственно снижена, отчет не регистрируется до момента корректировки.
Продать/купить недвижимость при этом можно только после регистрации отчета в единой базе. То есть электронные площадки пересылали данные от оценщиков в базу и выполняли, по сути, функции электронной почты.
Где прячется #зрада?
Всего электронных площадок на тот момент было четыре: ЧП «Информационно-консалтинговый центр АСБОУ», ООО «Ви Ай Пи Департамент», ООО «О закупках» и ООО «Акцепт Онлайн». Все они связаны с нардепом Антоном Яценко.
В конце ноября 2018 года Кабмин исключил из своего постановления слова о беспрепятственном и бесплатном доступе к единой базе. А уже через два дня депутаты решили, что созданные электронные площадки для доступа к базе и модулю оценки недвижимости с 2019 года должны получать согласие уже имеющихся игроков, перечисленных выше.
Согласованность действий «площадок Яценко» в середине этого года доказал Антимонопольный комитет, наложив на эти четыре фирмы штраф на общую сумму 13,99 млн грн. Комитет выяснил, что в 2018 году компании устанавливали одинаковые цены на услуги доступа к единой базе, чем ограничили возможности потребителей выбирать лучшие ценовые предложения. Кроме того, интересы площадок представляли одни и те же лица, а в отношениях с банковскими структурами фирмы использовали одинаковые IP-адреса.
«Так называемые площадки Яценко – это классический пример политической коррупции. Когда депутаты публично принимают закон и обязывают тебя платить им деньги. И ты не можешь никуда пожаловаться. Пять раз вносились поправки, переголосовувались... Тогда на всю страну показали: «Ребята, смотрите, сейчас мы будем воровать ваши деньги». Я по-другому это назвать не могу», – говорит нардеп Андрей Мотовиловец.
При чем тут законопроекты 2047 и 2047-1?
В начале сентября 2019 года 31 депутат от партий «Слуга народа» и «Голос» зарегистрировали законопроект №2047, которым, среди прочего, предлагалось полностью убрать электронные площадки в качестве обязательного посредника между оценщиками и единой базой. Соинициатор законопроекта, народный депутат Алексей Мовчан объясняет: документ не затрагивает проблему занижения реальной стоимости недвижимости оценщиками, а направлен на ликвидацию коррупционной составляющей, бенефициары которой ежедневно зарабатывают около 1 млн грн.
«Главная задача законопроекта – снос компаний-прокладок, которые не создают никакой «добавленной стоимости», никакой ценности для рынка. По нашему замыслу, он попросту аннулирует этот промежуточный этап, за который украинцам, непонятно зачем, приходится доплачивать», – отметил Мовчан.
Также в парламенте зарегистрирован альтернативный этому документу законопроект №2047-1, который не только сохраняет монополию четырех «площадок Яценко», но даже расширяет их функционал. Под этим документом стояло 19 подписей нардепов, но на момент написания статьи осталось только 10.
«Сегодня расчет делает модуль, который является составляющей государственной базы и приобретен за государственные средства. [...] 2047-1 предлагает, чтобы расчет, кроме модуля базы, делала еще и площадка. Это ненужное манипулятивное дублирование функций», – уверяет бывший государственный уполномоченный АМКУ Агия Загребельская.
Кроме того, уверяет эксперт, документ оставляет без изменений внесенные в бюджетную ночь 2018/2019 нормы, запрещающие АМКУ расследовать дела площадок, как и любые другие, связанные с интеллектуальной собственностью, а также запрещающие кому-либо требовать с площадок возмещение причиненного ими ущерба. «В завершение законопроект цементирует нынешний статус действующих площадок, ставя в зависимость от их желания/нежелания работать все сделки с недвижимостью в государстве, добавляя к ним землю», – объясняет она. Агия Загребельская уверена, что с помощью документа 2047-1 определенная часть депутатского корпуса пытается создать манипулятивную «страшилку», вокруг которой будет нагнетаться недовольство и недоверие к действительно качественному проекту 2047.
Сами же оценщики отмечают, что принятие законопроекта №2047-1 никоим образом не упростит жизнь продавцам и покупателям недвижимости. Посредник в виде площадки остается, достаточно существенная оплата, которая на сегодня составляет от 892 до 1860 грн за одну регистрацию, – тоже. Дополнительно документом предлагается ввести новый термин «налоговая стоимость». На сегодня это ненормативное понятие, которое не указано ни в одном документе, регламентирующем проведение оценки имущества.
«Более того, в профильные законы «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» и «Об оценке земель», согласно которым уже более 15 лет работает все профессиональное сообщество, данным законопроектом предлагается внести изменения о том, что они не будут регулировать определение стоимости в соответствии с п. 172 Налогового кодекса Украины», – отмечает член правления Всеукраинского объединения «Украинское общество оценщиков» Александр Якушко.
Каковы перспективы?
Скандалы, упреки оппонентов и вообще нездоровый «фон» вокруг законопроекта 2047 все же сделал свое дело, считает нардеп Алексей Мовчан. По его словам, руководство фракции пока выход из ситуации видит во внесении законопроекта 2047д, который будет иметь аналогичные с предыдущим цели, однако несколько расширит их количество.
«В профильном комитете также рассматривается возможность внесения альтернативного законопроекта, который вместе со «сносом» площадок должен урегулировать еще ряд вопросов», – резюмирует заместитель председателя Комитета по вопросам антикоррупционной политики, депутат Галина Янченко.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].