Пираты Гвинейского залива: как флибустьеры похищают людей вместо нефти
И готов ли мир противостоять им так же, как сомалийским пиратским группировкам

Глобальный обвал нефтерынка затронул не только энергетические корпорации, но и «сообщество» морских разбойников. На захвате танкеров ради кражи нефти сейчас много не заработаешь, поэтому они переключились на похищение людей с целью получения выкупа.
Украинские дипломаты уже вынуждены противостоять новым обстоятельствам. Министерство иностранных дел вчера, 10 мая, официально подтвердило похищение украинского моряка в районе Гвинейского залива, который омывает берега восьми нефтедобывающих государств Западной Африки. Сюда же, по данным Международного морского бюро, из Аденского залива переместился центр мирового пиратства с начала этого года.
Инцидент с украинским моряком, по данным МИД, случилось у берегов Экваториальной Гвинеи. В районе порта Малабо было захвачено судно Rio Mitong, которое принадлежит бельгийской компании SMART S&P и ходит под флагом Коморских островов. Нашего мореплавателя вывезли в неизвестном направлении вместе с другим иностранцем, который также служил на корабле. Теперь дипломаты выясняют обстоятельства происшествия, чтобы освободить украинского гражданина.
Где гнездятся флибустьеры XXI века?
При общем снижении активности морского пиратства в масштабах планеты, в Гвинейском заливе наблюдается ее значительный рост. По данным Международного морского бюро (IMB), за прошлый год разбойники выкрали в этом регионе 121 человека, что составило почти 90% от общего числа похищенных моряков. Годом ранее похищенных было 78.
За первые три месяца 2020 года гвинейские пираты уже взяли в плен 17 членов разных морских экипажей. «Моряки подвергают себя большому риску, чтобы потребители могли купить кофе и какао в супермаркетах или заправить свои автомобили», – говорит заместитель директора IMB Сайрус Моди.
Кто оказывается под ударом?
Пираты сейчас охотятся в основном на тихоходные танкеры и вспомогательные суда с международными экипажами, подчеркивается в докладе о пиратстве в Гвинейском заливе, подготовленном Морской администрацией США (MARAD).
Больше всего от пиратов Гвинейского залива страдают крупные международные нефтяные компании типа ExxonMobil, Chevron, Shell, Eni и Total, работающие в территориальных водах Нигерии, Габона и Экваториальной Гвинеи. Всплеск морского пиратства произошел не в самое подходящее время для нефтяников. Целый букет причин – COVID-19, обвал спроса на нефть и соглашение ОПЕК – привел к тому, что Shelf Drilling, Valaris, Maersk Drilling и Borr Drilling потеряют в этом году в Гвинейском заливе порядка $3 млрд.
Действия морских разбойников наносят огромный вред и странам региона. Три года назад, например, убытки Нигерии от пиратства составляли 400 000 баррелей нефти в день, или $1,5 млрд в месяц (почти 5% ВВП).
Аналитики Verisk не видят перспектив для изменений к лучшему в течение как минимум двух ближайших лет. Гвинейский залив не относится к числу оживленных морских торговых маршрутов. Поэтому прибрежным государствам приходится рассчитывать не на широкую поддержку международного сообщества, а на собственные весьма ограниченные силы.
Почему пираты активизировались именно тут?
Главный аналитик по Африке британской консалтинговой компании Verisk Maplecroft Александр Реймейкерс называет основными причинами лидерства Гвинейского залива несправедливое распределение нефтегазовых богатств региона, наличие милиции, научившейся неплохо воевать в ходе продолжающегося уже почти три десятилетия вооруженного конфликта в дельте реки Нигер, и регулярные выплаты выкупа за похищенных моряков.
Вольф Кинзель, специалист по безопасности на море Немецкого института международных отношений и международной безопасности, отмечает, что в дельте Нигера, очень сильно загрязненной нефтедобычей, фактически отсутствует власть. Грязное море сделало прибрежные воды практически необитаемыми. Отсутствие работы провоцирует местных жителей организовывать банды, которые помышляют наркотрафиком, торговлей оружием и пиратством.
Можно ли их победить?
Сайрус Моди считает, что справиться с пиратами странам Гвинейского залива мешает недостаток опыта, подготовки и ресурсов.
Морские разбойники, в отличие от силовиков, не только быстрее реагируют на изменения, но и внимательно следят за техническим прогрессом. Они перемещаются на скоростных катерах, используют современное оружие, включая крупнокалиберные пулеметы, и находят жертв при помощи автоматических идентификационных систем. У нигерийской же береговой охраны, самой сильной в регионе, нет даже своих вертолетов.
По данным IMB, несмотря на всплеск активности морских разбойников в первом квартале 2020 года, в целом в последние годы наблюдается тенденция к ее снижению в наиболее опасных местах Мирового океана.
Почти десятилетие с большим отрывом лидировал Аденский залив. Однако сейчас пиратство у побережья Сомали фактически ликвидировано – помогло беспрецедентное сотрудничество военных флотов трех десятков стран. За весь прошлый год в территориальных водах этой страны было зафиксировано лишь одно, причем неудачное пиратское нападение.
В первом квартале 2020 года морские разбойники 47 раз нападали на корабли. В январе-марте 2019 года нападений было почти на четверть меньше – 38. Почти половина пиратских атак – 21, или 44,7% – были совершены в Гвинейском заливе.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.