Новый «газпром» Восточной Европы: в Польше формируется энергетическая мегакорпорация PKN Orlen. Уже на старте просматриваются интриги, скандалы и политическая борьба
Какую лазейку к ее активам евробюрократы припасли для россии

Война, которую россия разожгла против Украины, еще больше усложнила и без того непростой бизнес энергетических компаний. Правительства даже в странах с развитой рыночной экономикой вынуждены принимать политизированные решения, пытаясь согласовать интересы государственной безопасности и стремление корпораций наращивать прибыль. Власть и большой бизнес всегда идут рука об руку, но именно сейчас, во время глобальной нестабильности, взаимозависимость и переплетение их интересов как никогда очевидны.
Один из наиболее ярких примеров связан с Польшей, где завершается процесс создания мультиэнергетического концерна. PKN Orlen, крупнейшая нефтяная компания страны, объединяет стратегические активы энергорынка. В предыдущие годы состоялось поглощение компаний Energa (дистрибуция электроэнергии) и Grupa Lotos (нефтепереработка, нефтехимия). А месяц назад PKN Orlen объявила о слиянии с PGNiG – государственным холдингом Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo, который занимается добычей и газовым трейдингом.
Главный идеолог этой амбициозной идеи – председатель правления PKN Orlen Даниэль Обайтек, которого по праву считают одним из самых влиятельных поляков. Так, журнал Wprost в своем новом рейтинге, опубликованном на этой неделе, поставил Обайтека на четвертую строчку. Бизнесмена опередили только премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и глава партии «Право и справедливость» Ярослав Качинский. Первое место в этом году Wprost отдал собирательному герою нашего времени – «каждому гражданину Польши, который помогал беженцам из Украины спасаться от российской агрессии».
Цель польских властей – превратить PKN Orlen в «регионального чемпиона по энергетике». Решение этой задачи они называют своим «политическим приоритетом».
Интересы польской компании касаются также энергетического рынка Украины. PKN Orlen снабжает топливом «Укрзализныцю» и украинских розничных потребителей. Новые проекты в период послевоенного восстановления украинской экономики могут быть связаны также со строительством новой генерации, линий электропередач и производством водорода.
Кажется удивительным, что идея создания мультиэнергетического концерна получила поддержку в Еврокомиссии, которая борется с монополиями и стремится ограничивать влияние на рынке крупных корпораций. Куда более жесткие противники у Даниэля Обайтека есть внутри Польши – это оппоненты нынешней партии власти «Право и справедливость», с которой связан его карьерный взлет. В таком раскладе нет ничего уникального. Политическое противостояние в любой стране строится на борьбе противоположных идей.
Mind выбрал несколько наиболее скандальных сюжетов, связанных с созданием одной из крупнейших компаний Восточной Европы под брендом PKN Orlen. При подготовке публикации использовались материалы изданий Newsweek Polska и Business Insider Polska. Наша редакция обращает внимание, что в правительстве Матеуша Моравецкого и в PKN Orlen опровергают любые обвинения оппонентов в сдаче национальных интересов и политической коррупции.
Саудиты без ограничений и тень россии
Самый свежий скандал вокруг поглощения энергетических активов для усиления рыночной власти PKN Orlen касается резонансной сделки с Saudi Aramco – крупнейшей нефтяной компании мира, которая обеспечивает порядка 80% доходов госбюджета Саудовской Аравии.
12 января 2022 года Даниэль Обайтек подписал соглашение о продаже 30% акций Гданьского НПЗ саудовскому гиганту. На подобной сделке настояла Еврокомиссия при одобрении слияния PKN Orlen и Grupa Lotos. По мнению евробюрократов, это поможет избежать монополизации рынка новой польской корпорацией. Но, как известно, дьявол кроется в деталях.
Business Insider Polska, ссылаясь на документы об условиях сделки, утверждает, что после полного завершения слияния PKN Orlen и Grupa Lotos саудиты не просто будут совладельцами Гданьского НПЗ. Они получат гораздо больше свободы, чем планировалось изначально, в правах распоряжаться своими акциями.
Еврокомиссия добилась, чтобы были изменены некоторые пункты договора PKN и Aramco. В частности, саудиты не будут ограничены трехлетним запретом на перепродажу акций Гданьского НПЗ, а Orlen не будет иметь приоритета на их выкуп, если саудиты захотят отказаться от инвестиций.
«По требованию Еврокомиссии в апреле были внесены изменения в пункты соглашения о правовой защите, которые позволили снять ограничения для покупателя в случае перепродажи акций. Кроме того, в Брюсселе захотели исключить возможность для Orlen выкупить акции Гданьского НПЗ в более поздние сроки», поясняет собеседник Business Insider, знакомый с деталями переговоров.
Новые положения об ограничениях на распоряжение активами, согласованные Еврокомиссией и PKN Orlen, подразумевают, что Aramco в любой момент сможет продавать свои акции инвесторам с «признанным опытом» в нефтеперерабатывающей отрасли.
«Русские не могут ждать. Саудиты знали, что Orlen согласится на любую цену за Гданьский НПЗ, лишь бы получить одобрение на слияние. Поэтому они выторговали треть второго по величине нефтеперерабатывающего завода в Польше по смехотворной цене примерно $200 млн. Тогда как Aramco недавно отчиталась о месячной прибыли в $50 млрд. Теперь есть риск, что свою долю в Гданьском НПЗ они продадут новому инвестору по гораздо более высокой цене. А возможный покупатель, связанный с россией, перебьет все предложения по входу в стратегическую компанию Польши», – говорится в редакционной статье Business Insider Polska, опубликованной утром 18 ноября.
В ответ пресс-служба PKN Orlen обнародовала заявление, в котором утверждается, что активы Grupa Lotos защищены, а слияние с PKN Orlen является «исключительно бизнес-проектом».
«Информация о неконтролируемом распоряжении активами Grupa Lotos является ложной. Уверяем вас, что такой сценарий исключен. Соглашения с партнером и законодательство Польши устраняют риск неконтролируемого отчуждения акций, принадлежащих Saudi Aramco. Из-за стратегического характера весь процесс слияния как с Grupa Lotos, так и с PGNiG осуществляется под постоянным контролем компетентных органов польского государства», – говорится в сообщении PKN.
«Бесконтрольная приватизация»
Слияние крупнейших энергетических активов Польши – это «бесконтрольная приватизация, проведенная Даниэлем Обайтеком и Матеушем Моравецки». Так утверждают в коалиции Platforma Obywatelska.
Они критикуют идею за то, что по ходу ее реализации государство будет вынуждено продать значительную часть активов Grupa Lotos, в том числе 400 АЗС, предприятия по производству асфальта и биотоплива. Таковы условия Еврокомиссии. «Мы не можем согласиться с тем, что вместо наращивания и укрепления национального потенциала он фактически радикально сокращается», – поясняет депутат Александр Мишальский.
Иными словами, PKN Orlen избавится от местного, государственного конкурента, а его место займет иностранная компания с доступом к необходимой инфраструктуре. 30% акций Гданьского НПЗ, который контролировала Grupa Lotos, приобрела компания Saudi Aramco. После завершения этой сделки Польша стала наращивать импорт саудовской нефти.
Еще один из возможных вариантов – обмен: Orlen может завладеть нефтяными активами на зарубежных рынках. В этом контексте часто упоминаются Балканские страны и Венгрия. Потенциальные сделки уже вызывали в Польше политическую бурю и обвинения в продаже стратегических активов.
«Сомнительный деловой брак»
Среди аргументов в пользу поглощения PKN Orlen новых активов – открытие возможностей для увеличения инвестиций в новые технологии возобновляемой энергетики и производства «зеленых» газов (водород, биогаз). Однако его принимают не все.
«Если бы целью слияния было увеличение инвестиций в ВИЭ, Orlen не должен был покупать нефтяную компанию Lotos. Рациональнее было бы инвестировать эти средства в «зеленую» энергетику», – сказал в комментарии Newsweek Polska бывший топ-менеджер PKN. Orlen потратил около 5,7 млрд злотых (около $1,25 млрд) на акции Lotos.
В то время как инвесторы давно свыклись с идеей слияния PKN Orlen и Grupa Lotos, намерение поглотить PGNiG для них стало неожиданностью.
Компания PGNiG – одна из тех, кто одержал победу в арбитражном разбирательстве с «газпромом», который длился с 2014 года. Поляки получили от россиян почти $1,5 млрд в качестве компенсации за многолетнюю продажу газа по завышенным ценам (для сравнения: сумма выплат «газпрома» в адрес «Нафтогаза Украины» составила почти $3 млрд).
Остается открытым вопрос, сможет ли PGNiG усилить Orlen или они будут конкурировать. У PKN есть собственный офис продаж природного газа для корпоративных клиентов, что вредит трейдерскому бизнесу PGNiG. Пересечения интересов на газовом рынке недостаточно, чтобы компании говорили об общих бизнес-целях.
«Нефтяные компании, как правило, покупают другие компании в той же отрасли», – говорит Джонатан Лэмб, старший аналитик инвестиционного банка Wood & Company в Лондоне. Если в случае с Lotos действительно можно говорить об усилении синергии PKN, то в слиянии с PGNiG ее сложно увидеть.
Вероятно, истинные намерения правительства в этой конкретной сфере можно понять из слов Януша Ковальского, заместителя министра Министерства сельского хозяйства и развития сельских регионов: «Нет согласия в том, как достичь «климатической нейтральности», если речь идет не о климате, а только о зависимости польской экономики от Берлина и Брюсселя».
Если дело не в борьбе с изменением климата и не в совместных проектах, то какой для PKN Orlen смысл в приобретении Grupa Lotos и сомнительном деловом браке с PGNiG?
«Решения принимаются вне компании. Государственный бюджет, который пуст, больше всего заработает на инвестициях Orlen: 1,7 млрд злотых на поглощении Energa, более 5 млрд злотых – на Lotos. Акции PGNiG стоят около 20 млрд злотых, хотя в этом случае Orlen лишь частично финансирует проект наличными. Кроме того, создание национального энергетического мегаконцерна соответствует политике правительства, которое уже много лет заявляет о создании государственных корпоративных гигантов», – говорит менеджер PKN. И добавляет с лукавой улыбкой на лице: «Через несколько лет может оказаться, что эти великодержавные планы не увенчались успехом. Что объединилось в одну компанию, то может и развалиться».
«Впечатляющей карьерой он обязан погоде»
От того, как будет дальше развиваться история с созданием государственного мультиэнергетического концерна в Польше, не в последнюю очередь зависит от идеолога идеи – Даниэля Обайтека. Своей впечатляющей карьерой он обязан погоде. В конце лета 2011 года ураганы и бури с градом принесли большие разрушения на юг Мазовецкого воеводства. Один из разорившихся фермеров тогда спросил Дональда Туска, посетившего регион: «Премьер-министр, как дальше жить?», чем придал ситуации политическую окраску.
Даниэль Обайтек, который тогда был мэром гмины Пцим и совладельцем кинокомпании, не стал дожидаться поддержки из столицы и сам начал искать возможности для помощи фермерам. Так он познакомился с Ярославом Качиньским, соучредителем и лидером партии «Право и справедливость».
Пригласив журналистов, Обайтек передал пострадавшим специальную пленку для ремонта теплиц. Многочисленные интервью и телесюжеты в одночасье превратили его в героя среди сторонников «ПиС». «Даниэль Обайтек может все», – не скрывал восхищения Качиньский, который уже много лет уверенно держит титул самого влиятельного политика в Польше.
Когда партия «ПиС» пришла к власти, дерзкий мэр Пцима был назначен главой Агентства по реструктуризации и модернизации сельского хозяйства. Спустя несколько месяцев его назначили руководителем энергетической компании Energa, а в 2018 году он занял кресло президента PKN Orlen. Сегодня от его политического таланта зависит, появится ли в Восточной Европе крупнейший многопрофильный энергетический концерн, который уже с интересом присматривается к возможной экспансии и на украинский рынок.
Gas United. Авторский Telegram-канал Светланы Долинчук:
- О реальном газовом бизнесе, опираясь на здравый смысл.
- Как торгуют энергоресурсами во время войны в Украине и мире.
- Факты, тренды, комментарии.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].