«аболело в мире
12,521,347
”мерло в мире
560,834
¬ылечилось в мире
6,901,607
«аболело в ”краине
52,843
”мерло в ”краине
1,372
¬ылечилось в ”краине
25,661
ƒиректор по экономике и финансам Ђ»нтерпайпї: Ђ15Ц20 тыс. грн зарплаты Ц это та точка, при которой рабочие остаютс€ в ”краинеї

ƒиректор по экономике и финансам Ђ»нтерпайпї: Ђ15Ц20 тыс. грн зарплаты Ц это та точка, при которой рабочие остаютс€ в ”краинеї

ƒенис ћорозов Ц о том, кому нужны украинские трубы и колеса, как работаетс€ с французами, и почему инвесторам и партнерам удобнее проводить переговоры в  иеве

Ётот материал также доступен на украинском
ƒиректор по экономике и финансам Ђ»нтерпайпї: Ђ15Ц20 тыс. грн зарплаты Ц это та точка, при которой рабочие остаютс€ в ”краинеї
‘ото: пресс-служба "»нтерпайп"

ћес€ц назад «»нтерпайп» ¬иктора ѕинчука опубликовал финансовую отчетность. Ёто первые публичные финансовые результаты группы начина€ с 2012 года. «а шесть мес€цев 2019 года EBITDA компании составила $125,44 млн, что на 37,4% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.

¬рем€ с 2012 по 2016 год было непростым дл€ компании: выручка и EBITDA сократились на 71% и 85% соответственно.  омпани€ пропустила запланированные выплаты по основному долгу в размере $106 млн и начала переговоры с кредиторами о реструктуризации задолженности.

ќ том, как «»нтерпайп» пережил кризис, диверсифицировал риски и оказалс€ вовлеченным в проект Hyperloop, Mind поговорил с директором по экономике и финансам компании ƒенисом ћорозовым.

ќб итогах года

Ќа какие показатели выпуска труб рассчитываете выйти по итогам 2019 года?

– ћы ожидаем, что второе полугодие в трубном сегменте будет хуже первого. Ќаш главный украинский заказчик – јќ «”кргаздобыча» – снизил темпы бурени€ до минимума и поэтому перестал покупать трубы, которые производит компани€.

¬торой негативный фактор – ситуаци€ на рынке —Ўј. »з-за пошлин (в —Ўј действуют 7,5%-на€ антидемпингова€ пошлина на трубы «»нтерпайп» и 25%-на€ пошлина на импорт всей металлопродукции. – Mind) цена на наши трубы приближаетс€ к отметке, когда нам продавать туда свою продукцию станет невыгодно. —Ўј дл€ «»нтерпайп» – значимый рынок сбыта, там мы продаем 100 000–120 000 тонн труб каждый год. Ќа этот рынок ориентировано почти 15% всего нашего трубного производства.

¬ производстве железнодорожных колес ожидаете изменений?

– ѕо колесам стабильна€ ситуаци€. ” нас есть стратеги€: мы планомерно будем уходить с рынка —Ќ√ и переключатьс€ на рынки ≈вропы и —Ўј. ¬ ≈вропе мы занимаем сильные позиции по колесам дл€ грузовых вагонов: наша дол€ в этом сегменте составл€ет пор€дка 35%. ј теперь мы планируем нарастить долю в сегменте пассажирских вагонов.

ƒо 2014 года ключевым рынком дл€ колесной продукции компании в —Ќ√ была –осси€ («»нтерпайп» продавал в –‘ около 30% выпускаемых железнодорожных колес). —колько сейчас поставл€ете колес в –‘?

– Ќаши объемы продаж в –оссию значительно упали в том числе и из-за введенной антидемпинговой пошлины (в апреле 2018 года “— ввел 34,2%-ную пошлину на колеса «»нтерпайп». – Mind). Ќо если говорить в целом об —Ќ√, то наша дол€ остаетс€ на прежнем уровне: мы снизили объемы продаж в –‘, но сумели нарастить поставки в Ѕеларусь и  азахстан.

¬ июле этого года ≈вразийска€ экономическа€ комисси€ приостановила действие антидемпинговой пошлины на колеса «»нтерпайп». «ачем компании уходить из —Ќ√, если ситуаци€ мен€етс€?

– ѕотому что мы понимаем, что этот рынок дл€ нас могут закрыть в любой момент.

—ложно было выходить на рынок ≈—?

– Ќам пришлось пройти непростые и длительные проверки, испытани€, сертификацию. ¬се это зан€ло около п€ти лет.

   акой сейчас спрос на железнодорожные колеса внутри ”краины?

– ¬нутренний рынок начал оживать. ≈сли в 2014 году в ”краине предпри€ти€ выпустили менее 2000 вагонов (из-за потери российского рынка украинские вагоностроительные заводы сократили объемы производства в 50 раз. – Mind), то в минувшем году – около 12 000 вагонов. Ёто прогресс. ≈сли темпы сохран€тс€, то проблема дефицита подвижного состава на железной дороге решитс€ за четыре года, то есть к 2024-му.

ќ логистике

 ак минимум два последних года операторы частного вагонного парка говор€т о том, что дефицита грузовых вагонов нет, но есть дефицит т€ги. «»нтерпайп» как грузоотправитель ощущает нехватку вагонов?

– »ногда нам приходитс€ ждать подачи по две недели. — чем это св€зано – с дефицитом т€ги или вагонов – € не знаю. Ќо расчеты √ѕ «”крпромвнешэкспертиза» (предпри€тие занимаетс€ маркетинговыми исследовани€ми. – Mind) говор€т, что дефицит вагонов есть, просто на фоне нехватки т€ги эта проблема не так очевидна.

«»нтерпайп» изучал возможность создани€ собственного грузового парка?

– “ранспортные перевозки – это не наш бизнес. я считаю, что каждый должен заниматьс€ тем, что умеет делать профессионально. ћы профессионально делаем трубы и колеса.

Ќасколько сильно логистика «»нтерпайп» прив€зана к железной дороге?

– ћы можем вывезти свою продукцию на автомобил€х. Ќо пока железнодорожный транспорт дл€ нас остаетс€ самым эффективным, дешевым и удобным.   тому же, если мы начнем активно возить автомобил€ми продукцию в морские порты, нас тут же обвин€т, что мы уничтожаем и без того разрушенные дороги.

Ќо в ≈— «»нтерпайп» возит продукцию на авто…

– ѕотому что не можем туда довезти груз по железной дороге. ” украинской и европейской железной дороги разна€ ширина колеи. ћожно, конечно, груз где-то на границе перевалить, но такое решение увеличит стоимость логистики вдвое.

–ечные перевозки компании интересны?

– ¬озить по реке нам будет интересно тогда, когда у нас будет поток грузов в обе стороны. ѕока есть грузы только в сторону морских портов. Ќо мы бы рассмотрели такую логистику, если бы у нас по€вилс€ партнер, который бы загрузил речной транспорт в обратном направлении.

¬ начале окт€бр€ ¬ерховна€ –ада прин€ла закон «ќ концесси€х». ¬ качестве пилотных проектов планируетс€ выставить на концессионные конкурсы два морских порта – ћ“ѕ «’ерсон» и «ќльви€». ѕланируете поборотьс€ за эти объекты?

– Ќам они неинтересны по той же причине, что и покупка вагонов: мы планируем концентрироватьс€ на выпуске продукции, на которой специализируемс€.

Ќе боитесь оказатьс€ заложником ситуации, когда несколько частных компаний контролируют инфраструктуру – реку, порты, железную дорогу – и диктуют остальным игрокам услови€?

– “о, о чем вы говорите, называетс€ монополизацией рынка. » если это произойдет, мы будем изучать ситуацию и смотреть, как себ€ обезопасить. Ќо € пока не вижу дл€ этого предпосылок.

ќб —ѕ с Vallourec

ѕолтора года назад «»нтерпайп» и французска€ компани€ Vallourec создали совместное предпри€тие по производству стальных труб в Ќикополе.  ак выстроено сотрудничество?

– ѕроизводственна€ площадка – наша, расположена в Ќикополе, рабочие – местные. ¬ закупку и установку оборудовани€ обе компании инвестировали совместно. ј вот продажами в ≈— занимаетс€ Vallourec. ¬ыпускаема€ продукци€ – украинска€, и к ней в ≈— примен€ютс€ такие же пошлины, как и к остальным украинским бесшовным трубам.

≈сли такое сотрудничество не дает обойти пошлины, то в чем его смысл?

– ƒл€ нас это колоссальный опыт. ћы учимс€ у Vallourec выстраивать производственный процесс. Ёто одна из ведущих компаний в ≈вропе по качеству и стандартам производства трубной продукции.

«ачем французам создавать —ѕ с украинской компанией и тем более ее учить? ¬едь, по сути, они обучают конкурента?

– —ебестоимость производства в ≈— не позвол€ет Vallourec изготавливать продукцию по конкурентной цене, а в ”краине – позвол€ет.

„тобы выйти на рынки ≈—, украинские металлургические компании стрем€тс€ там купить предпри€ти€. ” «»нтерпайп» есть такие планы?

– ¬ этом году самым главным дл€ компании было завершить с кредиторами процесс реструктуризации долгов.

ќ люд€х, роботах и Hуperloop

Ёто правда, что «»нтерпайп» должен был изготовить трубу дл€ проекта Hуperloop?

– „то? (—меетс€.) Ќет, дело было не так. ћы действительно принимали участие в этом проекте, но только в качестве одного из консультантов. Ќас об этом попросил ¬ладимир ќмел€н (на тот момент министр инфраструктуры ”краины. – Mind). Ќе отказывать же ему в такой просьбе?! “ем более мы концептуально поддерживаем все технологичное и инновационное. Ќо строить и проектировать трубу дл€ Hуperloop мы не обещали. ѕожалуйста, не нужно придумывать нам новых заданий.

Ќа каком этапе сейчас этот проект?

– „естно говор€, не знаю. Ќо, если новое правительство решит его поддержать, мы готовы принимать в нем участие. Ќо только не как компани€, котора€ будет там что-то глобальное строить. ѕровести какие-то расчеты, подсказать – вот это мы можем.

¬ окт€бре на свой фестиваль науки и техники – TechFest – «»нтерпайп» привозил музыкальную рок-группу роботов Compressorhead. ј когда доверите роботам производство?

– ” нас на производстве есть роботизированные участки. Ќапример, в колесопрокатном цехе установлены робот Kuka и маркиратор Stommel+Voos. “е же финишные линии —ѕ с Vallourec полностью автоматизированы.

Ќам нужны роботы на конвейерном производстве – там, где человек выполн€ет много однотипных манипул€ций, где сложные услови€ труда и высока веро€тность ошибки.

ѕри каком уровне зарплат работников-людей выгодно замен€ть роботами?

– ћы никогда не считали. ќчевидно, что пока людей, с точки зрени€ оплаты труда, нанимать выгоднее. Ќо есть и друга€ сторона – человек, даже если он профессионал высокого уровн€, не может работать в состо€нии посто€нной концентрации внимани€ и режиме идеального качества, а робот – может. » самое главное – врем€ и скорость. ƒл€ того чтобы сотрудника перевести на другое производство, нам необходимо не меньше трех мес€цев его обучать, а роботу достаточно сменить прошивку.

 ака€ в «»нтерпайп» сейчас средн€€ зарплата на производстве?

– — 2016 года зарплаты рабочих выросли больше, чем на 80%. Ёто очень большой рост. ћы проводили опрос, и оказалось, что 15 000–20 000 грн – это та точка, при которой рабочие остаютс€ в ”краине. » сейчас мы близки к ней.

— дефицитом кадров сталкиваетесь?

– ѕоследние несколько лет – посто€нно. ќсобенно это касаетс€ специализированных технических профессий. —тарое поколение уходит на пенсию, а молодежь свое будущее не св€зывает с промышленностью. “е, кто может работать на производстве, едут в ≈—. «а рубежом им объективно лучше, и дело не только в более высоких зарплатах, но и в более высоком уровне жизни в целом.

«»нтерпайп» – больша€ компани€ и может повли€ть на социальную политику в регионе. Ќапример, на планы властей по ремонту дорог, улучшению инфраструктуры. ¬се это повышает привлекательность города дл€ жителей. ¬ы обсуждали подобные вопросы с местными власт€ми?

– — местной властью мы обсуждаем только те вопросы, которые касаютс€ работы наших заводов. ” нас есть собственные социальные инициативы (мы ежегодно проводим в ƒнепре беговой марафон, фестиваль науки и техники – TechFest), но вли€ть на решение властей, например, по ремонту дорог, не можем, и € не считаю, что должны. ƒл€ этого есть депутаты, мэр города.  ак житель ƒнепра € могу выразить мэру свою точку зрени€, что нужно здесь мен€ть и улучшать.

» что бы вы, как житель ƒнепра, сейчас сказали местным власт€м?

– √ороду нужен аэропорт с нормальным авиасообщением. я очень часто летаю и знаю, что такое улететь из ƒнепра. ќтсутствие нормального авиационного сообщени€ сильно снижает инвестиционную привлекательность нашего города. — представител€ми той же Vallourec мы чаще всего встречаемс€ в  иеве, им неудобно добиратьс€ в ƒнепр.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате