Путь успешного бизнеса: от реалий к облакам
Чему должны научиться украинские компании, чтобы не отставать от мировых лидеров? Этим вопросом задаются многие собственники бизнеса – при этом многие из них не готовы внедрять инновации

«Отдать свои данные в облако?», «Автоматизировать творческий процесс планирования маршрута?», «Заменить 15 кладовщиков на складе WMS системой?» – об этом даже страшно подумать, не то что внедрить в жизнь. Так рассуждают даже некоторые крупные корпорации.
Но есть небольшие украинские компании, которые не просто не боятся новых технологий, а всего за один год полностью автоматизировали бизнес.
Мы побывали в гостях у Приват Алко – мультибрендового дистрибьютора алкогольной продукции и пообщались с её собственником. По словам Олега Шевченко, история их диджитализации началась со знакомства с экспертами компании ABM Cloud, от которых он узнал, что необходимые инструменты уже есть в Украине. На тот момент прошло совсем немного времени с тех пор, как он только начал свое дело со скромной суммой меньше $20 000, лично доставляя товары со склада на небольшой Toyota. Олег был уверен, что одна из первых необходимостей для развития компании – инновации.

Сейчас годовой оборот компании составляет 180 млн грн. Планы на ближайшие годы – увеличить эту цифру в два раза. Приват-Алко планируют максимально трансформировать бизнес-модель, что повлечет за собой полную автоматизацию и наем сотрудников, способных адаптироваться в цифровой среде.
Олег Шевченко считает своей главной миссией помочь в развитии малому и среднему бизнесу, обеспечивая необходимой продукцией небольшие супермаркеты и магазины у дома.
С технологиями на «ТЫ»
Сегодня у компании около 3000 клиентов в Киевской и Черниговской областях.
– Когда мы стали расширять свои горизонты, охватывая все больше торговых точек, словно уперлись в потолок. Перед нами встала проблема некоего хаоса, начиная с того, что происходит на складе и заканчивая поставкой товара на торговые точки. Каждый промах приводил к потерям времени и финансов. Именно тогда я понял, что пришло время контролировать каждый наш шаг и минимизировать вероятность ошибок, – Олег Шевченко, собственник компании.
К сожалению, многие сотрудники «старой закалки» воспринимают фиксацию их действий в любой программе как факт недоверия со стороны руководства. Именно это вызывает страх, а в дальнейшем – саботаж.
– Чтобы предоставить торговому представителю удобный инструментарий для выполнения приема и формирования заказа (ABM Digital Distribution), нам пришлось столкнуться с полным непониманием людей. Это должно было упростить многие задачи, но агентов испугала появившаяся у руководителя возможность наблюдать за процессами в реальном времени. Всего лишь один слух о новом обязательстве для торгового представителя делать «чекины» привел к потере всей команды! – рассказывает собственник компании.
Во избежание подобных случаев, Олег рекомендует сразу же разъяснять подчиненным, что любое программное решение не внедряется для «слежки», а только для того, чтобы анализировать старые алгоритмы и строить новые, более эффективные.
Что решило проблему с «незаменимыми людьми»?
Вопросы, связанные с нехваткой кадров на складе и эффективным управлением запасами в Приват-Алко тоже помогла решить автоматизация.
Даже рост уровня заработной платы кладовщиков до уровня 14 000 грн/мес. (около $600) не всегда позволяет оперативно закрывать вакансию, а текучка не прекращается. Это приводит к тому, что компании приходится регулярно тратить много времени и усилий на обучение новых сотрудников. А как известно, время – деньги…
Внедрение WMS-системы (ABM WMS) не отменило потребности в поиске специалистов, однако именно этот инструмент помог избавиться от синдрома «незаменимых людей». Самые важные задачи были доверены сервису, который 24/7 доступен для любых операций.
Хотите узнать больше об опыте Приват-Алко? Смотрите наше видео-интервью.
– Человек, только пришедший на позицию кладовщика может с лёгкостью выполнять задачи, благодаря тому, что все алгоритмы уже давно прописаны в программном обеспечении и поступают ему на экран терминала сбора данных в виде четких действий. Таким образом, процесс обучения новичка занимает не больше суток, – рассказывает Олег Шевченко.
Кроме того, преимуществом автоматизации складской логистики стало уменьшение ошибок, которые вызывают большой негатив у клиентов. По словам Олега, если водитель привозит не тот товар или в неполном объеме, случается настоящая «катастрофа».

– Небольшие магазины привыкли работать на определенном ассортименте, который стабильно продается и приносит им прибыль. Мы не можем их подвести. Потому для нас клиент-сервис – это первое, о чем мы должны думать. В этом году закрылись сразу четыре дистрибьютора алкогольной продукции, которых мы считали своими конкурентами. И это компании, которые были представлены на рынке около 20, а то и больше лет. Это говорит о том, что опыт – давно не единственная гарантия успеха. Только новые подходы, гибкость и клиентоориентированность, позволит занять лидирующие позиции на рынке, – Олег Шевченко.
Проблема ненадежности человеческого фактора коснулась и управления логистикой. А ведь правильно построенные маршруты – показатель уровня сервиса, который является основополагающим фактором для дистрибьюторского бизнеса.
– Несмотря на то, что мы устанавливаем в машине GPS-трекеры, нам все равно тяжело было отслеживать, приехал ли водитель в ту или иную точку. Как итог – водитель мог просто не довезти товар. И с этого начинался полный бардак: клиент оставался без товара, торговый агент не получал результат проделанной работы, бухгалтерия в срочном порядке начинала заниматься накладными, а на складе случался беспорядок из-за возвратов. Потому мы решили, что контролировать водителей и расходную часть – очень важно. Только внедрив систему TMS (ABM Rinkai TMS) мы снизили процент недовозов до самого минимума, – рассказывает Олег Шевченко.
С переходом в digital-среду у торговых представителей появилась возможность отслеживать в онлайн-режиме все отклонения и корректировать маршруты так, чтобы товар все-таки доезжал до точки. Кроме того, система сама отправляет смс-уведомления клиентам с информацией о приблизительном времени доставки, суммой заказа и номером телефона водителя.
Как переход в онлайн-среду помог увеличить продажи?
Линейная розница немного хаотична во взаимодействии с поставщиками. По приходу торгового представителя, много времени уходит на то, чтобы вручную сформировать заказ. А вот презентовать выгодные акции менеджер попросту не успевает. Именно акции являются способом сэкономить деньги – для клиентов и увеличить продажи – для дистрибьюторов. Таким образом, специальные предложения, разработкой которых занималась большая команда людей, не имеют даже шанса на реализацию.
Эта проблема легко решаема – уже скоро компания Приват-Алко предложит клиентам свой собственный маркетплейс (ABM Marketplace). Так создастся новая гибридная модель бизнеса, когда торговая точка будет работать через b2b-портал, и вместе с этим её продолжит посещать торговый представитель. Формирование текущих заказов, отслеживание статусов и оплаты будет осуществлять клиент самостоятельно, а торговый представитель сфокусируется на увеличении продаж, реализуя акции.

– Это будет наше очередное цифровое решение, когда клиент сможет недоработку менеджера реализовать через экран своего смартфона, – комментирует функционал будущего маркетплейса Олег Шевченко.
Сегодня штат Приват-Алко состоит из 100 сотрудников, каждый из которых в совершенстве владеет одним из современных инструментов.
Олег Шевченко уверен: ходовыми профессиями будущего станут те, что будут связаны с настройкой процессов автоматизации и программирования роботов. При этом он уверен, что потребность в коммуникации между людьми не пропадет, а значит не пропадет и необходимость поиска высококвалифицированных менеджеров. Таким сотрудникам придется платить больше, но это уже не будет так «страшно» с учетом роста рентабельности.
Из этого следует вывод, что любая успешная модель бизнеса состоит из некой синергии человеческого фактора и автоматизации процессов. Уже недостаточно просто поручать дела надежным людям. Теперь успех зависит от инструментов, которые вы дадите людям в помощь.
ABM Digital Distribution – Первая в мире программа, которая сама ставит задачи торговым агентам. Использование технологии нейронных сетей для автоматизации работы дистрибуции.
ABM WMS – простой и понятный товарный учёт для повышения эффективности работы складских процессов, с последующей их оптимизацией и легким масштабированием.
ABM Rinkai TMS – система управления транспортом: автоматическое планирование маршрутов, контроль выполнения маршрутов, оценка эффективности использования транспорта и рентабельности работы с точками доставки.
ABM Marketplace – личный кабинет для ваших клиентов, где они могут оформить заказ, проверить его статус, узнать об актуальных акциях, увидеть свой долг, получить бонусы и подсказки по ассортименту, а также автоматизировать документооборот.
Компания ABM Cloud занимается разработкой и внедрением облачных программных решений для эффективного управления бизнесом.
В портфеле компании – решения для автоматизации всей цепочки поставок: управление запасами (производство, дистрибуция, ритейл), транспортом, магазинами, складами, финансами, торговыми агентами, полочным пространством, мобильная аналитика и платформа лояльности. География проектов: 15 стран мира.
Среди украинских клиентов компании: Метинвест, WOG, Brocard, Укрнафта, Novus, Goodwine, Будинок Іграшок, Intertop, Цитрус и др.