Запасные дети: нардепы оценили безопасность перевозки ребенка в 510–850 грн

Запасные дети: нардепы оценили безопасность перевозки ребенка в 510–850 грн

Почему новый закон жизненно необходим, но не заработает

Этот материал также доступен на украинском
Запасные дети: нардепы оценили безопасность перевозки ребенка в 510–850 грн
Фото: pixabay

В Кодекс Украины об административных правонарушениях внесены изменения https://itd.rada.gov.ua/mps/info/page/11096. В частности, за нарушение правил перевозки детей вводятся разнообразные штрафы. Но в этом новшестве сокрыто множество правовых коллизий. Каких именно и как их можно преодолеть, разбирался Mind.

Что изменилось?

29 октября нардепы единогласно проголосовали за принятие законопроекта №1150 – и водители получили новую порцию штрафов. Так, прежнее админправонарушение «перевозка детей без специальных удерживающих устройств (СУУ)» теперь обрело расценки – 510 грн. Повторное нарушение в течение года обойдется уже в 850 грн. Кроме того, запрещается организованная перевозка маленьких пассажиров в темное время суток и транспортировка пассажиров младше 16 лет в кузовах грузовиков.

Зачем это нужно?

Безусловно, Кодексу Украины об административных правонарушениях давно не хватало подобных норм законодательного регулирования. Украина давно и прочно закрепилась в европейских «лидерах» по уровню смертности и травматизма во время ДТП.

По данным Нацполиции, ежегодно на наших дорогах гибнут порядка 3500 человек и не менее 35 000 получают травмы. В том числе потому, что в Украине самый низкий уровень пользования ремнями безопасности среди водителей – лишь 23%. «Детская» статистика еще печальней: по данным консалтинговой фирмы Ipsos, только 12% детей в возрасте до 6 лет перевозятся в СУУ, а дети более старшего возраста – почти никогда. Результат: из 10–11 человек, ежесуточно погибающих в автомобильных авариях на территории страны, как минимум один ребенок.

«Есть четкая статистика: 52% смертности детей в дорожно-транспортных происшествиях зависит именно от того, находились они в кресле или нет», – подчеркивает нардеп Дмитрий Шпенов (внефракционный), автор законопроекта №1150.

И это при том, что сам запрет на их перевозку без специальных кресел существовал и ранее. Так, пункт 21.11 Правил дорожного движения «запрещал перевозить детей младше 12 лет (либо ростом меньше 145 см) в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, но без использования специальных средств, которые позволяют пристегнуть ребенка с помощью таких ремней».

Почему раньше не штрафовали?

КУоАП никак не растолковывал термин «специальные средства». Именно по этой причине дорожная полиция не особо ретиво контролировала соблюдение п. 21.11. Ведь любой мало-мальски знающий ПДД водитель мог на месте убедить гаишников в патовости данной правовой коллизии. А при отсутствии четко прописанных штрафов не было также шансов «порешать на месте за полцены» с менее юридически подкованным нарушителем.

Плюс существует целый пласт автомобилей, стоящих «над законом». В пользовании у украинцев еще достаточно много авто, выпущенных во времена СССР, когда ремни безопасности не всегда предусматривались конструкцией. Это же относится и к иномаркам той поры, количество которых на наших дорогах возросло по мере «всенародного» увлечения «евробляхами».

А раз нет штатных ремней – нет и претензий со стороны нового закона, в пояснительной записке к которому приведены данные Всемирной организации здравоохранения об эффектности СУУ. Так, при аварии правильно установленные люльки и кресла уменьшают вероятность смерти младенцев на 70%, а детей более старшего возраста – на 54–80%.

В то время как ребенок, пристегнутый обычным ремнем безопасности, – такой же неуправляемый снаряд, как и вовсе не пристегнутый или сидящий на родительских коленях. Ведь, во-первых, штатные ремни рассчитаны под антропометрию взрослого человека, и при наиболее частых – фронтальных – столкновениях чадо буквально выскальзывает из них. А во-вторых, ни один, даже самый сильный и любящий родитель не удержит его при резком торможении. И ребенок, вдруг потяжелевший с 30 до 900 кг, отправляется в полет, круша на своем пути все – подголовники, затылки впереди сидящих, приборную панель, лобовые стекла.

Для справки:

расчеты перегрузок, возникающих во время экстренного торможения автомобиля (по формуле перехода энергии падения в кинетическую энергию в конце пути [mgh=mVx2/2]), показывают, что при скорости около 30 км/ч тело человека получает удар, равный падению с трехметровой высоты.

Соответственно, если машина движется со скоростью 60 км/ч, сила удара будет равна падению с высоты в 15 м, а при 90 км/ч – около 32 м. То есть для ребенка торможение автомобиля «в пол» даже на разрешенной в черте города скорости 50 км/ч равносильно падению с 10-метровой высоты.

Как уберечься?

Сознательные родители могут дальше не читать – даже те, у кого нет автомобиля, наверняка выбирали автолюльку одновременно с роддомом. И тогда же разобрались с системой Isofix, стандартами ECE R44 и i-Size, как и сроками перехода от «детского кокпита» к креслу, затем к бустеру и т. д. И с подобными проблемами не столкнутся.

А вот для тех, кто так и не выкроил 1000–3000 грн на детское кресло, с вступлением в силу нового закона начнутся сложности. Для тех, у кого есть автомобиль, – с полицией, у кого нет – с перевозчиками (друзьями, соседями, родственниками, таксистами и т. д.), даже если просьба о перевозке будет начинаться фразой «все штрафы – мои». Остается либо покупать (или брать на прокат) СУУ, либо пользоваться услугами общественного транспорта. Сомнительного с точки зрения безопасности и удобства, зато законного – там дети могут ездить без СУУ.

В соседних Польше и Чехии уровень пользования детскими креслами составляет 93% и 96% соответственно, а предусмотренные штрафы вполне сравнимы с ценой нового кресла – 35 и 78 евро соответственно.

Остается надежда только на расторопность современных служб такси. Речь о новом поколении перевозчиков вроде Bolt, Uber и Uklon, оперативно реагирующих на тренды. Кроме того, сервисы Transflot и Baby Driver уже предлагают подачу такси сразу с детским креслом. Но нужно понимать, что, оговаривая перевозку ребенка, пассажиры столкнутся с более высокими тарифами, компенсирующими и инвестиции в СУУ, и простой, связанный с установкой и снятием кресла.

Что не так?

Введение штрафов, не сопровождаемое жестким контролем со стороны полиции и масштабными разъяснительно-информационными кампаниями, профилактической и воспитательной работой, выглядит бессистемным. И воспринимается общественностью как очередная попытка государства «залезть в карман» граждан. Вероятно, если бы сумма штрафа коррелировалась со стоимостью кресла (то есть была в два-три раза выше), проблема решилась бы сама собой.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате