По законам Big Data: шесть работающих инструментов для бизнеса
 
Материал в партнерстве с Киевстар
Партнерский материал

По законам Big Data: шесть работающих инструментов для бизнеса

Сколько денег они могут принести

Цей текст також доступний українською
По законам Big Data: шесть работающих инструментов для бизнеса
Фото: shutterstock

Темой третьего Open Talk от Kyivstar Business Hub стали большие данные. «Киевстар» занимается Big Data-аналитикой уже несколько лет. А с данными работает, по сути, с момента основания, и на сегодня это приносит 2% дохода. На Open Talk клиенты оператора рассказали о том, каким образом они использовали решения «Киевстар» в своем бизнесе и какую прибыль это им принесло.

«Умное» управление бизнес-процессами

По законам Big Data: 6 работающих инструментов для бизнеса
Фото: shutterstock

Внутри самой компании «Киевстар» Big Data уже давно стала основой всех бизнес-процессов. Аналитика позволяет видеть тренды и предсказывать вероятность того, что в том или ином сервисе существует проблема. Это дает возможность решить ее прежде, чем она обернется серьезным уроном для бизнеса. А еще – помогает выявлять и предотвращать мошенничество, связанное с телеком-услугами.

Когда речь заходит об инвестициях в развитие сети (с 2015 года оператор направил на это 25 млрд грн), то в основе принятия решений также лежит Big Data-аналитика. С ее помощью, например, выбирается оптимальное место для установки оборудования – чтобы и клиенты получили самую качественную связь, и инвестиции окупились как можно быстрее. При помощи Big Data «Киевстар» определяет и локации для открытия новых магазинов.

Портрет клиента

По законам Big Data: 6 работающих инструментов для бизнеса
Фото: pixabay

Маркетинг сегодня – это персонализированная коммуникация, хорошее знание своей аудитории и умение обеспечить ее потребности практически в момент их возникновения.

Любое взаимодействие с целевой аудиторией начинается с определения ее портрета. Он нужен, когда компания работает над маркетинговой стратегией и пытается понять, какой продукт предложить существующим клиентам. Или планирует расширяться – и думает, кому предлагать новый продукт, какие сегменты пользователей он заинтересует.

В «Киевстар» большая часть абонентов – prepaid, и оператор на момент начала использования услуг о них не знает ничего, ни возраста, ни пола, ни уровня доходов. Но аналитика позволяет изучить их основные характеристики и весь спектр потребительских привычек. Так, точность определения параметра составляет 83%. Благодаря этому компания может, например, проводить точную рассылку поздравлений с 8 марта, выбирая в базе только женщин.

Активно работают с портретом аудитории и в другой крупной компании – сети магазинов электроники «Цитрус». На сегодня это онлайн-магазин, 54 офлайновых магазина, более 70 000 товаров и миллионы клиентов. У каждого есть свой user ID, к которому «привязаны» все те сведения, которые бизнес успел о нем узнать (на добровольных началах).

Весь этот набор данных позволяет магазину сделать коммуникацию более персонализированной, увеличить лояльность клиента и, конечно, поднять продажи.

Источником информации о клиенте являются опросы, анкеты в офлайн-точках при получении карт лояльности, розыгрышах, акциях и т. д. А также анализ того, как человек взаимодействовал с рассылкой.

Одним из новых способов для «Цитруса» стало партнерство с «Киевстар». По словам Оксаны Гриневич, lead web analytic  «Цитруса», у этой модели есть много преимуществ. Во-первых, у партнера уже собрана база данных о клиенте, и на ее основании можно строить коммуникативные модели. Помимо уже известных параметров, она пополняется новыми. Например, возраст, поездки за границу, наличие автомобиля, собаки и т. д. «Зачастую эти параметры сложно собрать в силу специфики бизнеса. Но партнер этими данными располагает», – отмечает Гриневич. Во-вторых, объем необходимой информации часто оказывается столь внушительным, что в одиночку с ним не справиться – попросту не хватит вычислительных мощностей на обработку.

Для составления портрета клиента «Киевстар» использует базы с минимум 500 пользователями – так можно гарантировать анонимность и безопасность.

Look-a-like аудитория

По законам Big Data: 6 работающих инструментов для бизнеса
Фото: shutterstock

Этот инструмент бренды используют для наращивания базы. Он позволяет найти клиентов похожего типа – например, автомобилистов, пользователей конкретных соцсетей, людей с определенным доходом и привычками.

Так, по словам Оксаны Гриневич, сеть «Цитрус» выделила самую «горячую» свою аудиторию – тех, кто покупает ее товары часто, и кто недавно совершал покупки. В результате аналитики «Киевстар» построили предикативную модель  для определения параметров, позволяющих найти максимально схожих с портретом «горячей» аудитории. Из нее исключили тех, кто уже является клиентом магазина (так как эти люди и без того активно пользуются услугами «Цитруса»). Оставили тех, кто находится недалеко от точек продаж, и разослали этим людям сообщения с бонусом за первые покупки. Целью таких рассылок были прежде всего не продажи, а лиды.

Геотаргетинг и коммуникация в реальном времени

По законам Big Data: 6 работающих инструментов для бизнеса
Фото: pixabay

Современный покупатель избалован обилием скидок, акций и других программ лояльности. Он уже не поедет на другой конец города за покупкой, даже если его там ждет прекрасный бонус. В то же время опыт «Киевстар» и его клиентов показал: сегодня отлично работает коммуникация с привязкой к положению пользователя.

В предыдущем кейсе «Цитрус» рассылал welcome-бонус только тем потенциальным клиентам, которые находились поблизости от магазина. Лучше всего такая коммуникация работает со скучающими шоперами – теми, кто выбрался в торговый центр «не по своей воле». Например, просто за компанию с семьей или друзьями. «Человек не знает, куда себя деть, бесцельно бродит от магазина к магазину – и тут ему «прилетает» персональная скидка», – поясняет Оксана Гриневич.

В «Цитрусе» уточняют, что, кроме сиюминутных продаж, компания получила еще один весомый профит – собрала информацию о товарах, которые покупают импульсивно. Эти товары и стали трафик-мейкерами. Сейчас их в магазинах выкладывают на самом видном месте, они участвуют в рассылках и ремаркетинге, а продавцы предлагают их клиентам в первую очередь.

Геотаргетинг использовался при рассылке SMS на открытие магазинов в Виннице, Днепре, Одессе, Кривом Роге. Точность определения геолокации абонента отличается в зависимости от населенного пункта: для города это примерно 250–300 метров, за городом – 500 метров. Локация была ключевым параметром, вместе с ним – доходы, возраст и наличие/отсутствие в базе «Цитруса». Благодаря последнему сеть выбирала, что предложить клиенту – бонус за первую покупку или скидки в честь открытия», – делится Оксана Гриневич.

Итогом всех предыдущих кейсов «Цитруса» стал рост среднего чека на 8%, открываемость SMS и Viber – на 15% и 40% соответственно. Также компания сократила расходы на рассылку и получила новых клиентов.

Всего у «Киевстар» разработано более 20 характеристик, по которым каждый бизнес может выбирать свою целевую аудиторию. Кроме того, характеристики могут персонализированно разрабатываться под клиента.

Heat map и геоаналитика

По законам Big Data: 6 работающих инструментов для бизнеса
Фото: krok.miok.lviv.ua

Можно разместить рекламу внедорожника возле ухабистой дороги или открыть кафе в пустыне, где нет конкурентов. Идея выглядит блестяще, но увидит ли целевая аудитория такую рекламу или продукт?

Большие данные, накопленные в базах телеком-операторов, позволяют узнать, в каких местах чаще всего находится ЦА – где живет, работает и проводит досуг. Это давно используют банки, ритейл и даже государство. Один из самых известных кейсов – планирование транспортных потоков в Сеуле. Но и в Украине уже реализуются подобные проекты.

Во Львове, например, задумались над тем, чтобы использовать Big Data в градоустройстве и заодно посчитать количество жителей города. Официальная перепись в последний раз проводилась в 2001 году, и с тех пор данные обновлялись по принципу родились/умерли, зарегистрировались/уехали. Но регистрация не означает проживание. Тут-то и пригодятся возможности мобильных операторов – именно они точнее всех видят реальное количество пользователей сети в городе.

Чтобы проанализировать потребности горожан, львовские власти сегментировали город на 120 микрорайонов. Задачей оператора стало обозначить «домашнюю» и «рабочую» зоны. Для этого анализируется перемещение людей по городу в течение полной рабочей недели. Проект закончится через месяц.

На основании собранной информации Львов будет принимать решение об изменениях маршрутов общественного транспорта, прогнозировать потребность в школах, жилых комплексах, детских садах и других объектах инфраструктуры. Кроме того, результаты будут доступны для бизнеса на портале открытых данных.

Скоринг

По законам Big Data: 6 работающих инструментов для бизнеса
Фото: shutterstock

Кредитование и микрокредитование – один из самых популярных сегодня финансовых продуктов в мире. У банков и финансовых организаций есть две главные задачи на пути выдачи займа – прокредитовать как можно большее число пользователей и при этом защитить себя от мошенников и клиентов, которые эти деньги не вернут.

У «Киевстар» есть такой продукт, как скоринг, которым уже пользуются банки и микрокредитные организации в Украине. Как показала практика, скоринг оператора значительно улучшает качество моделей  по  определению надежности заемщика.

За деньгами часто обращаются люди, которые вовсе не пользовались банковскими продуктами. При этом SIM-карта есть практически у каждого украинца. И то, как человек пользуется мобильной связью, может указывать на его финансовую благонадежность.

Мобильные операторы неохотно озвучивают, какие именно сведения имеют значение. Говорят, что смотрят на срок жизни «симки», но остальное оставляют в тайне. И уверяют: когда анализируют надежность заемщика по заказу финансовой организации, то клиенту передается только скоринговый балл, а не подробная информация о пользователе.

Международная группа Aventus работает на рынке онлайн-кредитования с 2009 года. В Украине группа присутствует c 2017-го под брендом CreditPlus (creditplus.ua). Когда она обратилась в «Киевстар» за Big Data-аналитикой, то ставила перед собой несколько задач, в том числе повышение конверсии и рост среднего чека. В итоге средний чек вырос на 10–15%, а конверсия – на 5–7%, говорят в компании. Параметр Gini-модели, который характеризует качество определения плохих заемщиков, со скорингом от «Киевстар» повысился с 52% до 54%.

Напомним, что ранее мы рассказывали о том, кто сегодня покупает Big Data в Украине и как освоить профессию Data Scientist.

 
Материал в партнерстве с Киевстар
У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно