Аферисты с фантазией: как клиенты страховых компаний обманом получают выплаты
И почему страховщики не воюют с мошенниками в судах

По статистике, каждый из 10 страховых случаев связан с обманом страховой компании или имеет признаки мошенничества. Безусловно, данные очень усредненные, и у некоторых страховщиков этот показатель достигает 25–30%, а у кого-то, наоборот, составляет всего 3–5%. Многое зависит от того, насколько тщательно компания расследует страховые случаи и фильтрует ли она неблагонадежных клиентов с подмоченной репутацией еще на этапе заключения страхового договора.
Но страховая индустрия теряет из-за злоумышленников огромные суммы. По данным организации Coalition against insurance fraud, в США мошенничество обходится страховым компаниям в $80 млрд в год по всем направлениям страхования. Как подсчитали в компании KPMG, в Великобритании за 2018 год в судах оказались дела о страховом мошенничестве на сумму свыше 17 млн фунтов стерлингов. А по данным Британской ассоциации страховщиков (ABI), общее число страховых случаев и претензий к страховым компаниям, которые связаны с разного рода махинациями, в 2018 году в Великобритании составило 469 000.
В Украине ситуация чуть спокойнее. Это связано с тем, что страховой рынок еще не настолько развит, как в Европе и США, поэтому и мошенников у нас меньше. «Доля страховых событий, имеющих признаки страхового мошенничества, составляет около 1,5–2% всех заявленных убытков», – говорит Ольга Левченко, первый заместитель председателя правления СК «Альфа Страхование».
Тем не менее злоумышленники эволюционируют, придумывая все новые и новые схемы обмана страховых компаний. Как именно это происходит и можно ли противостоять таким махинациям, изучил Mind.
Какие бывают виды мошенничества?
Основным полем деятельности страховых мошенников было и остается автострахование – КАСКО и ОСАГО. Украинский рынок в этом плане не уникален. В отдельных странах Европы 80% случаев махинаций со страховкой связаны именно с моторными видами. В то же время попытки нажиться на страховщиках встречаются и в страховании недвижимости (как со стороны клиентов-физлиц, так и бизнеса), и в личных видах страхования (от несчастных случаев, в ДМС и т. д.).
«Две трети случаев подлога – завышение суммы ущерба, а остальное – инсценировки страхового события», – говорит Марина Авдеева, управляющий акционер СК «Арсенал-Страхование».
Мошенничество можно условно разделить на две группы: спланированное и ситуативное.
Основной признак спланированного мошенничества – основательная подготовка, иногда при участии целой группы лиц и при содействии сотрудников страховой компании. Договор страхования изначально заключается с целью совершения противоправных действий. Это может быть страхование автомобилей-«двойников», страхование авто в поврежденном состоянии с последующим заявлением страхового события (часто в этом задействован работник страховой компании, который выписывает полис на разбитый автомобиль, указывая в договоре, что машина не имеет повреждений), страхование имущества в нескольких разных СК с целью получения нескольких страховых выплат одновременно, инсценировка страховых случаев (ДТП, угонов, поджогов и затопления помещений, ограблений).
«В ситуативном мошенничестве обычно замешаны страхователи, которые заключили договор с целью классической страховой защиты. Но при наступлении страхового события с их стороны могут иметь место действия, связанные, как правило, с сокрытием истинных причин и обстоятельств события с целью избежать отказа в выплате или искусственно завысить сумму ущерба», – рассказывает Ольга Левченко.
Например, это утаивание факта нетрезвого состояния водителя, недостоверные сведения о страховом случае, попытки выдать полученный ранее ущерб за новые повреждения.
Как это происходит?
Допустим, страховая компания получает заявление на выплату по полису ОСАГО от владельца авто, которое пострадало в аварии по вине другого водителя. Но в ходе разбирательств по данному случаю, страховщик выясняет, что стороны – с целью проведения ремонта поврежденного автомобиля за счет денег страховой компании – инсценировали ДТП.
На самом деле авария произошла не на том месте, где заявляли участники, да еще и раньше. Фактически поврежденный автомобиль был доставлен с помощью эвакуатора, после этого мошенники вызвали сотрудников полиции, которые, не разбираясь в ситуации, оформили ДТП и уехали, а якобы «пострадавший» обратился за страховым возмещением.
Есть еще один вариант обмана, на этот раз по КАСКО. Страховая компания по почте получает от клиента уведомление о том, что у него угнали застрахованный автомобиль. При этом телефонной связи со страхователем нет. От правоохранительных органов страховщик узнает, что заявление об угоне авто полиция тоже получила по почте. И заявитель об угоне – не страхователь, а другое физлицо. Позже, в процессе страхового расследования, выясняется, что страхователь уже не первый месяц находится за пределами Украины, а свое авто отдал в пользование другу, который решил подстроить «угон» машины и получить за него выплату.
«Случаи и правда есть интересные. Один из самых ярких – с участием известного автогонщика. Во время вечерних гонок парень разбил Audi R8 стоимостью около $300 000, находясь по свидетельству очевидцев, в нетрезвом состоянии. Затем он умышленно предоставил в полицию и страховщикам неправдивую информацию о дате и времени аварии, а после пытался подкупить свидетеля. К счастью, свидетель зафиксировал последствия ДТП на мобильный телефон и оказался неподкупным. Позже время и место аварии было также подтверждено исследованием электросистемы автомобиля, которое провел официальный дилер Audi. А вот полицию на место аварии организаторы вызвали только на следующий день. В ходе урегулирования и расследования ситуации гонщик предоставил заведомо ложную информацию Нацполиции, страховой компании о дате и времени ДТП, сместив эту дату почти на сутки», – рассказывает Марина Авдеева.
Или же мошенничество по полису страхования от несчастных случаев. Страховщик получает информацию о том, что застрахованный от НС клиент получил тяжкие телесные повреждения в драке, в результате чего ему была присвоена 3 группа инвалидности. Сумма выплаты – приблизительно 1 млн грн. Компания проводит расследование и устанавливает, что страхователь имеет крупные долги перед банками и попытался таким нетривиальным способом решить свои финансовые проблемы.
Как страховщики раскрывают мошеннические схемы?
Каждая уважающая себя страховая компания имеет внутреннюю службу, которая занимается расследованием страховых случаев и выявлением нечистых на руку клиентов.
Опытные специалисты по урегулированию убытков могут даже визуально определить и заподозрить, что заявленные повреждения не соответствуют реальным обстоятельствам события. Например, на схеме ДТП изображено авто, стоящее на парковке и поврежденное якобы неустановленным скрывшимся транспортным средством. Но при анализе фото и характера повреждений становится очевидным, что они не могли быть получены при неподвижном состоянии транспортного средства.
А когда вместо поврежденного автомобиля мошенники пытаются застраховать абсолютно новый, перевесив на него номерные знаки, схема раскрывается с помощью идентификации VIN-кода автомобиля.
«Кроме того, многие крупные СК имеют в своем арсенале скоринговые системы. Они построены на основе анализа big data и позволяют с помощью комбинации «подозрительных» признаков сортировать события, подлежащие более детальному анализу. В расчет принимается, например, время и место страхового случая, возраст клиента, его страховая история, наличие заявленных событий ранее в этой или других СК, связь с лицами, которые уже были замешаны в расследованных фактах мошенничества», – объясняет Ольга Левченко.
Этапы расследования и их последовательность зависят от вида страхового договора и характера страхового случая. Скажем, кража груза в другой стране расследуется иначе, нежели повреждение имущества в результате пожара. Но если говорить унифицировано, то основные этапы:
- Сбор всей информации о личности страхователя, о застрахованном имуществе или лице, о сотруднике, который оформлял договор страхования.
- Получение детальных пояснений от заявителя, страхователя, выгодоприобретателя и т. д.
- Анализ имеющихся в наличии материалов: договоров, заявлений, пояснений, накладных, бухгалтерских документов, актов и заключений компетентных органов.
- Выезд сотрудников СК на место события для опроса свидетелей, поиска материальных следов, которые подтверждают или опровергают факт наступления страхового случая, изучение записей камер видеонаблюдения, которые позволят смоделировать возможность наступления инцидента в конкретном месте в конкретное время.
- Переговоры с представителями компетентных органов: полиция, пожарники, врачи.
- Консультации с экспертами, в случае необходимости – проведение различных экспертиз.
- Получение материальных и документальных доказательств мошенничества.
«Если сомнения страховщика подтверждаются, событие вносится в единый реестр досудебных расследований – страховая компания обращается в полицию, затем полиция, при наличии подозрений, возбуждает уголовное производство», – объясняет Марина Авдеева.
Впрочем, до суда дела о мошенничестве, особенно в финансовом секторе, почти не доходят. Это связно с тем, что расследовать и доказать подобные факты без «чистосердечного» признания крайне сложно.
Да и правоохранительные органы не очень хотят заниматься такими делами и часто спускают их на тормозах. К тому же разбирательство может длиться годами. И порой страховой компании попросту невыгодно тратить деньги и силы на суды с мошенником. Ей проще отказать в выплате, а обманщика внести в «черный список», чтобы в будущем не столкнуться с ним снова.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].