Глава Ассоциации налогоплательщиков: «Если в Украине 50% и более в доле ВВП будет принадлежать МСБ, то гречкой на выборах не отделаешься»
Григол Катамадзе – о состоянии украинского предпринимательства в коронакризисе, «глухоте» власти и изменениях делового климата со времен Виктора Януковича

Из-за карантина МСБ сегодня терпит колоссальные убытки. Резервов на поддержку предпринимателей у государства традиционно нет (или почти нет). Поэтому бизнесу приходится решать свои проблемы, по сути, в одиночку.
О непростой и непредвиденной ситуации, сложившейся в стране, Mind поговорил с Григолом Катамадзе, который уже более пяти лет руководит Ассоциацией налогоплательщиков Украины. А как бывший двукратный Посол Грузии в Украине (в 2000–2007 и 2009–2013 годах), достаточно хорошо разбирается в экономических и политических коллизиях нашей страны и при этом проводит сравнительные параллели с грузинским опытом решения проблем МСБ в разгар пандемии.
COVID-19, бизнес и власть
– Представители МСБ критиковали государство за отсутствие помощи во время пандемии. По сравнению с опытом других стран наши предприниматели оказались один на один с последствиями карантина…
– Если сравнивать Украину с зарубежьем – проблема в том, что удельный вес МСБ в валовом продукте других стран выше. Удельного веса МСБ в структуре ВВП менее 50% в Европе нигде нет. В той же Великобритании – 97%. В Украине эта проблема существовала и до карантина: МСБ занимает всего 15% в доле ВВП, что очень плохо для экономики страны. Неудивительно, что МСБ в условиях сегодняшнего карантина – в ужасном положении. Конечно, никто не ожидал размаха пандемии, но нужно быть готовым к вызовам.
Увы, последние пять лет власть здесь занимается точечными изменениями в законодательстве: налоговом, таможенном, регуляторном, что никогда не приведет к позитивным результатам. Например, когда в 2015 году снизили ЕСВ, и это было правильно, думали, искоренят «зарплаты в конвертах» – но увы. Да, общая нагрузка на Фонд оплаты труда снизилась с 65 до 41,5%, но это не дало ожидаемого результата. Нужны системные изменения: новые законодательные акты, Налоговый кодекс (НК) надо полностью менять. А пока Украина не в том состоянии, дабы делать «широкие» шаги во время пандемии, как Германия, Великобритания или США.
– Какие-то шаги украинская власть сделала же, хотя и под давлением бизнеса…
– Да, под напором бизнес-среды правительство пошло на некоторые смягчения: освобождение ФЛП от уплаты ЕСВ на период карантина, мораторий на проверки и штрафные санкции, частичная помощь по безработице при утере части дохода из-за карантина. Но это все не то!
Я часто привожу в пример Грузию: там правительство во время карантина внедрило в экономику 2 млрд лари (около $700 млн) для помощи МСБ. А в Украине реальной поддержки от государства не было.

По статистике ТПП Украины, сегодня 600 000 – 700 000 предприятий закрылось (в основном МСБ). В центрах занятости зарегистрировано свыше 500 000 новых безработных, а в реальности без работы остались более 2 млн человек, и это серьезная проблема для страны.
«Теневые» зарплаты
– Не секрет, что большинство частных предпринимателей ведут «черную» бухгалтерию и не платят налоги с реальных зарплат персонала. Финмониторинг ужесточили, но эти ограничения тоже обходят. Как можно детенизировать работу бизнеса?
– Налоги должны быть разумными. В 2016 году Ассоциация налогоплательщиков Украины (АНПУ) предлагала проект либерального налогового кодекса, где предусмотрела объединение ЕСВ, НДФЛ и военного сбора в один налог. Мы его направили в правительство, всем фракциям. Увы, нас не услышали. А мы предлагали сделать объединенный налог на уровне 32%, а потом (в течение трех лет при объявлении моратория на изменения НК) ежегодно снижать и довести до 20%.
– И «зарплаты в конвертах» исчезли бы?
– Этот шаг – не панацея, но он важен для детенизации. Я отстаиваю идею комплексных изменений – надо принять НК, который воспринимается бизнесом, и по которому он хочет работать.

Его составляющие: налог на выведенный капитал (НнВК), объединение налогов и снижение их количества, понижение ставок, финансовая амнистия, ликвидация давления на бизнес со стороны правоохранителей и создание единого правоохранительного аналитического органа, который будет заниматься превенцией потенциальных угроз в сфере экономики, финансов и бизнеса.
Карантин: рецепты выживания для бизнеса
– Есть ли стратегия, которая поможет МСБ выжить во время кризиса и сохранит рабочие места?
– Я пока не вижу четкой стратегии, в т.ч. у правительства. Акцентирую на другом: по данным Института социально-экономической трансформации и Центра социально-экономических исследований CASE- Ukraine, в Украине в тени находится объем средств, чуть больший, чем бюджет страны.

Например, из-за «серого» импорта потери бюджета в год составляют 63-93 млрд грн; «зарплат в конвертах» – 25-74 млрд грн; оффшорных схем – 22-36 млрд грн; деятельности конвертационных центров – 12-18 млрд грн; теневой аренды земли – 6-12 млрд грн и т.д.
И, если рассматривать стратегию в нынешних нестандартных условиях – это должны быть нестандартные шаги. И не надо говорить, что нельзя принять новый НК или создать свободные экономические зоны (СЭЗ) по причине того, что когда-то на Донбассе они стали местами контрабанды.
Но, с другой стороны, о какой стратегии можно дискутировать, если правительство приходит с «программой», которую дважды не утверждают в Раде? Это свидетельствует о том, что парламент и правительство – не единомышленники, а так невозможно навести порядок в стране.
– Вы сказали о нестандартных шагах. Например?
– Сегодня в НК есть налог на прибыль: Минфин и правительство довольствуются тем, что лишь 10% зарегистрированных в Украине компаний платит его. Эту цифру называли ранее тогда еще министры финансов Александр Данилюк и Оксана Маркарова. Остальные – находят возможность, согласно нынешнему НК, оптимизироваться и не платить. То есть в Украине действует НК, который дает возможность законно не платить налог на прибыль… Как нестандартный шаг, я предлагаю заменить его НвВК, о введении которого АНПУ заявляла еще в 2016 году.
Некоторые возразят, что при замене налога на прибыль НнВК идут потери бюджета в первый год. По версии Минфина, это 59 млрд грн. Но есть позитивные опыты Грузии, Эстонии, Польши. Например, Грузия с января 2017 года ввела НнВК, и в первый год «потеряла» почти 750 млн лари (около $300 млн) – это огромные деньги. Но грузинский Минфин и Служба доходов не считают это потерей. А воспринимают так, что эти деньги ушли для развития МСБ.

Более того, на момент введения НнВК в Грузии, годовой оборот для микробизнеса составлял $100 000 при фиксированной ставке – 5%. После введения НнВК в стране пошел рост экономики в 1% (за счет этого налога). Через 2,5 года оборот для микробизнеса подняли до $200 000, но фиксированную ставку налога снизили с 5% до 1%.
Такие нестандартные шаги дают возможность активно развиваться МСБ в Грузии, и я знаю тех, кто закрыл в Украине свои предприятия и переехал туда. Поэтому, если украинское правительство, по-прежнему будет делать все, дабы бизнес здесь закрывался и переезжал в Грузию, Беларусь, Литву – возникает много вопросов к этой власти.
– А что делает украинский МСБ сейчас для выживания?
– Как и раньше, за все время независимости – ВЫЖИВАЕТ!
НнВК и эпопея с Бюро финрасследований
– Министр финансов Сергей Марченко сказал, что из-за существующего экономического кризиса объемы прибыли и налоги на прибыль уменьшаются. Поэтому «есть основания работать над моделью реинвестирования прибылей в капитал». Апеллируете власти?
– Всегда очень дипломатично отвечает министр Марченко… НнВК – это же не упразднение налога, а отсроченный налог. Вот пусть Минфин ответит на вопрос.

В Украине 90% компаний, которые оптимизируются. И не платят налог на прибыль с общей сумы более 1,2 трлн грн. Если вычесть из нее 18% – получим цифру, которую бюджет мог бы получить.
Более того, НнВК, в отличие от налога на прибыль, стимулирует развитие украинского производителя и иностранного потенциального инвестора. С точки зрения администрирования, это намного проще и прозрачнее. И вопросов у бизнеса к контролирующим органам меньше.
Но почему-то введение НнВК власть постоянно откладывает: пять лет назад причиной была война на Донбассе, три года назад решили поискать ему компенсаторы, теперь – пандемия… Я уверен, что сейчас как раз время внедрять НнВК: Минфин и бизнес не могут существовать по разные стороны. Если в стране исчезнут мелкие и средние предприниматели, откуда будут собираться налоги? За счет лишь крупных компаний? Не получится.
– Почему же? Их 15% в структуре ВВП, да и весь МСБ не уйдет. Другое дело, что мы так попадем еще в большую зависимость от олигархов… И в этом ракурсе становится архиважной роль МСБ – как полагаете?
– На этот вопрос одновременно и легко, и сложно ответить. Мы все помним «лихие» 90-ые: тотальная безработица, «челноки»; для тех, кто работал, зарплата – кому сахаром, кому – шинами. Надо отдать должное власти в начале 2000-ых: не имея возможности сохранять рабочие места, не говоря уже о создании новых, ей хватило мудрости утвердить важные законодательные акты для стимулирования малого и среднего предпринимательства – вот тогда и приняли соответствующие законы об упрощенной системе налогообложения.

А сложность в ответе на ваш вопрос заключается в том, что я не понимаю, почему сегодня законодательная и исполнительная власть не ищет и не предпринимает нестандартные шаги для поддержки и стимулирования малого и среднего предпринимательства. Может, потому, что если в стране 50 и больше процентов в доле ВВП будет принадлежать МСБ, то «гречкой» на выборах не отделаешься? Потенциал Украины и ее будущее как раз в том, чтобы хотя бы появился паритет МСБ и «олигархического» бизнеса.
Возвращаясь к разговору о нестандартных шагах, напомню, что многие годы борьбой с экономическими и финансовыми преступлениями в Украине занимается пять правоохранительных организаций (соответствующие департаменты Нацполиции, СБУ, ГФСУ, налоговая милиция, прокуратура). У них уже давно пора забрать эти полномочия, ибо они, фактически, дублируют одну функцию – расследование финансовых преступлений. Их интересы пересекаются и, как следствие, давление на бизнес усиливается. Поэтому надо создать единый орган по расследованию правонарушений в экономике и финансовой сфере, о котором АНПУ твердит уже пять лет.
К слову, недавно премьер Денис Шмыгаль заявил, что до конца 2020 года ГФСУ будет ликвидирована (соответственно, и налоговая полиция), а на их месте и создадут новый орган. Но я не вижу, как реально можно за несколько месяцев это сделать, если даже еще закон не принят о таком ведомстве. И мне совершенно непонятна позиция со ссылкой на Меморандум с МВФ, в котором одним из требований значится создание единого органа финансовых расследований.
Решение о создании такого органа должно мотивироваться внутренней целесообразностью, а не настойчивым требованием международных кредиторов. Украина сама должна понимать, какой налоговый и таможенный кодекс ей нужен, какое количество чиновников должно быть.

Поэтому меня огорчает, когда высокие украинские чиновники апеллируют к международным институциям. Что такое МВФ или Мировой банк, все хорошо знают – и они вовсе не занимаются благотворительностью.
– Так единый орган по расследованию правонарушений в финансово-экономической сфере создается?
– Если помните, создание Бюро финансовых расследований (БФР) было одной из ключевых составляющих предвыборной программы Владимира Зеленского. Осенью 2019 года в Раде представители фракции «Слуга народа» зарегистрировали законопроект №1208 о создании БФР, который проголосовали в первом чтении. После – создана рабочая группа из представителей законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, экспертного сообщества и бизнес-среды, дабы доработать его ко второму чтению.
Работа длилась 2,5 месяца, а потом решением Главного юридического управления Верховной Рады законопроект №1208 неожиданно был снят с Повестки дня, поскольку содержит множество недоработок и противоречий с действующим законодательством. Подробности изложены на 17 страницах замечаний к проекту. Как альтернативу неодобренному законопроекту, за три недели до окончания парламентской сессии, Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, рассмотрел три законопроекта по созданию Бюро Экономической Безопасности (БЭБ) и большинством голосов остановил выбор на з/п №3087-Д. Ждем возобновления работы парламента.
«Глухонемые» диалоги с правительством
– Возвращаясь к карантинной теме: многие ли из членов АНПУ обращались в Торгово-промышленную палату Украины с заявлением о признании карантина форс-мажором?
– Наши члены, если возникают проблемы, обращаются в АНПУ. Например, на сегодня актуален вопрос блокирования накладных (проблема блокировки накладных лежит в правовой плоскости: если предприниматель ведет бизнес, и по каким-то причинам «автоматическая система» операцию заблокировала, то он должен доказать в суде, что вел этот бизнес абсолютно прозрачно и честно. – Mind). Когда два года назад только началась эта процедура, АНПУ первой вступилась за своих членов. Помню, за первую неделю сразу наших 500 членов со всей Украины обратились с жалобой. Сейчас вопрос, возможно, не в таком масштабе, но остается злободневным.
Вообще, в период карантина члены АНПУ и мы, в рамках Украинского Совета бизнеса (УСБ), часто поднимали перед правительством вопрос о том, чтобы сделать карантин максимально адаптивным для предпринимателей. И то смягчение карантина, которое произошло – полностью заслуга бизнеса. Хорошо, что правительство прислушалось к требованиям предпринимателей.
– В интервью мне три года назад вы говорили, что правительство Гройсмана, по-сути, игнорировало общение с АНПУ. Денис Шмыгаль (и ранее Алексей Гончарук) обсуждает с АНПУ внедрение налоговых изменений?
– Как только создаются рабочие группы по изменениям в НК или в целом в экономику (при Минфине, правительстве), АНПУ старается там участвовать и постоянно вносит свои предложения. Частично они принимаются, но не полностью. Например: законопроект №1210, вызвавший негативную реакцию бизнес-сообщества, в т.ч. СУП, American Chamber of Commerce, EBA, и который окрестили «драконовским» для бизнеса (из-за массы противоречивых норм, расширения налоговой базы, роста отдельных штрафов и т.д.). АНПУ изложила свои предложения по этому поводу, но нас не услышали.
А через четыре месяца после принятия ВР законопроекта, президент Зеленский его подписал (закон №466). Правда, поручил замглавы ОПУ Юлии Ковалив создать рабочую группу из представителей бизнеса и наработать изменения к этому закону. Спустя три недели согласовали изменения, которые надо внести в закон, и отправили их в парламент. В профильном комитете все поддержали, а на пленарном заседании ВР приняли в з/п №2524 совершенно иные нормы, которые делают этот закон еще хуже. (Отныне бизнесу надо доказывать наличие «деловой цели бизнес-операции» с нерезидентом. Также вводится правило контролируемых иностранных компаний (КИК) – украинские участники иностранной компании должны подавать отчет в налоговые органы Украины. Существенно расширяются полномочия налоговых органов: они смогут устанавливать наличие вины налогоплательщика и «налогового правонарушения», деловой цели в бизнес-операции и экономического эффекта операции, определять присутствие постоянного представительства в Украине и накладывать штраф за отсутствие его регистрации. – Mind). Не понимаю, как такое может быть? УСБ обратился к Зеленскому с просьбой ветировать законопроект и вернуть на доработку. Надеюсь, и правительство вмешается: тоже ветирует.

Если говорить конкретно о Шмыгале – определенный контакт есть, но конкретных шагов навстречу нет, и это огорчает. Теперь о Гончаруке. В 2019 г. АНПУ организовывала рейтинг «Сумлінний платник податків». Я несколько месяцев убеждал окружение Гончарука, дабы премьер нашел в своем графике 10 минут и вручил награду в любой номинации.
– И он снизошел?
– Нет! О каких глобальных вещах можно говорить, если глава правительства, который живет за счет налогов, уплаченных честными налогоплательщиками, не находит возможности прийти и поблагодарить этих людей?
Бизнес vs наследие Януковича
– Сейчас стало проще вести бизнес, чем при президентстве Виктора Януковича?
– За последние пять лет, будучи главой АНПУ, я объездил всю Украину, встречался с бизнесменами, и не скажу, что стало лучше. Если вы найдете предпринимателя, который скажет, что ему сейчас очень хорошо живется с точки зрения ведения бизнеса и взаимоотношений с правоохранительными органами, а не карантина, то считайте, что вам повезло.
Проблема в том, что в Украине никто ни за что не отвечает. Например, у одной компании задержали груз и держали в течение года – бизнесмен потерял $150 000. А вот пример в условиях пандемии: предприниматель Александр Соколовский, основатель группы компаний «Текстиль-контакт», в эфире одного из телеканалов рассказал, как его фирма при министре Илье Емце взяла от Минздрава заказ на пошив средств индивидуальной защиты. Вскоре Емца сменили на Максима Степанова, а тот отказался от заказа, хотя работа уже была сделана. Соколовский хотел экспортировать этот товар, но на экспорт наложили мораторий…
– В общем, как я поняла, лучше не стало. А не стало ли хуже?
– Сложно сравнивать Украину 2010-13 гг. и сегодня: разные условия развития экономики. Но, если честно, стало хуже. Вернее, ничего не изменилось. Стало бы лучше, если бы к бизнесу с проверками не приходили все кому не лень. Ведь ежемесячно заходит какой-то новый контролирующий орган с одним и тем же вопросом. И все хорошо знают его формулировку…
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].