Доктор на связи: когда на самом деле была изобретена телемедицина
И чем она может пригодиться современному пациенту

«Заболел? Сиди дома!» – требуют врачи, чтобы не увеличивать количество больных коронавирусом. Так, в Украине по состоянию на 5 октября лабораторно подтверждено 230 233 случаев COVID-19, из них за сутки – 3771. Часть из них может фиксироваться врачами по телефону на основе результатов анализа, так же происходит и оформление больничных для таких пациентов. Именно телефон сегодня помогает медикам спасать пациентов. Неудивительно, что спрос на телемедицину неуклонно растет.
Главный врач мобильной клиники Dobrodoc+ Ирина Каминская рассказала Mind, как развивается этот сегмент рынка медицинских услуг параллельно с технологическим прогрессом.
Развитие телемедицины началось почти 150 лет назад. Однако, такой востребованной, как сейчас, телемедицина еще не была никогда. И популярность дистанционных врачебных консультаций продолжает расти.
Когда была изобретена телемедицина
Телемедицину считают новшеством современности, но на самом деле, она существует почти 150 лет. Медики начали консультировать пациентов удаленно почти одновременно с появлением телефонов как таковых. В 1876 году первый такой аппарат придумали в США, в 1879 врач уже консультировал по нему пациента.
Этот факт описывали даже в тематическом журнале как революционный эксперимент в области медицины. Еще бы: скорые были каретами (в прямом смысле), и врачи добирались до пациентов целую вечность. Возможность проконсультироваться дистанционно казалась фантастикой.
Чуть позже этим вопросом вплотную занялись в NASA. Потребность была очевидна: астронавты тоже болеют, а с врачами в космосе, как вы понимаете, так себе. Свои разработки американское космическое агентство тестировало на отдаленных селах, где не было оборудованных клиник и узкопрофильных врачей. И были удивлены: оказалось, что проблему нехватки медиков в маленьких труднодоступных населенных пунктах можно решить очень просто – с помощью удаленных консультаций.
Конечно, личные визиты к врачу, реанимационное оборудование, стационарное лечение, операции и лаборатории для анализов это не отменяет. Но во многих случаях, поговорив с врачом по телефону, можно понять, что происходит и как справиться.
Как работают современные технологии
Чтобы охватить весь мир в то время телемедицине хватало развитых средств связи. Мобильники были предметом роскоши. Чем дешевле становилась связь и доступнее телефоны – тем чаще люди звонили своим врачам. Но много опций, которые нам нужны от медиков, оставались недоступными. За рецептом, как и раньше, надо было идти лично. Чтобы попросить врача расшифровать анализы – тоже.
А потом появился интернет, телефон с камерой теперь есть у каждого – и возможности телемедицины стали почти безграничными. Удаленные консультации уже не ограничиваются голосовым общением. Сейчас можно сбросить врачу результаты анализов или фото, подключиться по видеосвязи, выбрать специалиста из длинного списка и получить электронный рецепт.
Но даже это еще не все: благодаря умным технологиям система может задать пациенту правильные вопросы о его состоянии и поставить предварительный диагноз еще до того, как в этот диалог вступит врач. Медик подключится уже на последнем этапе, уточнит, посоветует и выпишет рецепт. Такой симптом-чекер разработали у нас в Dobrodoc+. Он сэкономит каждому врачу примерно 10–15 минут на каждой консультации.
Кто может воспользоваться телемедициной
Сегодня телемедицина удобна не только для тех, кто живет в отдаленных населенных пунктах. Жизнь ускорилась, стала концентрированной и насыщенной. Нам все труднее найти время, чтобы выбраться в клинику. Получить консультацию врача, не выходя из офиса или квартиры, не простаивая в пробках и очередях, – необходимость сегодняшнего дня. Поэтому не удивительно, что мировой рынок телемедицины так растет – он удваивается каждые 5 лет. Уже 30% стран мира имеют национальное агентство по развитию телемедицины. Мы – на пике спроса, и все только начинается.
Всемирный карантин и пандемия ускорили развитие отрасли. Все удаленные сервисы стали востребованными, а порой – и жизненно необходимыми. Телемедицина – не исключение. В 2019 году 11% американцев консультировались с медиками удаленно, после начала пандемии – 46%. Украинцы не отстают: наша клиника тоже почувствовала всплеск спроса.
Отпадет ли когда-нибудь необходимость в физических клиниках и личных осмотрах? Вряд ли. Но во многих случаях дистанционная консультация может легко заменить поход к врачу. Это быстро, безопасно, удобно и главное – недорого. Поэтому телемедицина скоро станет привычной частью жизни любого современного человека. И Украина в этом тренде – не исключение.