Материал в партнерстве с
ДЕТАЛЬНЫЙ ГИД:
как выбрать облако и сэкономить
15 критериев оценки провайдера и 7 причин освоить облачные технологии
В спецпроекте с провайдером облачных услуг Tet Mind подготовил гид для тех, кто хотел бы попробовать перейти на облачную инфраструктуру, но не знает с чего начать.
Как выбрать провайдера услуги?
Производительность платформы. Со стороны все облачные провайдеры могут казаться одинаковыми. Поэтому прежде всего нужно смотреть на производительность платформы. Оптимальный срок жизни платформы – три-четыре года.

Портал самообслуживания и управления виртуальными ресурсами подразумевает, что клиент сам моментально и в любое время может сделать все, что ему нужно на платформе, ему не нужно будет обращаться в службу поддержки провайдера и долго ждать.

API, чтобы интегрировать управление ресурсами облака со своими системами.

Репутация. У компании должны быть история и репутация на рынке, отношения с вендорами, подкрепленные сертификатами статуса, и грамотные специалисты. Почитайте о компании, спросите ее клиентов, как работается. Сарафанное радио – отличное подспорье в выборе.

Дорожная карта развития платформы. Максимум через два года после запуска платформы провайдер должен работать над новой, а также иметь роадмап развития: что будет улучшаться, какие новые функции появятся и т. д. Дата-центр тоже постоянно требует инвестиций. Компания может рассказывать о своих планах на конференциях, где можно задать спикерам уточняющие вопросы.

Понятная инфраструктура и местоположение ЦОД. Вы должны четко знать, где будут храниться ваши данные: в какой юрисдикции, насколько далеко и с каким каналом связи, какая будет задержка. Эти факторы будут влиять на ваш бизнес.
В Украине банки, страхование, госуслуги не могут хранить свои данные за пределами страны. Соответственно, им подойдут только провайдеры с локальными ЦОДами.
Must have
Опыт миграции. Желательно, чтобы у провайдера услуги уже был опыт миграции между различными платформами. Если вы планируете пользоваться облаками, рано или поздно вам тоже предстоит пройти этот путь. Опыт провайдера – ваша защита от неудобств, так как потенциально это кропотливый и труднопредсказуемый процесс.

Поддержка 24/7. Чем быстрее поддержка реагирует на запросы, тем меньше проблем у бизнеса. Зачастую, чем крупнее провайдер, тем сложнее достучаться до его поддержки. Если речь идет о глобальных сервисах вроде Amazon или Microsoft, то там заявку могут рассматривать несколько дней. Локальные и региональные игроки быстрее. Часто у них есть поддержка на родном языке.

Не только облако. Некоторые провайдеры облачных услуг также предоставляют услуги связи и выступают в роли интернет-провайдера. Это необязательная опция, но она может дать плюсы бизнесу в виде выделенного канала или нескольких услуг в одном пакете.

Гибкая и прозрачная тарификация. Чем более гибкая тарификация у провайдера, тем, возможно, больше сэкономит компания при росте или снижении объемов бизнеса. Главное, чтобы сумму оплаты можно было легко прогнозировать.

Мобильность. Когда из любой точки мира с ноутбука или телефона можно самостоятельно за несколько минут добавить или убрать ресурсы в облаке – это однозначно плюс.
Будет плюсом
TIER. В мире принят американский стандарт классификации ЦОД с четырьмя градациями: Tier I, Tier II, Tier III, Tier IV (чем выше цифра, тем выше категория). На определение уровня влияет физическая и кибербезопасность, инфраструктура и ее дублирование.

Tier I – базовая инфраструктура без резервирования;
Tier II – инфраструктура с резервными мощностями;
Tier III – инфраструктура, поддерживающая параллельный ремонт;
Tier IV – отказоустойчивая инфраструктура.

Первые два уровня зачастую рекомендуют для небольших бизнесов, которые могут пережить кратковременное отключение, например, в нерабочее время. Крупным и средним компаниям необходимы ЦОД Tier III и выше. При этом Tier IV не всегда будет эффективен с финансовой точки зрения.
ЦОД Tier III в Украине пока нет.

PCI DSS. Если компании для работы обязателен сертификат PCI-DSS (например, она работает в сфере e-commerce или финтеха), ей нужно выбирать ЦОД, у которого он есть. Это, кстати, поможет ей сэкономить на получении его самостоятельно. Причем сам сертификат может быть разных уровней. Самый высокий уровень – PCI-DSS Level 1.

Сертификаты ISO. Серия международных стандартов соответствия качеству в различных сферах. Например, ISO 9001 – сертификат в сфере менеджмента качества, который гарантирует определенный уровень обслуживания и подходов к работе. ISO 27001 – стандарт управления информационной безопасностью, касается всевозможных аспектов, не только физических. ISO 14001 – экологический стандарт, определяющий влияние компании на окружающую среду.

Статусы партнера с вендорами. Указывают, с кем и как плотно работает компания.

GDPR. Если ваш бизнес связан с европейским рынком, то принципы хранения и обработки данных должны соответствовать Общему регламенту о защите данных.
Виртуализация. Провайдеры услуги могут использовать виртуализацию от разных производителей: начиная с опенсорс-решений и заканчивая глобальными игроками топового уровня вроде VMWARE. Опенсорс-решения могут быть как от крупных разработчиков, так и от Community, которые занимаются ими на добровольной основе. Их преимущества: они бесплатны, часто предоставляют больше возможностей по настройке и интеграции различных модулей. Ключевой недостаток: нет четкой поддержки, куда можно обратиться 24/7 и быть уверенным, что проблема будет быстро решена. В некоторых случаях возможна меньшая производительность и скорость работы.
Чем крупнее бизнес, тем больше он заинтересован в надежном, стабильном и производительном решении с понятной поддержкой от разработчика и гарантией качества.
Сертификаты и стандарты
За счет чего экономит облачный провайдер?
Затраты на железо делятся между несколькими пользователями. Зачастую компании не используют ПО для виртуализации, поэтому не могут надстроить сервер на разную нагрузку. У бизнеса зачастую под каждую задачу выделен свой сервер (почта, CRM и т.д.), и они загружены только на 30-40%. У облачного провайдера одним сервером пользуется несколько клиентов, т.е. простаивает меньше места, ресурсы используются более эффективно.

‣ Объемы. Крупные клиенты владельцы публичных облачных платформ могут получать более привлекательную цену у вендоров.

‣ Другие расходы также делятся между пользователями. В частности, это электричество, физическая охрана помещения, лицензии.

‣ Более дешевые деньги. Провайдеры облачных сервисов из ЕС, США и других регионов с более развитой экономикой, могут позволить себе покупать оборудование дешевле за счет более доступных кредитов.
За счет чего экономит облачный провайдер?
Еще несколько лет назад основной причиной недоверия к облакам был вопрос цены: почему услуги могут быть дешевле, если облачный провайдер покупает то же самое оборудование и лицензии. В последнее время этот вопрос встает реже. Но все же мы проясним, почему так происходит.
Затраты на железо делятся между несколькими пользователями. Зачастую компании не используют ПО для виртуализации, поэтому не могут надстроить сервер на разную нагрузку. У бизнеса зачастую под каждую задачу выделен свой сервер (почта, CRM и т.д.), и они загружены только на 30-40%. У облачного провайдера одним сервером пользуется несколько клиентов, т.е. простаивает меньше места, ресурсы используются более эффективно.

‣ Объемы. Крупные клиенты владельцы публичных облачных платформ могут получать более привлекательную цену у вендоров.

‣ Другие расходы также делятся между пользователями. В частности, это электричество, физическая охрана помещения, лицензии.

‣ Более дешевые деньги. Провайдеры облачных сервисов из ЕС, США и других регионов с более развитой экономикой, могут позволить себе покупать оборудование дешевле за счет более доступных кредитов.
За счет чего экономит облачный провайдер?
Еще несколько лет назад основной причиной недоверия к облакам был вопрос цены: почему услуги могут быть дешевле, если облачный провайдер покупает то же самое оборудование и лицензии. В последнее время этот вопрос встает реже. Но все же мы проясним, почему так происходит.
Еще несколько лет назад основной причиной недоверия к облакам был вопрос цены: почему услуги могут быть дешевле, если облачный провайдер покупает то же самое оборудование и лицензии? В последнее время этот вопрос встает реже. Но все же мы проясним, почему так происходит.

‣ Затраты делятся между пользователями
Бизнес зачастую не использует ПО для виртуализации, и под каждую задачу у него (почта, CRM и т.д.) выделен один сервер, который работает на 30–40% загрузки. У провайдера ресурсы как правило используются с показателем эффективности 75% и более, тип нагрузок не принципиален. Совместное использование ресурсов помогает экономить и на железе, и на сопутствующей инфраструктуре. Расходы на дорогостоящие системы автоматизации, оборудование по защите от DDoS-атак и т. д. также делятся на всех.

‣ Скидки за счет объемов
Крупные клиенты владельцы публичных облачных платформ могут получать более привлекательную цену у вендоров.

‣ Дешевые деньги
Провайдерам, работающим в зоне евро и доллара, не нужно покупать валюту.
Частное, публичное или гибридное: как выбрать облако?
‣ расположение: офис или ЦОД;
Частное облако
Для кого подходит:
‣ большой объем, стабильная нагрузка;
‣ CRM, ERP-системы и прочие системы;
‣ есть свободные ресурсы на капиталовложения.
Публичное облако
Для кого подходит:
‣ большой объем (e-commerce, логистика и т. д.);
‣ сезонная нагрузка;
‣ непонятные потребности в ресурсах из-за новизны;
‣ IT-расходы по модели OPEX.
Гибридное облако
Для кого подходит:
‣ для всех типов задач;
‣ прямо сейчас нет времени или ресурсов на покупку своего железа.
Как выбрать?
Как правило, капитальные инвестиции в железо на уровне 40 000–50 000 евро (1,2–1,5 млн грн по курсу на момент публикации) при переносе в облако трансформируются в ежемесячные расходы около около 2000 евро (60 000 грн). Зачастую при расходах до 2000–3500 евро в месяц (60 000–100 000 грн) бизнесу выгоднее публичное облако. Если платеж выше, то, возможно, частное облако будет выгоднее. По мере надобности его можно расширить с помощью гибридной модели.
Однако есть и исключения: когда компания платит 6000–8000 евро в месяц (около 175 000–230 000 грн) и при ее бизнес-модели все равно оказывается выгоднее иметь операционные издержки, а не капиталовложения в оборудование. Понять оптимальную модель помогут расчеты провайдера и бизнес-модель клиента.
Офис или ЦОД?

Карантин выявил слабое место нахождения железа в офисе: во внутренней сети обычно скорость стабильно была 1 ГБ/с, но удаленно она существенно упала, иногда «достучаться» до сервера – проблема.
ЦОДы изначально создаются с учетом потребности в большой нагрузке. Кроме того, по умолчанию там решены вопросы с физической безопасностью оборудования.
‣ конфигурацию определяет бизнес, закупает провайдер;
‣ расширение занимает 4–6 недель, железо оплачивает бизнес.
‣ ресурсы полностью в распоряжении одной компании;
‣ единоразовый платеж + абонплата;
‣ максимальная производительность;
‣ расположение: ЦОД;
‣ конфигурация: провайдер предлагает доступные варианты, гибкость зависит от провайдера;
‣ расширение занимает несколько минут, оплата только за использованные ресурсы.
‣ используется несколькими клиентами;
‣ сколько использовал – за столько и заплатил, гибкость зависит от провайдера;
‣ покупкой, установкой, настройкой, обслуживанием занимается провайдер;
‣ расположение: ЦОД и, возможно, офис;
‣ лучшее от двух решений;
‣ расширение занимает несколько минут в публичном облаке.
‣ частное и публичное облако используются под разные задачи;
‣ более низкая цена по сравнению с частным облаком;
‣ максимальная производительность в частном облаке;
Публичное облако – 100% лицензированное ПО. Причем всегда для использования – самая актуальная версия ПО. Многие облачные провайдеры сетуют, что у небольшого украинского бизнеса идея платить за лицензии вызывает шок и отторжение. Кто-то пользуется тем, что купил при царе Горохе, кто-то вообще платить пока не привык. Если компания хочет уйти в облако, но не готова тратить большие ресурсы на лицензии (у нее есть собственные, не критично пользоваться устаревшими версиями ПО, новое – не подходит), выходов несколько:

‣ Частное облако. Оно подойдет тем, у кого нет желания или возможности на такие существенные капиталовложения – CAPEX можно заменить на OPEX, то есть ежемесячные платежи.

‣ Бесплатное ПО.

‣ Меньшее количество лицензий. Часто при переходе в облако компании выясняют, что им нужно было меньше лицензий, чем они приобретали ранее. Это все становится понятно на этапе расчета и оптимизации инфраструктуры. Кроме того, облако подразумевает подписную модель, где от лишних лицензий можно отказаться в процессе.
Как быть с лицензиями?
Что может пойти не так?
Завышенный подсчет нужного объема ресурсов
Основная ошибка компаний при попытке просчитать свои потребности в облаке возникает тогда, когда им кажется, что нужно больше ресурсов. Во-первых, многие перекладывают один к одному, не учитывая, что они получают не голое железо (если только речь не идет о модели Hardware-as-a-Service, HaaS). При модели IaaS (Infrastructure-as-a-Service) клиентам не нужна дополнительная виртуализация, провайдер услуги уже ее предоставляет.

Во-вторых, часто компании загружают собственные серверы на 30–40%. В облаке не нужен такой большой резерв мощностей, в любой момент можно увеличить конфигурацию сервера всего за несколько минут, а внедрив виртуализацию на своих серверах, можно существенно уменьшить количество физических серверов и экономить на оборудовании и его размещении, лицензиях и администрировании. В Tet рассказывают, что один из клиентов компании до внедрения виртуализации и переезда на свое частное облако использовал 28 выделенных серверов под различные нагрузки (а это не только расходы на железо, но и на электричество), после реализации проекта он смог объединить различные нагрузки, в результате осталось три сервера с виртуализацией и четвертый – резервный (кластер высокой доступности – high availability).
Конечно, даже в облаках не все безоблачно. Особенно, если не знать некоторую специфику. Для подготовки этого материала мы попросили Tet привести примеры типичных ошибок.
Неучет простоя
Если у компании ломается железо, покупка нового занимает день и больше, в зависимости от процессов и ресурсов. Если инфраструктура размещается в облаке, то обычно она полностью резервирована на уровне платформы. То есть, если ломается какой-то из компонентов (сервер, сетевое устройство), функциональность автоматически берет на себя резервный. Клиент не заметит повреждения. Важно также, чтобы платформа была размещена в безопасных, сертифицированных ЦОДах. Например, сертификат уровня Tier III гарантирует доступность в 99,982%.
Неправильный архитектурный подход при работе с виртуализацией
Как правило, одним хостом пользуются до 15–20 клиентов, в зависимости от его загруженности и размеров виртуальной машины клиентов. У виртуализации есть встроенный планировщик задач, который выдает под запросы клиента память и процессорное время. Этот планировщик лучше работает с задачами, когда у него просят несколько раз по два, четыре, шесть процессоров, чем когда у него запрашивают один раз 30–40 процессоров. Если один из клиентов начинает использовать свои ресурсы интенсивно, у него растет очередь на процессорное время. В сценариях перехода и использования виртуализации, для повышения производительности решения в целом, имеет смысл создавать несколько серверов с меньшей конфигурацией и балансировать нагрузку между ними.
Конфликты с клиентским ПО
Порой клиенты не могут решить проблему самостоятельно, так как «завязаны» на программистов, которые разрабатывали для них бизнес системы. Кто-то из них смог перераспределить нагрузку на несколько серверов, а кто-то нет. Как правило, такой софт страдает от виртуализации. Эти проблемы уже лучше пытаться решать сообща с провайдером услуги. В некоторых случаях все-таки нужно частное облако.
1
2
3
4
Перевести расходы на IT из капитальных в операционные, иметь постоянно актуальное ПО и производительное железо без больших затрат.
1
2
3
4
5
6
7
Не переплачивать на будущее, но при этом иметь резерв под рукой. Масштабировать расходы под текущие потребности бизнеса. Если в кризис продажи через интернет выросли – безболезненно нарастить ресурсы. Если сократились – перестать платить за лишнее. Онлайн-продажи в сезон «черной пятницы» растут в разы, на пике – в восемь-десять раз. Это не повод держать у себя железо под них весь год.
Уберечь свои данные от «маски-шоу». Хотя в последнее время их становится меньше, все равно пока в Украине никто не застрахован.
Перейти на лицензионное ПО минимальными затратами, если вы до сих пор этого не сделали.
Забыть, что такое обслуживание железа: избежать покупки серверов, памяти и т. д., мониторинга работоспособности железа, сократить штат обслуживающего персонала, дать возможность IT-департаменту развивать продукты, а не латать дыры.
Сократить расходы на электричество, аренду, кондиционирование и физическую безопасность помещений для оборудования.
Иметь актуальный бэкап данных. Необязательно сразу переводить весь бизнес в облако, но пара серверов с критичными данными (например, CRM) не ударят по кошельку, зато спасут бизнес, если что-то случится с основными.
Автор – Нина Глущенко
Материал в партнерстве с
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно