От мала до велика: кто покупает «большие данные» в Украине и что это дает бизнесу
 
Материал в партнерстве с Київстар
Партнерский материал

От мала до велика: кто покупает «большие данные» в Украине и что это дает бизнесу

5 инсайтов о Big Data от «Киевстар»

Этот материал также доступен на украинском
От мала до велика: кто покупает «большие данные» в Украине и что это дает бизнесу
Фото: pixabay

Мобильные операторы активно выходят за рамки своего первоначального «целевого назначения». Компании развивают дополнительные направления, и одно из самых интересных для них – Big Data. У многих заграничных гигантов это уже большая часть бизнеса, и их технологии помогают властям делать города и страны удобнее для жизни граждан, предпринимателям – стать ближе к клиентам, а пользователям – получать нужные услуги в подходящий момент.

В Украине «большие данные» – относительно молодое направление, но также уже весьма востребованное. Например, «Киевстар» предлагает рынку продукты на основе Big Data около пяти лет и направление полностью себя окупает. У компании приблизительно 300 клиентов, приобретающих продукты Big Data, и их количество растет. В связи с этим формируется потребность в новых сотрудниках – как сторонних соискателях с рынка, так и выпускниках собственной школы.

Mind.ua совместно с Big Data School от «Киевстар» продолжает разбираться, какие горизонты открываются перед бизнесом вместе с освоением «больших данных».

Клиент созрел

От мала до велика: кто покупает «большие данные» в Украине и что это дает бизнесу
Фото: pixabay

Работа с данными требует больших ресурсов – на их накопление, хранение, анализ, оплату труда дорогостоящих специалистов. Поэтому до некоторых пор это считалось уделом крупного и состоятельного бизнеса. Но как и в других сферах, в этой постепенно происходит демократизация. В частности, благодаря «коробочным» решениям в виде готового инструмента, которые позволяют работать с продуктами на основании данных за небольшие деньги.

Среди 300 клиентов «Киевстар», например, только около 70% – крупные компании. В основном это ритейл, банки и страховые компании. Но есть и агрохолдинги, которым Big Data нужна для оптимизации логистики, анализа посевов и урожайности.

Кроме того, сервис может быть полезен энергетикам. В «Киевстар» говорят, что украинские энергокомпании уже достаточно продвинуты в технологическом плане: оборудование для «зеленой» энергетики оснащено множеством датчиков и интегрировано в общую сеть. Это дает возможность анализировать данные и дистанционно управлять множеством процессов.

Также продукты на основе Big Data компания продает банкам, ритейлу и другим. Например, Fozzy благодаря «большим данным» получает демографический и социальный срез рынка – и таким образом решает, какой из магазинов сетей группы открывать в определенной локации.

На средние и малые компании приходится около 30% клиентов «Киевстар» в сегменте Big Data. Запрос на Big Data растет, и если до этого все продукты предлагались как индивидуальные решения, то теперь компания идет к стандартизации с помощью платформы «Business Data Solution». Это продукт, который в автоматическом режиме поможет рассылать рекламу в смс целевой аудитории. Выборка получателей рекламных сообщений формируется из списка абонентов, которые дали согласие на получение таких сообщений. Для использования «Business Data Solution»  нужно подписать договор с оператором, а затем работать с ним  в удобное время и в необходимом объеме, не обращаясь к оператору. Это, с одной стороны, снижает порог входа и позволяет приобщиться к Big Data даже предпринимателю, у которого нет бюджетов под кастомные решения. А с другой – делает сотрудничество рентабельным для оператора.

Наиболее востребованные услуги связаны с геолокацией пользователей, что дает возможность бизнесу принимать стратегические решения или реагировать, когда клиент находится в определенной точке. Например, если небольшая кофейня хочет привлечь внимание к своему открытию и предложить скидки потенциальным клиентам, которые проживают или работают рядом, она может воспользоваться продуктом Big Data «Таргетированная рассылка», которая позволит выбрать подходящую целевую аудиторию для рассылки – по возрасту, географии и другим атрибутам.

Аптека возле медицинского учреждения может адресно присылать оповещения о скидках его посетителям в режиме реального времени, когда потенциальный клиент находится рядом с ней. Страховая компания – разослать предложения о скидках на страховку за границей тем клиентам, которые планируют путешествие.

Государственные структуры также заинтересованы в Big Data, однако тут речь идет о более долгих проектах. «Киевстар» вместе с другими операторами уже несколько лет сотрудничает с государством в сфере туризма, транспортной инфраструктуры, в частности, автомобильного, железнодорожного и авиасообщения, «умного» мониторинга транспортных сетей, где постоянно требуется обновление информации.

Но если в Европе на госучреждения приходится около 70% заказов, то в Украине, по оценкам «Киевстар», – порядка 10%. Но интерес в решениях с помощью Big Data со стороны государства значительно растет.

Речь чаще всего идет о больших проектах по управлению транспортной инфраструктурой, которые в ближайшее время планируется активно развивать или даже создавать с нуля.

Конкуренция отступает. В моде – партнерство и синергия

От мала до велика: кто покупает «большие данные» в Украине и что это дает бизнесу
Фото: pixabay

Основными конкурентами операторов в работе с Big Data сегодня являются компании вроде Google с их облачными решениями и крупные IT-интеграторы. В «Киевстар» считают своим преимуществом масштаб (26 млн абонентов, 51% доли рынка в бизнес-клиентах), который открывает многие двери, и зрелость бизнес-процессов.

Но в «Киевстар» понимают, что при самостоятельной работе направление рано или поздно «упрется в потолок». А партнерство даст эффект синергии и откроет практически безграничные возможности. Партнерами в освоении ниши «больших данных» оператор видит крупные бизнесы с экспертизой в других направлениях.

Будущее – за вертикальными индустриальными решениями

От мала до велика: кто покупает «большие данные» в Украине и что это дает бизнесу
Фото: pixabay

Big Data тесно связана с интернетом вещей. Поэтому вертикальные индустриальные решения – это именно то, куда будет двигаться отрасль. Сегодня бизнес уже мало интересуют облачные решения и аналитика по отдельности – компании хотят решать свои проблемы с помощью цифровизации процессов. Такие проекты будут включать в себя оснащение датчиками IoT, подключение, частные сети, использование датчиков и роботизированных механизмов, сбор аналитики и принятие решения на ее основании.

Оператору такое сочетание позволит предоставлять больше услуг, чем чисто подключение и аналитика, а его клиентам – сократить расходы на производство и ручной труд. Поэтому «Киевстар», как и другие крупные операторы мира, намерен двигаться именно в сторону таких решений.

Бизнес может сэкономить с помощью Big Data

От мала до велика: кто покупает «большие данные» в Украине и что это дает бизнесу
Фото: pixabay

Когда речь заходит об оценке экономического эффекта, в «Киевстар» приводят в пример направления customer value management («удержание клиентов»), которое работает эффективнее на 30% с учетом инструментов Big Data, чем без них. Объем денег, которые приносит это направление, составляет 5% от дохода компании.

«Большие данные» позволяют лучше узнать своих «анонимных» клиентов (у «Киевстар» таких 90%), предсказывать их недовольство и т. д. Кстати, как утверждают в компании, именно благодаря правильному использованию customer value management и применению Big Data ей удалось войти в глобальный топ-3 по уровню оттока prepaid-абонентов.

Big Data-технологии активно работают и внутри самой компании, являясь базой для принятия большинства управленческих решений. Например, на основании анализа «больших данных» можно оценить потенциальный экономический эффект от внедрения продукта еще до того, как на этот проект были потрачены большие ресурсы.

Специалисты стоят дорого

От мала до велика: кто покупает «большие данные» в Украине и что это дает бизнесу
Фото: pixabay

Сегодня специалистов по Big Data готовят в трех отечественных вузах: Украинском католическом, Львовском национальном университете им. Ивана Франко и Киевском национальном торгово-экономическом университете.

В «Киевстар» говорят, что потребность в кадрах у компании есть, но готовые специалисты на рынке стоят дорого. Да и конкурировать за них приходится еще и с аутсорсерами, которые ориентируются на заграничных клиентов и зарабатывают в валюте, а украинский бизнес – на местный рынок и в гривне.

Несколько лет назад оператор запустил проект Big Data School, в рамках которого студенты учатся бесплатно и получают реальный опыт работы в обработке анонимных баз компании. После окончания каждого курса «Киевстар» приглашает к себе на работу лучших выпускников.

Подробнее о том, чем именно занимаются дата-сайентисты, мы рассказывали в этом материале.

В этом году «Киевстар» запустил уже четвертую Big Data School. Подать заявку на обучение можно до 29 октября включительноОбучение длится 10 дней.

 
Материал в партнерстве с Київстар
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате