Жизнь без путешествий, или Почему Zoom не спасет мир
Как ограничение в передвижении влияют на мировую экономику

Глобальный кризис из-за введения карантина по всему миру уже сейчас негативно влияет на экономики развитых стран. Как отразятся на развитых экономиках ограничения в передвижении и почему не поможет Zoom, Mind предлагает узнать из материала профессора Гарвардской школы имени Джона Кеннеди и директора Гарвардской лаборатории роста, эксминистра планирования Венесуэлы Рикардо Хаусмана для Project-syndicate.
Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».
Что сильнее всего повлияло на экономику
Бизнес-путешествия, которые обычно приносили $1,5 трлн в год, что составляло около 1,7% мирового ВВП, сейчас сократились до минимума. Но экономические последствия достигнут гораздо больших масштабов, чем просто потеря рабочих мест в авиабизнесе или гостинично-ресторанной индустрии, так как значительно сокращаются возможности трансфера знаний.
До появления COVID-19 расходы на деловые поездки составляли $1,5 трлн в год (около 1,7% мирового ВВП). Сегодня они упали до минимума из-за закрытия границ и необходимости сохранять социальную дистанцию. Самолеты не летают, гостиницы закрыты, постоянным пассажирам не начисляют бонусные мили. Работники туристического и гостинично-ресторанного бизнеса страдают от последствий. Но если бы негативное влияние ограничивался только этими отраслями, то, несмотря на огромные потери, последствия достаточно легко было бы преодолеть после окончания пандемии, и это было бы менее болезненно, чем общее сокращение международного туризма.
К сожалению, последнее исследование, проведенное представителем Гарварда Фрэнком Неффке, Микеле Коския из Копенгагенского университета информационных технологий и мной и недавно опубликованное в рецензированном научном журнале Nature Human Behavior («Природа человеческого поведения»), показало, что последствия от прекращения деловых поездок будут гораздо более масштабными и продолжительными. Для начала давайте ответим на вопрос, почему деловые путешествия были такими популярными? А также почему их доля в мировом ВВП увеличилась втрое, несмотря на наличие Skype, Facetime, WhatsApp и электронной почты – всех инструментов, которые предшествовали появлению COVID-19 и Zoom?
Было ли это расточительством или $1,5 трлн все же потрачены с умом? И, если это соответствует истине, к каким результатам приведет отсутствие деловых поездок?
На самом деле в начале исследования мы и понятия не имели о том, что бизнес-путешествия полностью прекратились. Но мы проанализировали возможные последствия этой ситуации.
Тогда мы изучали, как распространяются новые технологии. По нашему мнению, технология сочетает три типа знаний: знания, которые воплощаются в виде орудий труда, кодифицированы знания в виде кодов, параметров, формул, алгоритмов и инструкций, а также неявные знания, которые трудно передать от человека к человеку. Двумя из этих трех видов знаний, например инструментами и кодами, можно легко обмениваться, а вот процесс передачи неявных знаний или ноу-хау происходит медленно и требует длительного копирования, повторений, получения обратной связи, как, например, при изучении нового языка или при приобретении навыков игры на музыкальном инструменте.
Как отметил Малколм Гладуэлл в своей книге «Гении и аутсайдеры» (Outliers), чтобы приобрести мастерства в любом деле, нужно посвятить этому занятию не менее 10 000 часов практики. Сталкиваясь с трудностями передачи ноу-хау от одного человека к другому, человечество давно поняло, что проще просто переместить в нужное место носителя знаний. Многие ученые, в том числе и мы, исследуют передачу ноу-хау между предприятиями, регионами и странами за счет перемещения рабочей силы, миграции и создания диаспор.
А при чем же здесь деловые путешествия?
В предыдущей работе мы показали, что количество бизнес-поездок слабо коррелирует с торговлей или даже новыми направлениями прямых иностранных инвестиций. Похоже, что это больше связано с количеством в стране предприятий, которыми владеют иностранные компании.
По данным компании «Дан энд Брэдстрит», в мире около 1,5 млн таких предприятий. Чтобы управлять компанией, мало просто владеть информацией, надо еще уметь ее правильно использовать в текущей деятельности. То есть нужно знать, как практически решать возникающие проблемы. Одно из преимуществ транснациональных корпораций и международных консультационных, бухгалтерских и юридических компаний заключается в том, что они имеют возможность перемещать носителей нужных знаний в пределах своей сети.
Анализируя обезличенные и сводные данные о деловых путешествиях, предоставленные Центром всестороннего роста MasterCard (Center for Inclusive Growth), мы пришли к выводам, что бизнес-путешествия имели важное значение для процесса трансфера технологий путем передачи некодифицированных знаний в страну-реципиента. Вот что мы обнаружили.
Бизнес-путешествия из стран, которые достигли успехов в определенных отраслях, способствуют увеличению производительности труда, занятости трудовых ресурсов и экспорта продукции в таких же отраслях страны-реципиента в течение следующих трех лет.
Более того, разница в объемах деловых поездок связана с различиями в нынешнем двустороннем визовом режиме позволяет нам сделать выводы не просто о корреляции между этими явлениями, но и о причинно-следственной связи.
Самые большие дивиденды от трансфера ноу-хау благодаря бизнес-путешествиям получают Австрия, Ирландия, Швейцария, Дания, Бельгия, Гонконг и Сингапур. Среди 25 реципиентов нет слабых в экономическом отношении стран. Среди развивающихся максимальную выгоду получают Панама, Уругвай, Сербия, Малайзия, Южная Африка и Чили. Больше всего делятся собственным опытом Германия, Канада, США, Великобритания, Южная Корея, Франция и Япония. Индия, Бразилия и Китай занимают соответственно 12-е, 15-е и 17-е места.
По нашим расчетам, длительное полное прекращение международных бизнес-путешествий приведет к сокращению мирового ВВП на 17%, что на порядок превышает 1,7% ВВП, потраченного на поездки в 2018 году, до наступления пандемии. Максимально пострадают именно те страны, которые ранее получали наибольшую пользу от трансфера знаний.
В докоронавирусные времена, как известно, успех зависел от возможности получать ноу-хау со всего мира. Страны, имевшие доступ к глобальным знаниям, получали дивиденды в виде повышения производительности труда, увеличения объемов продукции и экспорта. Большинство развивающихся стран, меньше зависят от трансфера ноу-хау, но технологии, которые они получали, также играли важную роль в развитии и диверсификации их производства.
Почему Zoom – не выход?
Множество людей, в том числе и я, поняли, что могут работать дистанционно и контактировать с коллегами с помощью Zoom и быть такими же эффективными, как и во времена, когда работали в офисе и ездили в бизнес-путешествия. Но, возможно, это просто временная иллюзия, которая в значительной степени зависит от вида деятельности.
Международный валютный фонд может быстро осуществлять финансовые операции во многих странах. Предыдущая административная работа выполняется с помощью общения через онлайн-сервис Webex, а затем перечисляются средства. Но банки развития сталкиваются с гораздо большими проблемами, реализуя структурные проекты, где просто необходимо физическое присутствие.
При отсутствии доступа к глобальному персональному трансферу знаний от человека к человеку местные компании могут испытывать значительные неудобства при строительстве, ремонте оборудования, а также если есть необходимость усовершенствовать оперативную деятельность предприятия.

Наше исследование доказывает, что мир заплатит большую цену за прекращение деловых поездок, и посткризисная реальность встретит нас снижением роста производительности труда, уменьшением занятости трудовых ресурсов и объемов продукции. Время – это невозобновляемый ресурс, а значит, несбывшиеся бизнес-путешествия невозможно наверстать, даже если в будущем их объем вернется к нормальной величине.
Даже учитывая то, что прекращение путешествий является объективной мерой, продиктованной необходимостью сохранения здоровья населения, все имеет свою цену. И эта цена будет расти, если мы откажемся от глобальных инвестиций в поиск вакцины и ее дальнейшую сертификацию, являющихся необходимым условием скорейшего возобновления безопасных путешествий.
Конечно, сценарий может оказаться еще хуже, если страны сочтут COVID-19 достаточным поводом для уменьшения количества виз, как это пытается сделать администрация президента США Дональда Трампа, которая сокращает выдачу рабочих виз профессионалам и не будет выдавать визы иностранным студентам, чьи общежития не откроются осенью.
Пандемия и такие технологии, как Zoom, дали понять, что некоторые бизнес-путешествия на самом деле были не очень необходимы. Но наше исследование доказывает, что путешествия носителей знаний с целью трансфера технологий будут так же необходимы в посткоронавирусном мире, как это было раньше, и последствия прекращения деловых поездок будут сказываться еще долго.
Материал подготовлен в партнерстве с бюро переводов «Профпереклад».
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].