«Государство в смартфоне»: какие госуслуги украинцы уже сейчас могут получать онлайн
И зачем Минцифра изобретает велосипед

«Государство должно стать сервисом, а не страшным монстром. Помогать одним быстро получать услуги, а другим – честно выполнять свою работу. Наш первый шаг – создание diia.gov.ua, онлайн-сервиса госуслуг, где все быстро, четко и понятно. Здесь можно будет получить услугу там и тогда, когда нужно, и больше не беспокоиться, что посещение госучреждения съест весь день и нервы» – так Министерство цифровой трансформации рекламирует запуск сайта и одноименного приложения «Дія» («Держава і я»).
Зачем ведомство вкладывает донорские деньги в запуск этого сервиса, если «единое окно» для получения е-госуслуг давно существует? Почему министерство рассказывает о «цифровом рае» в будущем времени, если в прошлые годы Госагентство по вопросам электронного правительства уже перевело более 130 таких услуг в онлайн? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.
Какими госуслугами украинцы уже могут пользоваться онлайн? Сейчас в «едином окне» – на правительственном портале kmu.gov.ua доступна 131 е-услуга. Граждане через интернет могут оформлять помощь при рождении ребенка, «Муниципальную няню» (ежемесячную компенсацию возмещения стоимости услуг по уходу за ребенком до трех лет), жилищные субсидии, пенсии, получать справки о несудимости, выписки о земельном участке, пользоваться электронным кабинетом водителя, проверять телефоны по IMEI в базе данных похищенных гаджетов и т. п.
Бизнес может получать справки из реестра плательщиков НДС, об отсутствии задолженности по налогам, информацию из реестра прав, лицензии на услуги автоперевозок, отправлять отчеты в ГФС и Пенсионный фонд, регистрировать ФЛП, проверять документы об образовании кандидатов на вакансии компаний и т. п.
Для удобства на портале услуги структурированы по категориям. Также можно их искать по алфавиту.




Как получить эти е-услуги? Достаточно просто. На странице каждой услуги есть ее детальное описание, данные о стоимости, ответственном органе и кнопка «Оформить справку»/«Подать заявление»/«Получить лицензию онлайн» и т. п.

Для оформления заявлений на некоторые услуги нужна электронная идентификация: ЭЦП, BankID или MobileID.
Какова стоимость? Большинство услуг – регистрация ООО, ФЛП и РРО, выписки из реестров, проверка информации, оформление соцпомощи и т. п. – предоставляются бесплатно.
Плату взимают за получение различных лицензий, выкопировок из Госземкадастра, заказ индивидуального номерного знака для авто в МВД.
Какие услуги пользуются наибольшим спросом? На этот вопрос Mind в Минцифре уже почти месяц (с 8 октября) ответить не могут, ссылаясь на сложность анализа большого объема информации.
Год назад Госагентство по вопросам электронного правительства сообщало, что в топе наиболее востребованных были:
- справки о несудимости (их получили 130 000 украинцев);
- помощь при рождении ребенка (оформили 33 000 семей);
- регистрация ФЛП (20 000 предпринимателей).
Что изменится после запуска портала «Дія»? Ранее министр цифровой трансформации Михаил Федоров анонсировал запуск этого портала к концу ноября. В течение пяти лет министерство намерено перевести в онлайн около 2000 (100%) услуг.

Недавно на facebook-странице «Дія» появилось сообщение, что на старте портал станет предоставлять лишь несколько услуг.

По какому принципу они отбираются для запуска на новой площадке? Будут ли к концу осени все е-услуги перенесены с портала КМУ в приложение и на сайт «Дія»? Сколько новых онлайн-услуг министерство намерено запустить до нового года, в течение 2020 года? На новой площадке появится кабинет гражданина. А для бизнеса будет отдельный кабинет? Какова стоимость создания «Дія»? Какие международные организации финансируют проект? Для переноса 100% госуслуг в онлайн всем госорганам нужно подключиться к системе обмена данными «Трембита»? Сейчас с ней интегрированы только семь ведомств? Сколько еще должны? Чем они поясняют свою «оперативность»? Когда «Трембита» сможет полноценно заработать?
Эти и другие вопросы Mind в Минцифре периодически обещали прокомментировать на протяжении последнего месяца. А недавно порадовали: «Увы, на данном этапе мы готовы ответить далеко не на все ваши вопросы». На какие готовы – тоже неизвестно. Издание не получило ответ ни на один вопрос.
Судя по активности в соцсетях, сейчас Минцифра занята более важными вещами. На facebook-странице «Дія» периодически появляются опросы.

Пользователи дипломатично поясняют, что многие эти услуги уже есть в онлайне, и спрашивают, зачем изобретать велосипед. Ответа они, как и СМИ, не получают.
Вероятно, ответ нужно искать в другой «плоскости». В конце августа частные агентства Fedoriv и Spiilka Design Buro выиграли тендер Фонда Восточная Европа в рамках программы EGAP на разработку бренда и портала «Дія». По данным СМИ, проект оценивается в несколько сотен тысяч долларов.
Будут ли ликвидированы лишние справки? Украина уже который год перенимает эстонский опыт в запуске цифрового государства. В этой балтийской стране действует удобный принцип: государство имеет право запрашивать данные у гражданина и бизнеса только один раз. Если в дальнейшем какому-либо из ведомств потребуются справки о несудимости, регистрации места проживания, составе семьи и т. п. – оно требует их не от гражданина/компании, а берет сведения из системы обмена данными X-Road (украинский аналог – «Трембита»). Судя по опросам Минцифры, наша страна пока не собирается реализовывать этот принцип.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].