4 способа снизить себестоимость продукта – опыт Маревен Фуд Европа (ТМ Rollton, TM BIGBON)
Грамотное использование существующих возможностей в сумме с вовлечением новых инструментов позволит увидеть результаты уже в краткосрочной перспективе

Снижение себестоимости продукта – всегда насущный вопрос, особенно для компаний с собственными производственными мощностями. Как этого добиться, мы узнали в разговоре с начальником отдела закупок компании «Маревен Фуд Европа» Фам За Шоном.

С 2011 года компания «Маревен Фуд Европа» известна среди украинцев как один из крупнейших производителей продуктов быстрого приготовления и кулинарной продукции в Европе. Компания реализовывает свою продукцию под брендами «Rollton» и «BIGBON» не только на украинском рынке, но и в более чем 25 странах мира, развивает широкую экспортную сеть в странах Европы и MENA (Ближний Восток и Северная Африка). ООО «Маревен Фуд Европа» было признано экспортером года в Украине, а в странах Балтии ТМ Rollton уже несколько лет подряд получает награду «Выбор года».
В ходе беседы мы узнали лучшие практики по снижению себестоимости от «Маревен Фуд Европа» – всего 2 шага и 4 метода, которые можно уже сейчас использовать на практике.
Шаг I. Найти «узкое место» и сфокусироваться на нем
Прежде чем прибегать к определенным методам снижения себестоимости, необходимо провести детальный анализ затрат. В случае с массовым производством продуктов это прежде всего материальные затраты.
Что это нам дает?
Сегментация материальных затрат, т.е. их разделение на отдельные компоненты, позволяет нам выделить «узкое место» – наиболее дорогостоящие составляющие продукта. Именно им стоит уделить максимум своего внимания. Здесь вступает в силу закон Парето – один или несколько наиболее затратных компонентов занимают значительную долю в составе материальных затрат. На них мы делаем основный акцент в усилиях.
Шаг II. Действовать
Определив фокус, мы выбираем наиболее оптимальный метод снижения себестоимости. Ниже представлены возможные шаги, которые мы используем в своей практике:
I. Объединение сил с другими бизнес-единицами.
1.1 Общие корпоративные закупки (иными словами, «централизованные закупки»). К этому методу есть возможность прибегнуть при наличии нескольких предприятий, которые используют одинаковое или похожее сырье. Подобная практика дает возможность получить более выгодные условия для консолидированных закупочных объемов.
1.2. Внутригрупповая продажа – покупка/продажа продукции одним предприятием у другого в рамках одного холдинга. К этому методу мы прибегаем в случае, если невозможно осуществить закупку нужного товара в своей стране, но тот же товар закупает бизнес-единица в другой стране, а также в случае сжатых сроков. Например, компания «Маревен Фуд Европа», прежде чем начать сотрудничество с поставщиком, обязательно проводит предварительный аудит системы пищевой безопасности для подтверждения соответствия требованиям «Маревен», которые основаны в том числе на требованиях международного стандарта IFS Food. Этот процесс занимает немало времени, что для бизнеса по производству товаров массового потребления может стоить миллионы. В таком случае оптимальным решением будет закупить этот товар у предприятия «Маревен» в другой стране, которое уже закупает данную позицию у проверенного поставщика и завершило аудит ранее.
II. Долгосрочный договор с поставщиком. Это дает возможность снизить стоимость предмета закупки за счет специальных условий от поставщика в рамках продолжительного сотрудничества.
III. Использование инструментов автоматизации закупок.
Вероятность получить лучшую стоимость продукта пропорциональна объемам базы поставщиков, поэтому одной из основных целей перед собой мы ставим ее увеличение.
Начиная с шага №1, мы проанализировали затраты и пришли к выводу, что на поиск поставщиков уходит много ресурсов – как временных, так и человеческих. Оптимальным решением было бы видеть всех поставщиков в одном окне. Путем проб и ошибок мы остановились на электронной площадке торгов как инструменте достижения наших целей. На данный момент мы используем SmartTender.
Опыт использования площадки – уже больше 7 месяцев, и на данный момент мы размещаем на ней все закупки с бюджетом от 5 000 грн.
Если говорить об эффективности, то ниже представлены промежуточные результаты:
а) за первые 3 месяца база надежных поставщиков «Маревен» расширилась на 30 контрагентов (ранее за аналогичный период данный показатель составлял 10 контрагентов);
б) экономия временных ресурсов – до 50%;
в) снижение стоимости товаров и себестоимости продукта в 1,5 раза.
Изначально основными категориями закупки через площадку были инструменты, услуги и оборудование. Недавно наш менеджер провел широкий тендер по сырью на более чем 40 позиций. Сейчас мы понимаем ценовую градацию, следующий этап – наиболее интересный – проверка соответствия фактических образцов требованиям «Маревен». Надеемся, что ожидания оправдаются.
Резюмируя все сказанное выше, в процессе снижения себестоимости «Маревен Фуд Европа» рекомендует анализировать, затем действовать. А грамотное использование существующих возможностей в сумме с вовлечением новых инструментов позволит увидеть результаты уже в краткосрочной перспективе.