Исполнительный директор GR Capital: «Glovo – одна из звезд нашего портфеля. Пока не собираемся расставаться с ней»

Исполнительный директор GR Capital: «Glovo – одна из звезд нашего портфеля. Пока не собираемся расставаться с ней»

Максим Филиппов – о том, почему в кризис инвесторам легче находить стоящие проекты

Цей текст також доступний українською
Исполнительный директор GR Capital: «Glovo – одна из звезд нашего портфеля. Пока не собираемся расставаться с ней»

За последний месяц в мировых СМИ продолжают появляться новости о привлечении стартапами значительных инвестиций. Только украинские проекты заявили о закрытии нескольких сделок. В Zakaz.ua влили 5 млн евро, в Allset – $8,25 млн, в Preply – $10 млн. Эти новости говорят о том, что пандемия пока не сильно ударила по венчурной индустрии. Впрочем, фаундеры начали переговоры с инвесторами еще до кризиса. Что будет дальше? Стоит ли стартапам переживать за будущее финансирование? Какие ниши сейчас интересны инвесторам? Об этом и многом другом в интервью Mind рассказал исполнительный директор венчурного фонда GR Capital Максим Филиппов.  

GR Capital управляет активами в размере $70 млн. За 3,5 года работы первый фонд GR Capital инвестировал $25 млн, сейчас в портфель входит 10 стартапов – Glovo, Deliveroo, Lime, Azimo, WeFox, McMakler, Meero, Owlet, Lofelt, Victor. Компания в процессе поднятия следующего фонда на $100-150 млн.

Как пандемия повлияла на рынок венчурных инвестиций?

– С одной стороны, уже существенно упали мультипликаторы как на публичных, так и на частных рынках. С другой стороны, венчур – закаленная индустрия, которая давно привыкла работать в условиях неопределенности.  Здесь свои кризисы могут происходить каждые 2 месяца. Фонды научились прогнозировать риски. Кризис укрепит и старпаты: они столкнулись с необходимостью не просто демонстрировать рост, а стать эффективными, доказать инвесторам, что их сервисы действительно нужны потребителям. Если не в период карантина, то после выхода из кризиса.

Насколько сложнее фондам теперь привлекать капитал?

– Венчур – одна из самых рискованных отраслей для инвестиций. Сейчас все меньше проактивных инвесторов, вкладывающих и в фонды, и в компании, а больше выжидающих.

Многие инвесторы в фонды сейчас решают свои более значительные проблемы на публичных рынках и ищут более стабильные «гавани». Многие инвестиционные фонды завязли в проблемах своих портфельных компаний и не делают новых инвестиций. Но это временная ситуация. Как правило, инвесторы оперативно возвращаются к венчуру, потому что он предлагает новые инновационные, более защищенные бизнес-модели.

Количество фондов снизится?

– Вероятно, кто-то выйдет из рынка, кому-то не удастся поднять следующий фонд. Но думаю, увидим и новых игроков, потому что всегда открываются новые возможности там, где старые «умирают». Мы для себя видим больше перспектив, чем негатива.

Стартапам сейчас лучше затянуть пояса и не рассчитывать на ближайшие крупные сделки?

– Действительно, стартапы урезают многие статьи расходов. Но им важно оставаться готовыми с двойным рвением выскочить из кризиса, не «вырезать» экономией свои «мускулы». Если фаундеры видят, что денег хватит меньше, чем на год,  то общая практика – попытаться собрать внутренний раунд у текущих  инвесторов.

Впрочем, кризис создает возможности для фондов зайти в интересные стартапы, которые ранее не были готовы привлекать внешних инвесторов. Скажем, у них было все хорошо с фондированием, а тут резко у одного из инвесторов пропала возможность поддержать капиталом в данный момент.

– Как последние события отразились на деятельности вашего фонда?

– Во-первых, мы давно готовились к кризису. О вероятной коррекции на рынке эксперты говорили уже не первый год. Хотя никто не ожидал ее в виде эпидемии. К тому же, венчурное инвестирование – вложения минимум на 5-7 лет, а чаще и на 10- 15.  Не предвидеть на этом цикле кризисы  было бы глупо. Поэтому мы очень осторожно инвестировали и выбирали кризисостойкие бизнесы.

Во-вторых, заранее провели аудит компаний в портфеле: до кризиса выявили, у кого могут возникнуть проблемы. Эти компании уже закрыли или закрывают свои внутренние раунды. У наших стартапов теперь достаточно денег на развитие. Не видим рисков банкротства в связи с кризисом.  А в отрасли доставки сейчас, наоборот, наблюдаем бум. Glovo и Deliveroo еле справляются с растущим спросом. Даже не считая проблем в Испании и Италии.

В-третьих, проанализировали ниши, которые будут расти. Сейчас у нас в работе 2 сделки, которые, надеюсь, сможем закрыть и объявить в мае. На ближайшие полгода присмотрели 10-15 перспективных компаний, в 2-3 из них, возможно, будем инвестировать. Наша цель – в этом году закрыть 3-4 сделки и закончить инвестировать из первого фонда. Плюс сейчас поднимаем второй фонд на $100-150 млн.

Можете раскрыть имена двух стартапов, сделки с которыми вскоре закроете?

– Пока могу только сказать, что это немецкие компании, работающие в сфере доставки и логистики. Мы еще работаем с ними, чтобы структурировать раунд.

Наша общая стратегия не меняется. И сейчас, и до кризиса мы инвестируем в стартапы, связанные с финансами, жильем, здоровьем, доставкой и логистикой. Такие сервисы людям будут нужны всегда. Сейчас нам даже легче находить эффективные модели: кризис уже показал, кто есть кто.

В какие медтех-стартапы вы готовы инвестировать?

– В нашем портфеле пока один health-стартап из США – Owlet. Это устройство для треккинга здоровья малыша. В него мы инвестировали 3 года назад, так как уже тогда понимали, что спрос на девайс будет расти, а команда обеспечит международные продажи.

Сейчас нам очень интересна модель телемедицины. Такие стартапы пристально рассматривали последние пару лет. В один из них уже были готовы вкладывать, но не нашли точки соприкосновения. Хотя знаем, что за последний год этот проект очень серьезно вырос. Схожих стартапов достаточно много, но большинство из них – на ранней стадии развития. Мы следим за их ростом и готовы в будущем «подключиться» к финансированию.

Также нам интересны проекты на стыке медицины и страхования. Сейчас этот бизнес в основном – в оффлайне. В дальнейшем он перейдет в онлайн.

Еще одна перспективная ниша – менеджмент больниц. Это колоссальная индустрия для разработки софта. Пока в клиниках многое менеджится через устаревшее оборудование, пересылку друг другу писем, записи на CD-дисках и т.п. Хотя все это можно вести в облаке в едином удобном формате для всех врачей. Сюда подключается назначение визитов, все результаты анализов. И количество посещений клиники сводится к минимуму, а бесцельно потраченное время – к нулю.

Также рассматриваем приложения для  wellness, которые «пошли» глубже. Например, адаптированы для борьбы с хроническими болезнями. Для людей за 40 лет такие заболевания становятся проблемой. Они тратят много денег на консультации и упражнения. А в приложении можно подобрать необходимые упражнения, установить график и т.п. Такие сервисы, которые можно реализовать простой технологией и быстро масштабировать, нас интересуют.

Рассматриваете украинские стартапы, к примеру, Cardiomo, Raccoon ?

– Это интересные компании. Они решают важные проблемы. Но для нас пока это узкие ниши. Плюс мы осторожны с hardware-стартапами и стараемся не «лезть» в медицинские исследования, разработки. Это удел специализированных инвесторов.

В нашем приоритете – очень быстрорастущие компании. Нам нужно показать 3X роста всего портфеля по первому фонду за 7 лет.

В вашем портфеле нет ни одного украинского стартапа. Почему?

– Во-первых, мы инвестируем в стартапы на поздней стадии. В Украине таких компаний немного.

Исполнительный директор GR Capital: «Glovo – одна из звезд нашего портфеля. Пока не собираемся расставаться с ней»

Во-вторых, наша ценность для стартапов заключается  в том, что мы помогаем им выходить на рынки Восточной Европы, запускать здесь R&D-центры. К примеру, мы открывали рынок Украины для Glovo.  А для украинских компаний, наоборот, важно открытие западных рынков. Отечественные успешные стартапы  Allset, Preply, Petcube и т.д.  видят основным рынком США, поэтому и находят соответствующих инвесторов.

Т.е. украинским проектам к вам обращаться бесполезно?

– Отнюдь. Мы консультируем отечественные компании, помогаем им находить инвесторов. К примеру, сейчас работаем со стартапом Axdraft, который намерен выйти на американский рынок. Если украинский проект видит в среднесрочной перспективе приоритетными рынки ЕС и уже привлекал раунд от институциональных инвесторов (Series A), то нам есть о чем поговорить.

Вы говорили об открытии R&D-центров. Кто-то из ваших портфельных компаний собирается в ближайшее время запускать их в Украине?

– Такие планы есть. Пока не могу раскрывать детали. С каждым стартапом, в который инвестируем, разрабатываем отдельный кейс выхода на рынки Восточной Европы и открытия R&D. Но компания сама должна принять решение, когда будет готова.

Сейчас три проекта рассматривают создание R&D. Мы выступаем за Украину. Но скажу честно, не всегда компании принимают решения в пользу нашей страны. Мы – не волшебники, можем открыть много дверей, показать все плюсы, но минусы Украины тоже известны.

Нам приходится очень сильно конкурировать с Польшей и другими странами. Поэтому пока не могу сказать, где будут открыты R&D-центры. Но мы стараемся, чтобы каждая наша компания присутствовала в Украине.

Как конкурируете с Польшей, Беларусью и доказываете, что стоит выходить в нашу страну?

– Во-первых, в Украине лучшая ситуация с доступом к талантам. Очень много толковых специалистов, которые, к тому же, свободно говорят по-английски.

Во-вторых, в нашей стране дешевле нанять этих специалистов. В-третьих, пока у нас достаточно гибкое законодательство по найму.  В-четвертых, ниже цены на аренду недвижимости и прочие административные «мелочи». В итоге можно сэкономить немалые деньги.

В конце декабря вы открыли офис в Лондоне. Зачем?

– В первую очередь – для фандрайзинга второго фонда. Наша цель – стать более международной компанией, привлечь инвесторов из разных стран. Для них понятнее, если ты находишься ближе к ним. Выбрали Лондон, потому что он по-прежнему остается европейской столицей венчура, несмотря на Brexit.  

Сейчас не собираетесь отправить офис на «каникулы»?

– Нет. Наши планы не меняются. Фандрайзинг не останавливается. К тому же, мы не открывали огромное представительство на 300 человек. Это небольшой офис в центре Лондона, в котором работает один партнер, и мы периодически туда приезжаем.

Офис венчурного фонда – это как большая конспиративная квартира, куда можно зайти поработать и пригласить партнеров на встречу. В дальнейшем у нас есть планы открыть офисы и в других европейских странах: Германии, Франции и Испании.

Зачем?

– С ростом активов под управлением мы хотим больше фокусироваться по странам. Сейчас у нас достаточно сбалансированный портфель и мы хотим углубляться. Соответственно, эффективнее нанимать людей на местах. Хотя посмотрим. Сейчас некоторые начали прогнозировать, что после кризиса индустрия офисов может уйти в прошлое. Люди научились работать дома. А венчурные инвесторы уже давно привыкли работать в поездах и самолетах.

Пока у вас был только один экзит? Намерены ли в ближайшее время выходить из других проектов? Например, из Glovo, чья стоимость наверняка серьезно возросла за последние месяцы?

– Наш первый экзит был техническим: американский стартап Maple выкупила Deliveroo, а мы получили акции компании. Нашему фонду всего 3,5 года, срок его жизни – 7 лет. Поэтому выходы начнем проводить в ближайшие пару лет.

Да, Glovo – одна из звезд нашего портфеля. Пока не собираемся расставаться с ним: видим очень большой потенциал Glovo и после кризиса. Во время карантина потребители массово начали пользоваться доставкой. Думаю, люди привыкнут и станут это делать и в дальнейшем. Поэтому в ближайшие 2-3 года – пока у нас есть время до выхода – ждем, что Glovo покажет еще лучшие результаты. Просадка мультипликаторов сейчас компенсируется ростом продаж. А в перспективе 2-3 лет мультипликаторы должны восстановиться до уровня, которой был год назад, и который позволит нам еще отлично дозаработать.

Осенью 2019-го Lime (сервис проката электроскутеров) заявлял о планах выйти на украинский рынок в этом году. А недавно сообщил о временном прекращении работы в 23 странах. С этим стартапом вы тоже не собираетесь расставаться?

– Это наиболее пострадавшей проект в портфеле. Карантин стал большим испытанием для них и для всей отрасли. Но мы верим, что ниша micro mobility будет активно расти в ближайшие 5-10 лет. Только в Европе проинвестировано более 5 таких компаний.

Мы выбрали Lime, так как он глобально лидирует в своей нише, привлек деньги от сильнейших инвесторов, имел лучшую команду на рынке. Думаю, с таким набором сильных сторон, они будут первыми, кто после кризиса оперативно нагонит упущенное. Не исключаю активный M&A в сфере.

Выход Lime в Украину отложен на «после кризиса»?

– Пока решения нет. Мы предоставляем им всю нужную информацию по рынку. Украина остается на карте потенциальных стран.  Они знают об успехе Glovo, Uber в нашей стране  (Uber в числе инвесторов Lime. – Mind).  Мы верим, что электроскутеры могут стать популярными в больших городах Украины.

Осенью прошлого года конкурент Lime  – Bolt  запустил сервис в тестовом режиме на территории киевского UNIT.City.

– Мы знакомы с их решением. Bolt станет достойным конкурентом Lime. Их скутеры более дешевые, надежные, антивандальные. Для украинских реалий они подходят больше.

Давайте подытожим. Можно сегодня хотя бы ориентировочно прогнозировать, с какими взлетами и падениями венчурная индустрия переживет 2020 год?

– Это только начало кризиса. Пока мы не знаем всех факторов. На горизонте маячит рост количества безработных в США, скрытая статистика Италии и Испании, которую мы узнаем позже, и т.п. Думаю, только к концу лета станет понятна глубина ямы, в которой мы окажемся. В любом случае, будут победители и проигравшие.

Победителями, скорее всего, окажутся не те, спрос на чьи товары\услуги резко вырос во время кризиса, так как не всегда ясно, что будет потом и останется ли все так же хорошо. Истинными победителями станут те, кто еще до кризиса был готов к плохим ситуациям, имел план Б и резервы за спиной. При этом также увидим много неожиданных «удачных» историй. Этим кризис и интересен.

Жизнь не закончится. Просто нужно адаптироваться к новым условиям, искать свою нишу, сильные стороны. Тогда все вместе выйдем из кризиса гораздо раньше.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно