Вход бесплатный, выход платный: как IT- и телеком-бизнес пережили карантин
СЕО компаний – об эффекте домино и работе в новой реальности

«Украинская экономика сократится на 5% в 2020 году, но возобновит рост на уровне около 4% в последующие годы. Наибольшее потрясение она испытывает во II квартале 2020 года», – говорится в свежем «Инфляционном отчете» НБУ.
По прогнозу Нацбанка, в апреле – июне экономика сократится на 11% в годовом исчислении, уровень безработицы вырастет до 12% в сезонно скорректированном выражении, а рост зарплат приостановится. «Постепенная отмена карантина приведет к восстановлению экономики во втором полугодии 2020 года. Как падение, так и восстановление будет неравномерным по видам экономической деятельности», – отмечают эксперты НБУ.
Как повлиял карантин на IT- и телеком-отрасли? Насколько просели/выросли выручка, количество контрактов и клиентов, объем предоставляемых услуг? Пришлось ли сокращать персонал? Что делают предпринимали СЕО, чтобы уменьшить влияние кризиса на бизнес? Об этом Mind попросил рассказать топ-менеджеров IT-компаний, интернет-провайдеров и мобильных операторов. Теперь публикуем их ответы.

Виталий Кармазинский,
директор «Luxoft Украина»:
– Безусловно, мировой экономический кризис и пандемия замедлили стремительный рост IT-сферы в Украине. Это коснулось и нас. Небольшую часть проектов действительно пришлось временно приостановить. Но надеемся, что уже в этом году ситуация начнет исправляться, и эти проекты будут разморожены.
Чтобы избежать негативных последствий, в том числе сокращений, мы переводим людей с приостановленных проектов на те, которые активно развиваются. Впрочем, с рынка также продолжаем нанимать специалистов, ведь не все потребности мы можем закрыть внутренними ресурсами.
В период кризиса чувствуем себя увереннее, чем другие компании: Luxoft как глобальная компания и часть американской технологической корпорации DXC Technology имеет большой запас прочности благодаря долгосрочным соглашениям с мировыми лидерами в своих отраслях.
В то же время верим, что этот кризис несет не только трудности, а и новые возможности. Многие компании продолжают трансформировать свой бизнес в новых условиях и диверсифицировать расходы.
Выход из карантина для нас точно не будет оперативным или внезапным. Компания планирует работать максимально в удаленном режиме до 6 июля. затем станем возвращаться к работе постепенно и со всеми возможными предосторожностями.

Виталий Седлер,
СЕО и соучредитель компании Intellias:
– Конечно, ситуация в мире серьезно повлияла на условия ведения бизнеса, в том числе и на IT-сферу. Наибольший удар испытали авиа- и тревел-индустрии, а также отрасли, связанные с Transport & Logistics.
К счастью, в портфеле Intellias небольшая доля проектов для сфер travel & hospitality. Кроме того, мы имеем долгосрочные отношения с большинством наших клиентов, благодаря которым нам удается сохранять проекты даже в таких условиях.
Однако, когда проблемы возникают в нескольких сферах – запускается эффект домино на всю экономику, поэтому в той или иной степени кризис испытывают все бизнесы. IT-отрасль – не исключение. В этой ситуации IT-компании имеют большое преимущество в возможности удаленной работы. Intellias оперативно отреагировал на развитие эпидемиологической ситуации и быстро перешел в режим работы из дома, продолжая выполнять свои обязательства перед клиентами.
Чтобы оперативно реагировать на новую реальность и противостоять экономическому спаду, мы сформировали кросс-функциональную рабочую группу с участием топ-менеджмента и экспертов из различных подразделений компании для принятия важных и, главное, быстрых бизнес-решений. Постоянно держим связь с заказчиками и совместно разрабатываем новые способы сотрудничества на этот период.
В общем, чтобы адаптироваться к новым реалиям, разработали антикризисный пакет действий. Он включает три основных направления: оптимизацию работы с клиентами, инвестиции в формирование расширенного резерва специалистов и сокращение расходов компании с целью формирования финансовой «подушки» для инвестиций в развитие бизнеса по окончании кризисного периода и обеспечения финансовой стабильности компании.

Дарья Горницкая,
Director of Global Delivery Operations в Astound Commerce:
– Сервисная IТ-компания Astound Commerce занимается созданием масштабных e-commerce В2С, В2В и В2В2С проектов. Уже 20 лет на рынке помогаем брендам из разных сфер (фармацевтика, fashion, beauty, sport goods и др.) запускать комплексные решения электронной коммерции. Общая ситуация с COVID-19 изменила порядок дня для многих сфер. Но тренды по развитию онлайн-бизнеса для многих брендов начали только расти. Сегодня рост электронной коммерции можно наблюдать не только в сегменте крупного бизнеса, но и МСБ.
Сейчас Astound Commerce продолжает работать над созданием e-commerce магазинов по действующим и новым контрактам с заказчиками.
В апреле мы анонсировали запланированное открытие офиса в Измире (Турция). Состав команд во всех десяти инжиниринговых центрах Astound Commerce остался без изменений. Все специалисты заняты на проектах для клиентов или работают над внутренними инициативами компании, в частности над пересмотром процессов в разработке коммерческих решений. Компенсации специалистов остались на том же уровне, что и до начала карантина. В принудительные или неоплачиваемые отпуска никого за этот период не отправляли.
На период карантина и с изменением экономических приоритетов в мировом разрезе для Astound Commerce ключевым является сохранение всех команд, своевременная выплата компенсаций в полном размере, а также здоровье наших специалистов и их семей.
По другим выплатам проводим переговоры с подрядчиками об отсрочке или разбивке на несколько платежей. Дополнительно с началом введения карантина в 6 странах, где находятся 10 центров разработки компании, вели переговоры с арендодателями по дисконту на плату за аренду помещений.

Александр Арутюнян,
директор столичного интернет-провайдера «Паутина.NET», глава комитета Интернет ассоциации Украины по экономической конкуренции:
– В В2В-сегменте мы потеряли половину дохода. Пока неизвестно, вернутся ли клиенты, так как многие мелкие и средние бизнесы реально закрылись. У клиентов из большого бизнеса картина более стабильная.
Есть потери и в В2С-сегменте. Около 10% абонентов-квартирантов – лишились работы в столице и уехали. Также вернулись домой иногородние студенты, которые снимали квартиры в Киеве. Еще около 10% – клиенты, которые приостановили услуги и мигрировали за город. В итоге наши доходы с апреля сильно упали.
В селах абонентская база осталась без изменений. Доход даже немного увеличился из-за платных дополнительных услуг для удаленной работы. Но это увеличение – капля в море по сравнению с общим падением выручки.
Безусловно, пока мы никого не увольняли. Но в отпуск небольшая часть персонала все-таки ушла.
Объем потребления трафика в марте рос, потом остановился, а теперь падает. Люди начинают больше ездить на дачи и села из города.
Увеличились затраты на включение клиентов, так как теперь вынуждены тратить много денег на средства зашиты для персонала.
Мы перестроили много бизнес-процессов внутри компании, оптимизировали затраты, поэтому стабильны. Хотя опасаюсь, кризис только начинается, и делать выводы можно будет лишь осенью.
Также пришлось отложить все запланированные изменения цен на услуги интернет и ТВ. Надо смотреть, как мы выйдем из карантина, провести ряд исследований и тогда думать об изменении тарифов. Пока перспективы туманны. Нас спасло то, что мы не демпинговали и предоставляли услуги по рыночным ценам.
У других мелких и средних компаний из отрасли, думаю, ситуация такая же либо хуже. Крупные игроки чувствуют себя лучше, так как у них шире покрытие в сельской местности и городах, плюс есть большая финансовая подушка. В целом ситуация напряженная, но пока терпимая. В мае будет еще сложнее.

Юрий Курмаз,
директор ЧАО «Укртелеком»:
– Я выделю несколько ключевых направлений деятельности, которые сейчас приобрели для нас первостепенное значение: безопасность сотрудников, партнеров и непрерывная коммуникация с ними; стабильная и бесперебойная работа сети и услуг для наших абонентов; адаптация бизнес-процессов к новым реалиям с приоритетом на диджитализацию; финансовая стабильность компании. Мы создали центральный и региональный оперативные штабы, обеспечивающие координацию всей операционной деятельности компании с учетом указанных акцентов, что позволит нам уменьшить или даже нивелировать возможное негативное влияние карантина.
Все коммуникации с абонентами и партнерами осуществляются дистанционно по разным каналам: телефон, электронная почта, видеоконференции, наш сайт и соцсети. Около 60% офисных сотрудников из различных функциональных подразделений переведены на дистанционную работу из дома. В то же время для всех сотрудников, непрерывно или посменно обеспечивающих работу критических элементов нашей инфраструктуры, закуплены маски, перчатки, санитайзеры и другие необходимые средства индивидуальной защиты. Для передвижения сотрудников на общественном транспорте получены спецпропуска и задействован собственный транспорт компании.
Все сотрудники получают заработную плату в полном объеме и вовремя.
С начала карантина мы фиксируем увеличение потребления интернет-трафика «домашними» абонентами «Укртелекома», подключенными к интернету по разным технологиям, на более чем 40%. Изменения в объемах потребления не повлияли на работу сети, в частности, благодаря начатым ранее и непрерывно продолжающимся работам по модернизации и расширению нашей телеком-инфраструктуры, высокой емкости и степени резервирования телеком-оборудования и каналов связи, включая и международные направления.
К сожалению, введение карантина в стране не останавливает вандализм и кражи на сетях «Укртелекома». За первые три месяца этого года было зафиксировано почти 2300 таких преступлений. Воры похищали и повреждали в среднем по 5,7 км кабеля в день.
В такой ситуации мы повысили приоритетность решения инцидентов в сети, влияющих на наши сервисы для ключевых объектов социальной инфраструктуры – больниц, аптек, местных администраций и др. Время восстановления интернет-услуг для таких объектов сократилось более чем на 25%.
Продолжаем строить новую и модернизировать имеющуюся телеком-инфраструктуру. За первые три месяца этого года проложено почти 1400 км волоконно-оптического кабеля, из которых почти треть приходится на период карантина. Все работы проходят согласно плану со строгим соблюдением мер безопасности в условиях карантина. Сегодня наша совместная работа с зарубежными партнерами Iskratel и словенским SID Banka – один из крупнейших международных проектов, способствующий преодолению цифрового разрыва в Украине.

Александр Комаров,
президент «Киевстар»:
– Телеком-отрасль в силу своей специфики – в числе бизнесов, которые наиболее быстро адаптировались к условиям карантина. В очередной раз кризис показал, как велика роль стабильной и качественной мобильной связи. Люди сейчас общаются больше. Выросло использование голосовой связи, фиксированного интернета, мобильных приложений.
Например, по сравнению с периодом до карантина в марте – апреле голосовой трафик в сети «Киевстар» увеличился на 20%. При этом подросло не только количество звонков внутри сети, но и звонков на другие сети. Также на 20–22% вырос трафик «Домашнего интернета».
Что интересно: если до карантина основная нагрузка на фиксированную сеть была в вечернее время, то сейчас интернетом стали больше пользоваться днем. Увеличилось также индивидуальное потребление дата-трафика. Например, в сети «Домашнего интернета» объем загруженного контента на сейчас составляет около 11 Гб в сутки на абонента, это на 22% больше, чем обычно.
Хотя более 80% персонала работает дистанционно, качество обслуживания клиентов – на прежнем высоком уровне. Критически важные сотрудники, в том числе инженеры, монтажники, технический мониторинг, находятся на своих рабочих местах. Также частично работают и наши магазины, поскольку есть обслуживающие операции, которые невозможно полностью перевести в виртуальную среду. Разумеется, мы соблюдаем все протоколы и требования Минздрава. Сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты, в магазинах и офисах увеличено количество «санитарных пауз». С первых дней карантина таким сотрудникам мы обеспечили транспорт.
Что предпринимали, чтобы уменьшить влияние кризиса на бизнес? Практически каждый второй житель Украины – клиент «Киевстар». То есть наш бизнес напрямую зависит от того, насколько легко смогут выйти из кризиса наши абоненты. Поэтому мы, как и вся телеком-отрасль, мобилизовались на помощь стране.
«Киевстар» сделал многое для того, чтобы абонентам было комфортно оставаться дома. Открыли доступ без дополнительной платы к более чем 150 ТВ-каналам для новых и действующих абонентов услуги «Киевстар ТВ». Поддержали «Всеукраинскую школу онлайн»: абоненты могут смотреть трансляции уроков без дополнительной платы. Также позаботились о наших бизнес-клиентах. До завершения действия карантина они могут подключать и использовать без внесения абонплаты самые востребованные услуги, которые позволяют вести деловую активность: виртуальную мобильную АТС, Star.Docs, сервисы Microsoft Office 365 и StarTeams, Центр управления IoT.
Посчитали, что за время карантина предоставили абонентам на 30 млн грн помощи в виде нетарифицируемых телеком-услуг. Это начисление бонусов абонентам, которые в момент карантина оказались в роуминге, за границей – таких клиентов более 300 000.
С начала карантина и по сегодня на горячие линии по коронавирусу совершено почти 100 000 звонков от абонентов «Киевстар».
Кроме того, компания выделяет еще 30 млн благотворительной помощи. Совместно с благотворительным фондом «Твоя опора» на эти средства закуплены аппараты ИВЛ, мониторы контроля тяжелобольных пациентов, защитные средства для медиков и др. Но главное – мы хорошо делаем нашу основную работу, обеспечиваем клиентам стабильную, надежную связь через различные каналы и услуги. И это, я считаю, главное, что всегда помогало и будет помогать «Киевстар» справляться с любыми кризисами.

Ольга Устинова,
генеральный директор «Vodafone Украина»:
– Услуги связи критически важны, особенно в таких кризисных ситуациях. Для миллионов людей связь и интернет сейчас, пожалуй, единственная возможность работать и поддерживать контакты.
Мы видим, что с введением карантина существенно возросло количество и длительность разговоров. Люди пытаются компенсировать отсутствие живого общения. Интернет-трафик в карантин растет органически, взрывного роста нет. Это связано с тем, что многие стали пользоваться домашним Wi-Fi, из ежедневного графика пропало время в интернете по пути на работу. Несколько поменялась его география – дата-пользователи частично мигрировали из больших городов в небольшие населенные пункты. Например, в маленьком селе Пещаное в Харьковской области после начала карантина трафик вырос в 7 раз.
Поэтому не останавливаем работы по расширению емкости и покрытия сети и в больших городах, и в небольших населенных пунктах даже в условиях карантина. Для нас сегодня очень важно поддерживать высокое качество сети. Это приоритет.
Именно благодаря современным IT&Телеком-технологиям карантин, который еще 10 лет назад мог бы парализовать страну, имеет гораздо меньше последствий – ведь сам рабочий процесс изменился.
Поддерживаем своих клиентов и нашу страну в это непростое время. Запустили целый ряд инициатив, направленных на помощь согражданам. Обеспечили бесплатный доступ к популярным мессенджерам и развлекательно-образовательным сервисам всем клиентам, предоставили медикам бесплатную связь и интернет, выделили 33 млн грн на закупку аппаратов ИВЛ и средств защиты для больниц Украины. Недавно в сотрудничестве с УВКБ ООН предоставили бесплатный доступ к мобильной связи наиболее незащищенным слоям населения на востоке Украины. Общая сумма нашей помощи стране сегодня составляет 63 млн грн.
По поводу работы компании: мы достаточно устойчивый бизнес и у нас есть определенный запас прочности, чтобы поддерживать наших клиентов и предоставлять услуги.
Существующих клиентов мы не теряем, есть некоторое уменьшение новых подключений. Сейчас у нас практически отсутствуют доходы от роуминга, а это существенная часть валютной выручки. В остальном мы не наблюдаем критичных изменений. В целом по финансовым показателям ситуация будет зависеть от того, насколько затянется выход из карантина. Сейчас нет достаточных оснований для уверенных прогнозов.
Мы не сокращаем сотрудников. Бизнес работает, мы давно практикуем и хорошо умеем пользоваться средствами удаленной работы, а также обеспечиваем их доступность для наших клиентов. Приняли все меры для того, чтобы обезопасить наших сотрудников. Весь бэк-офис работает из дому. «В полях» в основном наши технические сотрудники, которые, соблюдая мері безопасности, продолжают строить сеть.
Приняли упреждающие меры в отношении сотрудников 60 лет+. Все мои коллеги этой возрастной группы переведены на карантин с полным сохранением уровня дохода.
Что предпринимали, чтобы уменьшить влияние кризиса на бизнес? Очень быстро адаптировали наши внутренние бизнес-процессы. Пересмотрели все планы и задачи, оставив в приоритете развитие и поддержку сети скоростного интернета, а также всех наших диджитал-сервисов. Получаем большую поддержку от глобального Vodafone. Создана международная рабочая группа для обмена опытом и координации деятельности в компаниях по всему миру в условиях пандемии.
По сути, каких-то существенных, серьезных влияний коронавируса на наш бизнес мы не видим. Но пока рано о чем-то говорить с уверенностью. Стоит подождать, когда будут объявлены даты выхода из карантина. Пока еще слишком мало информации, которая позволит сделать прогнозы. У нас разработаны разные сценарии – оптимистичный и пессимистичный, но по какому из них пойдет развитие, пока еще трудно сказать.

Исмет Языджи, CEO lifecell:
– Мы чувствуем себя в безопасности, потому что больше двух лет назад полностью перешли на использование виртуальных инструментов управления компанией. У нас есть дашборд, который дает возможность удаленно отслеживать рабочие процессы и операционные показатели в реальном времени с планшета или мобильного телефона. Еще четыре года назад lifecell перешел на электронный документооборот, и мы используем MobileID для подписи документов. Поэтому опасений по поводу непрерывности бизнеса не было. Мы работаем в телекоммуникациях, и знаем, как общаться друг с другом. Не могу сказать, что карантин повлиял на компанию негативно.
Но наши клиенты в этот период ограничений и социального дистанцирования нуждаются в общении более чем когда-либо. И, естественно, растет потребление данных. Особенно заметен этот рост в небольших населенных пунктах, где мобильный интернет зачастую заменяет стационарный «домашний интернет».
Еще люди снова начали звонить друг другу. Так, с началом карантина мы наблюдаем рост голосового трафика внутри нашей сети и увеличение количества звонков на другие сети. Изоляция дала людям возможность общаться со своими друзьями и близкими больше, чем когда-либо.
Конечно, мы уже начали видеть определенные негативные последствия пандемии на рынке. Начиная с последнего квартала 2019 года, наблюдали позитивную тенденцию, когда наша абонентская база постоянно росла. У нас был очень хороший старт во втором квартале этого года.
С началом карантина большинство граждан самоизолировались, не выходят из дома и изменили свой привычный образ жизни. На улицах стало меньше людей, уменьшилось количество покупателей в наших магазинах. Люди перестали путешествовать, и это существенно повлияло на услуги роуминга.
Как и любая другая компания, мы чувствуем негативное влияние кризиса. Но я не жалуюсь на это, поскольку вся страна сейчас в режиме выживания.
Мы ожидаем незначительное снижение некоторых показателей во втором квартале. Но также уверены, что все постепенно начнет приходить в норму, и в третьем квартале мы это увидим. Прежде всего, все мы должны выйти из этого кризиса с минимальным ущербом для жизни и здоровья людей. Это сегодня первоочередная задача.
Пришлось ли сокращать персонал? Когда начался кризис, и мы все отправились на удаленную работу, я дал обещание своей команде, что к концу карантина количество сотрудников в компании не изменится. Мы выйдем из этого кризиса с тем же количеством людей, что и до его начала. Наши люди не должны переживать, будет ли у них работа и финансовая стабильность. Мы приняли все меры, пересмотрели все наши расходы пункт за пунктом, чтобы убедиться, что lifecell не пострадает с точки зрения численности персонала и безопасности работы людей.
В силу специфики нашего бизнеса у нас есть настоящие герои: сотрудники дирекции мобильной сети – технические специалисты, которые отвечают за исправность работы оборудования по всей стране и в этот период вынуждены путешествовать в разные регионы. Это также сотрудники дирекции продаж, которые непосредственно помогают как индивидуальным, так и корпоративным клиентам, совершая визиты на их предприятия. Компания регулярно обеспечивает их масками, перчатками, средствами дезинфекции, контролирует состояние их здоровья.
Таким образом, во время карантина lifecell сохраняет численность персонала и все льготы для сотрудников, также мы провели ежегодное повышение заработной платы.
Мы поддерживаем мотивацию наших сотрудников и заботимся о клиентах. Безусловно, кризис заставил нас пересмотреть операционный план и расходы на весь год. Но с другой стороны, это период новых решений и новых продуктов. Во время кризиса мы должны быть максимально лояльными и гибкими, решая проблемы клиентов.
Стучу по дереву, но продуктивность нашей команды даже возросла в этот период, и мы делаем все возможное, чтобы помочь всем клиентам оставаться на связи и быть в безопасности в это непростое время.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].