Запасные дети: нардепы оценили безопасность перевозки ребенка в 510–850 грн
Почему новый закон жизненно необходим, но не заработает

В Кодекс Украины об административных правонарушениях внесены изменения https://itd.rada.gov.ua/mps/info/page/11096. В частности, за нарушение правил перевозки детей вводятся разнообразные штрафы. Но в этом новшестве сокрыто множество правовых коллизий. Каких именно и как их можно преодолеть, разбирался Mind.
Что изменилось?
29 октября нардепы единогласно проголосовали за принятие законопроекта №1150 – и водители получили новую порцию штрафов. Так, прежнее админправонарушение «перевозка детей без специальных удерживающих устройств (СУУ)» теперь обрело расценки – 510 грн. Повторное нарушение в течение года обойдется уже в 850 грн. Кроме того, запрещается организованная перевозка маленьких пассажиров в темное время суток и транспортировка пассажиров младше 16 лет в кузовах грузовиков.
Зачем это нужно?
Безусловно, Кодексу Украины об административных правонарушениях давно не хватало подобных норм законодательного регулирования. Украина давно и прочно закрепилась в европейских «лидерах» по уровню смертности и травматизма во время ДТП.
По данным Нацполиции, ежегодно на наших дорогах гибнут порядка 3500 человек и не менее 35 000 получают травмы. В том числе потому, что в Украине самый низкий уровень пользования ремнями безопасности среди водителей – лишь 23%. «Детская» статистика еще печальней: по данным консалтинговой фирмы Ipsos, только 12% детей в возрасте до 6 лет перевозятся в СУУ, а дети более старшего возраста – почти никогда. Результат: из 10–11 человек, ежесуточно погибающих в автомобильных авариях на территории страны, как минимум один ребенок.
«Есть четкая статистика: 52% смертности детей в дорожно-транспортных происшествиях зависит именно от того, находились они в кресле или нет», – подчеркивает нардеп Дмитрий Шпенов (внефракционный), автор законопроекта №1150.
И это при том, что сам запрет на их перевозку без специальных кресел существовал и ранее. Так, пункт 21.11 Правил дорожного движения «запрещал перевозить детей младше 12 лет (либо ростом меньше 145 см) в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, но без использования специальных средств, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью таких ремней».
Почему раньше не штрафовали?
КУоАП никак не растолковывал термин «специальные средства». Именно по этой причине дорожная полиция не особо ретиво контролировала соблюдение п. 21.11. Ведь любой мало-мальски знающий ПДД водитель мог на месте убедить гаишников в патовости данной правовой коллизии. А при отсутствии четко прописанных штрафов не было также шансов «порешать на месте за полцены» с менее юридически подкованным нарушителем.
Плюс существует целый пласт автомобилей, стоящих «над законом». В пользовании у украинцев еще достаточно много авто, выпущенных во времена СССР, когда ремни безопасности не всегда предусматривались конструкцией. Это же относится и к иномаркам той поры, количество которых на наших дорогах возросло по мере «всенародного» увлечения «евробляхами».
А раз нет штатных ремней – нет и претензий со стороны нового закона, в пояснительной записке к которому приведены данные Всемирной организации здравоохранения об эффектности СУУ. Так, при аварии правильно установленные люльки и кресла уменьшают вероятность смерти младенцев на 70%, а детей более старшего возраста – на 54–80%.
В то время как ребенок, пристегнутый обычным ремнем безопасности, – такой же неуправляемый снаряд, как и вовсе не пристегнутый или сидящий на родительских коленях. Ведь, во-первых, штатные ремни рассчитаны под антропометрию взрослого человека, и при наиболее частых – фронтальных – столкновениях чадо буквально выскальзывает из них. А во-вторых, ни один, даже самый сильный и любящий родитель не удержит его при резком торможении. И ребенок, вдруг потяжелевший с 30 до 900 кг, отправляется в полет, круша на своем пути все – подголовники, затылки впереди сидящих, приборную панель, лобовые стекла.
Для справки:
расчеты перегрузок, возникающих во время экстренного торможения автомобиля (по формуле перехода энергии падения в кинетическую энергию в конце пути [mgh=mVx2/2]), показывают, что при скорости около 30 км/ч тело человека получает удар, равный падению с трехметровой высоты.
Соответственно, если машина движется со скоростью 60 км/ч, сила удара будет равна падению с высоты в 15 м, а при 90 км/ч – около 32 м. То есть для ребенка торможение автомобиля «в пол» даже на разрешенной в черте города скорости 50 км/ч равносильно падению с 10-метровой высоты.
Как уберечься?
Сознательные родители могут дальше не читать – даже те, у кого нет автомобиля, наверняка выбирали автолюльку одновременно с роддомом. И тогда же разобрались с системой Isofix, стандартами ECE R44 и i-Size, как и сроками перехода от «детского кокпита» к креслу, затем к бустеру и т. д. И с подобными проблемами не столкнутся.
А вот для тех, кто так и не выкроил 1000–3000 грн на детское кресло, с вступлением в силу нового закона начнутся сложности. Для тех, у кого есть автомобиль, – с полицией, у кого нет – с перевозчиками (друзьями, соседями, родственниками, таксистами и т. д.), даже если просьба о перевозке будет начинаться фразой «все штрафы – мои». Остается либо покупать (или брать на прокат) СУУ, либо пользоваться услугами общественного транспорта. Сомнительного с точки зрения безопасности и удобства, зато законного – там дети могут ездить без СУУ.
В соседних Польше и Чехии уровень пользования детскими креслами составляет 93% и 96% соответственно, а предусмотренные штрафы вполне сравнимы с ценой нового кресла – 35 и 78 евро соответственно.
Остается надежда только на расторопность современных служб такси. Речь о новом поколении перевозчиков вроде Bolt, Uber и Uklon, оперативно реагирующих на тренды. Кроме того, сервисы Transflot и Baby Driver уже предлагают подачу такси сразу с детским креслом. Но нужно понимать, что, оговаривая перевозку ребенка, пассажиры столкнутся с более высокими тарифами, компенсирующими и инвестиции в СУУ, и простой, связанный с установкой и снятием кресла.
Что не так?
Введение штрафов, не сопровождаемое жестким контролем со стороны полиции и масштабными разъяснительно-информационными кампаниями, профилактической и воспитательной работой, выглядит бессистемным. И воспринимается общественностью как очередная попытка государства «залезть в карман» граждан. Вероятно, если бы сумма штрафа коррелировалась со стоимостью кресла (то есть была в два-три раза выше), проблема решилась бы сама собой.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].