Заболело в мире
42,641,728
Умерло в мире
1,150,157
Вылечилось в мире
28,776,373
Заболело в Украине
343,498
Умерло в Украине
6,391
Вылечилось в Украине
141,508
Торг (не)уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

Торг (не)уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

О чем говорят исследования, эксперты и три сценария налоговой реформы

Этот материал также доступен на украинском
Торг (не)уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов
Фото: pixabay

Украинские мобильные операторы платят значительно больше налогов и сборов по сравнению со своими европейскими коллегами. К такому «шокирующему» выводу пришли авторы исследования, проведенного EY по заказу международной ассоциации GSMA.

Можно ли устранить этот дисбаланс? Какие сценарии налоговой реформы предлагают исследователи? Каковы шансы их поддержки парламентом и правительством? Эти и другие вопросы недавно обсуждали на панельной дискуссии «Налогообложение мобильной связи в Украине: как улучшить покрытие, экономику и создать рабочие места», организованной Американской торговой палатой. Mind изучил наиболее «красноречивые» данные и мнения депутатов, чиновников, а также игроков рынка.

Отрасль в цифрах. Исследователи утверждают, что количество уникальных абонентов мобильных операторов Украины увеличилось с 33 млн в 2010 году до 39 млн в 2019-м. CAGR (совокупный темп годового прироста) составил 2%.

Отечественный рынок – на 19-м месте по уровню дохода среди стран ЕС.

В нашей стране пока самый низкий уровень проникновения 4G.

Торг (не) уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

Также Украина расположилась на последнем месте по скорости загрузки. Впрочем, исследователи сравнивали показатели операторов за 2018 год.

Торг (не) уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

К 2025 году ожидается рост проникновения 4G до 86% при CAGR 19%.

Торг (не) уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

Авторы исследования отмечают, что отрасли нужно будет продолжать инвестировать в сеть для увеличения как проникновения, так и скорости передачи данных. Но сохранение status quo в налоговой политике и непредсказуемость повышения сборов может «ударить» по  инвестспособности игроков рынка.

«Политические решения в отношении государственных сборов и налогообложения сектора услуг мобильной связи должны коррелировать с социальными выгодами, которые должно принести развертывание новых технологий, выходить за рамки личных выгод», – говорится в отчете.

Там же подчеркивается, что мобильные операторы вносят весомый вклад в рост экономики страны.

Торг (не) уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

Какие налоги и сборы сейчас «лежат» на игроках и абонентах? «Несмотря на то, что отрасль мобильной связи является драйвером экономического роста, налоги в этом секторе значительно выше, чем в других странах Европы», – говорится в исследовании. В 2018 году общая сумма платежей составила 35% от общих доходов рынка. В ЕС налоговая нагрузка была на уровне 21% от доходов рынка.

Торг (не) уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

Такой отрыв от ЕС обеспечен «благодаря» существованию в Украине ряда отраслевых налогов и сборов. К примеру, абоненты продолжают платить так назіваемый налог на роскошь (7,5% в Пенсионный фонд за пользование мобильной связью), а операторы – финансировать услуги радиочастотного мониторинга (РЧМ) и т. п.

Торг (не) уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов
Торг (не) уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

Три сценария «выхода из критической ситуации». Исследователи уверяют, что уменьшение налогов и сборов может стимулировать операторов увеличивать инвестиции в инфраструктуру. В отчете предлагаются три сценария налоговой реформы, которые можно запускать параллельно или последовательно один за другим.  

Торг (не) уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

Эксперт по регуляторной стратегии lifecell Евгений Лапченко уточнил в общении с Mind, что предусмотренная в проекте госбюджета-2021 индексация рентной платы за радиочастотный ресурс (РЧР) на 11,6% увеличит затраты отрасли на 260 млн. А за радиочастотный мониторинг игроки рынка ежегодно перечисляют УГЦР около 500 млн грн. «В других странах РЧМ осуществляется за счет бюджета. В Украине же этот сбор даже не входит в официальную статистику налоговой нагрузки для предприятий», – пояснил эксперт нюансы первого сценария.

В случае реализации второго – отрасль могла бы экономить около 1,2 млрд на протяжении ближайших нескольких лет. Операторы ежегодно платят в бюджет 2,4 млрд грн за пользование РЧР.

А решение проблем с НДС, предусмотренное третьим сценарием, позволит украинским операторам конкурировать с иностранными коллегами. Пока же себестоимость услуг роуминга, международной связи и транзита у отечественных игроков на 20% выше.

Вероятные результаты. В отчете говорится, что запуск этих сценариев в перспективе может принести впечатляющий эффект.

Торг (не) уместен: снизят ли налоги для мобильных операторов

Каковы шансы принятия «мобильной налоговой реформы»? Весь «пакет» предложений вряд ли будет одобрен. Отрасль может надеяться только на точечные послабления. Это дали понять игрокам рынка депутаты и чиновники на панельной дискуссии.

«Если вы имеете стейкхолдеров, которые могут повлиять на глав Минфина и комитета по налоговой и таможенной политике ВР, то шансы есть», – (не)пошутил замглавы комитета цифровой трансформации ВР Александр Федиенко.

Пока же почти все телеком-законопроекты «отфутболиваются» главой налогового комитета ВР Даниилом Гетманцевым по неким субъективным причинам, пояснили Mind в кулуарах. «Зайти в комитет предложенные сценарии могут, а вот выйти…», – не под диктофон говорили спикеры. К слову, приглашенные на дискуссию представители Минфина и налогового комитета ВР не пришли на мероприятие.

Глава НКРСИ Александр Животовский также «обнадежил» операторов. В регуляторе подчеркивают, что в исследовании забыли сравнить один важный показатель: маржа EBITDA некоторых украинских операторов превышает 55%.

«Насколько помню, для европейских компаний маржа на уровне 30% считается очень хорошим результатом. Соотношение капекса к EBITDA у отечественных игроков также не выглядит проблемным. Поставьте себя на место главы Минфина, которого просит снизить налоги прибыльная отрасль при хроническом дефиците денег в бюджете. Предложения об их уменьшении нужно очень глубоко обосновывать», – полагает Животовский.

Глава НКРСИ дипломатично дал понять, что в государстве беда с квалифицированным планированием поступления налогов на несколько лет вперед. Если отрасль ожидает позитивного результата – чиновникам и депутатам нужно на пальцах пояснить, почему и как дефицит бюджета от снижения налогов будет только в первые годы, а потом пойдет рост.

Игроки рынка попробовали оспорить аргумент о высокой прибыльности отрасли. «Некоторые операторы уже не могут платить ренту за РЧР. Если пять лет назад на рынке было семь игроков, то сейчас их осталось пять. Один из них работает только в Киеве. Второй сдал свои частоты в девяти областях. Маржа EBITDA превышает 55% не у всех операторов», – отметил руководитель департамента регуляторных отношений и стратегии lifecell  Игнат Сергута.

Директор по регуляторному обеспечению «Киевстар» Александр Когут напомнил об миллиардных инвестициях в 3G и 4G и рассказал о вероятных огромных затратах на обслуживание госорганов. «Сейчас мы оцениваем последствия принятия нескольких законопроектов, в которых есть нормы о хранении операторами информации о наших абонентах. По предварительному анализу, только нашей компании придется выложить около более 5 млрд грн на «обслуживание» этих инициатив. Ждем схожего расчета от коллег по рынку (недавно Mind более детально описывал предлагаемые новшества) Но я бы не хотел «бидкатыся» и просить что-то нам снизить. Для операторов более важно соблюдение государством принципов справедливости и последовательности», – подчеркнул Когут.

Вместе с тем, НКРСИ готова поддерживать  точечные инициативы из «мобильной налоговой реформы». «На прошлой неделе мы отправили в ВР свои заключения о проекте бюджета. Считаем необоснованным и нелогичным повышение рентной платы, которое нашли в этом документе. В целом я бы фокусировался не на снижении налогов, а на выравнивании дисбалансов. Например, решении проблемы с НДС и налогом в Пенсионный фонд. Такие сборы выглядят структурно неверными и мешают операторам конкурировать. Их нужно устранять», – рассказал Животовский.

Замминистра цифровой трансформации Александр Шелест отметил, что ведомство поддерживает уже давно зарегистрированный в ВР законопроект о НДС-кредите на экспорт мобильных услуг.

«Хотя некоторые формулировки хотелось бы исправить. Также на финальной стадии законопроект «Об электронных коммуникациях», которым предусмотрена методика расчета ренты за РЧР. Отсутствие четкого механизма определения рентной платы вредит развитию рынка. На мой взгляд, будет правильным, если ее размер будет зависеть от более-менее стабильного показателя, который характеризует экономическое благосостояние страны. Например, ВВП, ВВП на душу населения или среднего размера зарплаты. И только в случае роста благосостояния, может заходить речь о повышении рентной платы», – считает Шелест.

Схожая позиция – у Александра Федиенко. «Не понимаю, как игроки рынка планируют затраты, не зная, какое увеличение рентной платы будет заложено в бюджет на следующий год. Нужен понятный и прозрачный механизм. Пока же за последние несколько месяцев ко мне обращалось немало так называемых стейкхолдеров, которые предлагали придумать, как надавить на операторов. Одни хотели ввести граничные нормы качества, другие – дополнительную финансовую нагрузку. Всегда отвечал, что давление ударит по инвестпривлекательности», – отметил замглавы комитета цифровой трансформации ВР.

И добавил, что всегда выступал за партнерские отношения государства с бизнесом. Если власть идет на налоговые уступки, операторы в свою очередь берут на себя обязанности вкладывать деньги в развитие инфраструктуры для обеспечения населения более качественной связью. Но в действующем законодательстве принцип партнерства не реализован.

Глава ассоциации «Телас» Леонид Ошеров не упустил случая потроллить партнерские отношения государства и бизнеса. «Летом Кабмин принял решение о введении с 1 июля 2020-го моратория на повышение рентной платы на 48 месяцев. Теперь же правительство в проекте бюджета предлагает ее поднять с 23 000 грн до 26 000 грн за 1 мегагерц. Правая рука не знает, что делает левая. Считаю такую «последовательность» давлением на операторов мобильной связи», – отметил Ошеров.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате