Кризис в Сахеле. Макрон создает «антиджихадскую» коалицию

Кризис в Сахеле. Макрон создает «антиджихадскую» коалицию

Президент Франции сделал выговор и провел военный инструктаж лидерам пяти африканских стран Сахеля

Цей текст також доступний українською
Кризис в Сахеле. Макрон создает «антиджихадскую» коалицию

В понедельник, 13 января, во французском городе По состоялся саммит, на котором президент Франции Эммануэль Макрон приструнил лидеров бывших французских колоний: Мали, Буркина-Фасо, Чада, Нигера и Мавритании. Главам пяти государств Сахеля под давлением Парижа пришлось публично одобрить присутствие французских солдат в регионе и обозначить общего главного врага – группировку «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГБС).

Саммит в По проходил на фоне усиления антифранцузских настроений и беспрецедентной вспышки террористической активности в Нигере, Буркина-Фасо и Мали. Президенты стран Сахеля ранее уклончиво высказывались по поводу вмешательства Парижа в их внутренние дела. Теперь, когда в регионе возникла реальная угроза появления нового террористического исламского государства, они одобрили присутствие Франции без экивоков.

«Главы государств «большой сахельской пятерки» выразили желание продолжать военное участие Франции в Сахеле… Они вновь подтвердили, что совместные военные действия направлены на защиту гражданского населения, защиту суверенитета государств Сахеля, предотвращение распространения террористической угрозы на приграничные страны и восстановление стабильности, что является необходимым условием развития», – сказано в совместном меморандуме по итогам саммита глав шести государств.

Шесть президентов объявили о создании новой военной структуры – «Коалиции Сахеля», которая улучшит координацию между армиями пяти стран и французской антитеррористической миссией «Бархан». Париж направит дополнительно 220 солдат для усиления французского 4,5-тысячного военного контингента, дислоцированного в Мали. Также в «Коалицию Сахеля» будут приглашены другие «европейские, африканские и международные силы».

Криза в Сахелі. Макрон створює «антиджихадську» коаліцію

«У нас нет иного выбора. Сейчас мы должны получить результаты», – заявил Эммануэль Макрон на саммите в По. Несколькими неделями ранее он угрожал вывести французские войска из северной Африки, если не получит поддержку от правительств стран Сахеля, в которых политики и даже министры открыто критикуют Париж за неоколониальное присутствие на их территории.

«Нам нужны быстрые результаты, поскольку на кон поставлена репутация каждой из наших стран – мы должны показать миру, что мы способны преодолеть возникший кризис», – подчеркнул Рок Марк Кристиан Каборе, президент Буркина-Фасо.

«Опустошающая» террористическая активность

По данным ООН, в 2019 году свыше 4000 человек были убиты в результате террористических атак в Буркина-Фасо, Мали и Нигере. Это в пять раз больше, чем в 2016 году, когда погибло 770 жителей региона. Количество вынужденных переселенцев в Сахеле увеличилось в десять раз, достигнув миллиона человек.

В Буркина-Фасо, ранее являвшейся образцом стабильности, количество убийств увеличилось наиболее резко – с 80 в 2016-м до 1800 в 2019 году. Из-за атак исламистов более 560 000 жителей этой страны были вынуждены покинуть свои дома в поисках более безопасного места. Огромные территории в этом году оказались фактически без государственного управления, закрылись школы, больницы и госучреждения.

Правозащитная организация Human Rights Watch в 2019 году задокументировала десятки инцидентов, в которых вооруженные отряды исламистов нападали на фермеров, шахтеров, торговцев и прихожан церквей в Буркина-Фасо.

Одна из самых дерзких атак произошла 6 ноября. Исламисты устроили засаду на автотрассе и напали на охраняемый солдатами конвой из пяти автобусов, перевозивших 241 работника золотодобывающей шахты Boungou, принадлежащей канадцам. В течение часа боевики обстреливали автобусы из автоматов АК-47 и пулеметов ПКМ-12, было убито 39 человек и ранено еще 60.

В Нигере в последние два месяца исламистские формирования одержали ряд значительных побед над правительственной армией. В результате внезапной атаки 10 декабря джихадисты захватили и разграбили удаленную военную базу, убив 71 солдата. Еще более масштабное нападение на военный объект в Нигере произошло на прошлой неделе, 9 января. Группировка ИГБС атаковала и заняла базу на границе с Мали, убив 89 солдат и захватив много оружия, техники и амуниции.

В Мали, где дислоцируется 4,5-тысячный французский контингент и 13 000 миротворцев ООН, исламисты также успешно проводят захваты армейских баз. Так, 1 ноября 49 солдат было убито в ходе атаки на их лагерь возле города Менака, а 18 ноября в результате аналогичного нападения в том же районе погибло 43 малийских военнослужащих.

Неуловимый враг

В Нигере и Мали для захвата военных лагерей исламисты используют схожую тактику: молниеносно приближаются к объекту, обстреливают его из минометов, затем прорывают ограждение, используя двух или трех смертников на начиненных взрывчаткой автомобилях, и въезжают на территорию лагеря на мотоциклах. Разграбив объект, террористы быстро покидают поле боя и рассеиваются в разных направлениях. По словам президента Нигера Махамаду Иссуфу, усовершенствовав эту тактику, террористы стали «настоящими профессионалами в искусстве войны».

Криза в Сахелі. Макрон створює «антиджихадську» коаліціюВ регионе возле тройной границы Мали, Нигера и Буркина-Фасо действуют несколько конкурирующих между собой исламистских группировок, самыми мощными из которых являются ИГБС, «Фронт освобождения Масины» и «Ансарул ислам». Резко возросшую террористическую активность эксперты объясняют тем, что джихадистские группировки заключили партнерства с местными этническими милицейскими формированиями, недовольными низким уровнем экономического развития и желающими избавиться от государственных органов, чтобы самим заполнить вакуум власти.

«Фронт освобождения Масины» использует двуличную стратегию в центре Мали. Джихадисты заручаются поддержкой населения, критикуя власть за неспособность предоставить социальные услуги. В то же время насилием и запугиванием эта группировка активно изгоняет госслужащих, устанавливая свой контроль и беря на себя функции государства, включая правосудие, безопасность, управление экономикой и образование. С 2015 года эта стратегия разваливала страну, устраняя полицейских, мэров и учителей из центра Мали.  К концу 2018 года 478 школ, что составляет 65% от их количества, закрылись в регионах Мопти и Сегу. Только больницы там были сохранены», – описывает ситуацию Африканский центр стратегических исследований.

«Фронт освобождения Масины» на подконтрольных ему территориях в центре Мали установил закон шариата для разрешения споров, ввел новый «очистительный» налог (закят) и учредил строгие правила поведения, особенно для женщин. Несмотря на ужесточившиеся условия жизни, местные сообщества, по словам экспертов, иногда считают установленный исламистами порядок лучшей альтернативой коррумпированному малийскому государству. Например, как отмечает Африканский центр стратегических исследований, местное население обвиняет правительственных чиновников, контролирующих водные и лесные ресурсы или обеспечение безопасности, в вымогательстве денег со скотоводов. Поэтому вызов для государства состоит не только в возврате госслужащих на подконтрольные исламистам территории, но и в восстановлении доверительных отношений с местными сообществами.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно