mind
Миллиарды против эпидемии: как фармрынок переживает кризис
Миллиарды против эпидемии: как фармрынок переживает кризис
 
Материал в партнёрстве с фармацевтической компанией «Дарница»

Миллиарды против эпидемии: как фармрынок переживает кризис

И почему фармацевты не жалеют денег на инновации

Цей текст також доступний українською This text is also available in English

Фармацевтика – одна из немногих отраслей, которые в 2020 году меньше других пострадали от кризиса, и она активнее остальных восстанавливается. Секрет в том, что отрасль в предыдущие годы инвестировала в повышение технологичности и инновационности, которые позволили смягчить последствия локдауна и быстро адаптироваться к новой реальности. Фарма продолжает вкладывать немалые средства в разработку новых препаратов, диджитализацию и инновации, а также в выстраивание взаимоотношений с потребителями.

Предыдущий год был для фармрынка довольно успешным. По данным справочника «Фармацевтика Украины 2020» (подготовлен компанией Top Lead при поддержке фармацевтической компании «Дарница» и проекта BusinessViews), объем аптечного рынка лекарств в 2019-м достиг $3,4 млрд. Для сравнения, в 2016 году продажи медикаментов через аптечные сети составили $2 млрд. При этом среднегодовой темп роста рынка в последние пять лет составляет около 12%.

Миллиарды против эпидемии: как фармрынок переживает кризис

Правда, потребление лекарств в штуках слегка сократилось. В 2016 году продажи препаратов достигли 1046 млн упаковок, в 2017-м – 1115 млн упаковок, в 2018-м – 1144 млн упаковок, а в 2019 году было продано 1110 млн упаковок лекарственных средств.

Вместе с тем в денежном выражении потребление лекарств в расчете на одного человека растет. В 2018 году этот показатель был на уровне $82 на человека, в 2019-м он достиг $105 на человека. Хотя в этом плане Украина существенно отстает от стран Западной Европы. Например, в Венгрии потребление препаратов составляет $229 на человека, а в Италии – $438 на человека.

Среднедушевое потребление лекарственных средств, с одной стороны, свидетельствует о развитости системы здравоохранения в целом в конкретной стране, с другой – отражает платежеспособность населения.

Растет и госпитальный рынок: его объем в 2019 году достиг $0,4 млрд. Это где-то на 4–5% больше, чем в 2018 году. В то же время его доля в общем объеме реализации препаратов все еще невелика и составляет порядка 11%.

Миллиарды против эпидемии: как фармрынок переживает кризис

Фармрынок Украины преимущественно финансируется населением. Удельный вес государственных закупок существенно не влияет на его развитие. При этом в госзакупках лидируют опиоиды, антибиотики цефалоспоринового ряда и инфузионные растворы; последние составляют почти треть госпитальных закупок.

Украинцы выбирают отечественное

Потребитель в Украине доверяет отечественным производителям. В структуре аптечных продаж 69% составляют украинские лекарства. Учитывая платежеспособный спрос, доля препаратов низкой цены в общем штучном объеме аптечных продаж в 2019 году была на уровне 39%, средней цены – на уровне 36%, дорогостоящие медикаменты занимают в продажах 25%. В 2010 году перевес в сторону недорогих лекарств был больше – они занимали 51% в продажах.

В денежном выражении в структуре аптечных продаж преобладают препараты иностранного происхождения. Это и неудивительно, так как импортные медикаменты в принципе дороже. Но их доля постепенно сокращается – с 73% в 2010 году до 63% в 2019 году. Соответственно доля отечественных лекарств за эти годы возросла с 27% до 37%.

Миллиарды против эпидемии: как фармрынок переживает кризис

В топ-10 лидирующих на рынке компаний входят шесть украинских и четыре – с иностранным капиталом. В 2019 году пятерка лидеров выглядела следующим образом: «Фармак» (доля рынка 5,5%), «Артериум» (3,4%), французская Sanofi (3,2%), «Дарница» (3,1%), израильская Teva (3,1%).

Миллиарды против эпидемии: как фармрынок переживает кризис

Растет как импорт лекарств в Украину, так и их экспорт в другие страны. В 2019 году импортные поставки по сравнению с 2016-м выросли на 32%, до $1,72 млрд. Крупнейшие поставщики медикаментов в нашу страну – Германия, Индия, Франция, Италия, Словения.

Экспорт за три года вырос почти на 30% – до $217 млн. Активнее всего покупают украинские лекарства Узбекистан, Бразилия, Беларусь, Казахстан, Молдова.

Миллиарды против эпидемии: как фармрынок переживает кризис
Миллиарды против эпидемии: как фармрынок переживает кризис

Фармацевты сохраняют оптимизм

Об итогах 2020 года для украинской фармотрасли говорить еще рано. Тем не менее прогнозы позитивные – рынок может продолжить тренд роста в двухзначных цифрах. И это несмотря на то, что в марте – апреле, после введения карантина, был серьезный провал.

Не стоит забывать, что осень и зима – это пора сезонных заболеваний. На этом фоне происходит всплеск потребления противопростудных и противовирусных средств, иммуностимуляторов. А в условиях эпидемии COVID-19 внимание населения к своему здоровью стало еще выше. Поэтому не исключено, что четвертый квартал как раз и принесет рынку те самые потерянные за весну и лето проценты роста.

Производители изыскали резервы

В разгар эпидемии во многих странах ощущался дефицит ряда медикаментов. Это связано с тем, что фармкомпании зачастую сами не производят сырье для препаратов (активные фармацевтические ингредиенты или АФИ), а импортируют их. Ключевые поставщики АФИ – Китай и Индия. Но в связи с COVID-19 часть заводов какое-то время не функционировала, были сложности с поставками из-за закрытия границ. Что показательно, украинский рынок перенес этот дефицит сравнительно безболезненно.

«Украина пережила относительно спокойно логистические проблемы с поставками продукции из Индии и Китая. В основном благодаря существованию довольно мощной локальной фармы. Это сработало как дополнительный буфер: на этом этапе мы имели запасы не только готовой фармпродукции в аптечном сегменте, но и дополнительный запас АФИ, продуктов in bulk на складах украинских фармацевтических производств. Не говоря о готовой продукции, которая хранилась на складах», – объясняет Ирина Деревянко, к.м.н., директор маркетингового агентства Asap Group.

Параллельно фармпроизводители пересмотрели свои планы по выпуску препаратов и средств дезинфекции, скорректировав их под растущий спрос. Например, «Дарница» в апреле начала производство новых серий «Парацетамол-Дарница» и создала запас сырья до конца года, чтобы обеспечить выпуск средств для интенсивной терапии.

Также украинские производители бросили усилия на изучение и разработку других препаратов, которые связаны с лечением коронавирусной инфекции. В мае министр здравоохранения Украины Максим Степанов заявил, что пять украинских компаний работают над лекарством от коронавируса. «Это Борщаговский химико-фармацевтический завод, «Дарница», «Фармак», «Биофарма», «Интерхим». Каждый из них пытается сделать лекарства в том числе для симптоматического лечения», – сообщил министр. И уточнил, что перечисленные компании подали заявки на проведение клинических исследований.

Рынку нужны новые правила

«В целом стоит отметить, что украинский фармацевтический рынок, несмотря на кризис, входит в топ-5 отраслей по интенсивности инвестиций. Первое место – за пищепромом, там на каждые 100 грн добавленной стоимости приходится 20 грн капитальных инвестиций. Фарма отстает совсем незначительно: 19 грн инвестиций на 100 грн добавленной стоимости», – отмечает Дмитрий Шимкив, глава совета директоров Darnitsa Group.

К тому же по итогам IV квартала 2019 года прирост капиталовложений в фарминдустрию, по данным Госстата, достиг 72%. За І квартал 2020 года отрасль получила 372 млн грн инвестиций. Да, это меньше, чем в предыдущие годы, но инвестиции не иссякли. Причем большой вклад в развитие отрасли делают сами производители, которые реинвестируют в исследования и разработки свою прибыль.

Вместе с тем есть вопросы к регулированию фарминдустрии, к нормативно-правовым рамкам, которые значительно усложняют вывод на рынок новых препаратов.

Во-первых, это сложная процедура регистрации новых лекарственных средств. Чтобы ускорить ее, необходимо полностью перевести подачу регистрационной формы в электронный вид и отменить некоторые документы (в частности, свидетельство соответствия GMP и так называемые дополнения 29–30), которые носят лишь формальный характер и тормозят процесс регистрации.

Во-вторых, есть вопросы в сфере патентования лекарственных средств. В частности, речь идет о «вечнозеленых» патентах. Повторное патентование препарата, действие патента на который уже завершилось, с незначительными изменениями его характеристик, значительно сужает доступность препаратов для населения и замедляет инновации в отрасли.  Чтобы решить эту проблему, необходимо разработать положение об экспертизе фармацевтических патентов, на основании которого регуляторные органы смогут отклонять заявки на «вечнозеленые» патенты. Это общепринятая мировая практика.

В-третьих, необходимо обеспечить ускоренный вывод на рынок генериков – препаратов, эквивалентных инновационным, на действующее вещество которых истек срок действия патента. «Практически весь спектр этих препаратов, который существует в мире, украинские фармацевтические компании могут внедрить в свое производство. А значит – реализовать его на внутреннем рынке. А он может стать мощным драйвером экономики ввиду высоких технологий, высокопрофессионального научного и технического персонала», – считает Иван Сорока, президент Украинского медицинского клуба.

К счастью, в этом направлении Верховная Рада сделала шаг в июне, приняв законопроект № 2429. Его нормы внедряют в Украине действие положения Болар. Оно дает право локальным производителям проводить разработку и подавать заявку на госрегистрацию генерика до завершения действия патента на оригинальный препарат. Таким образом, на следующий день после окончания срока действия патента украинская компания может выводить генерик в рынок. Это сократит сроки выхода препаратов на 1–2 года.

Технологии не стоят на месте

В целом эпидемия и карантин показали важность инвестиций в инновации, модернизацию и трансформацию фармацевтики. С одной стороны, пандемия положила начало цифровизации внутри системы здравоохранения. Парламент 17 сентября принял в целом законопроект № 3615-1, который регулирует онлайн-торговлю лекарственными средствами. А Минздрав создал рабочую группу, которая разработает стратегию перевода на отпуск по электронному рецепту наркотических, рецептурных лекарственных средств и антибиотиков в 2021–2023 годах.

С другой стороны, использование цифровых технологий дает возможность компаниям сохранить объемы производства и нарастить темпы выпуска новых препаратов.

«Диджитализованные компании быстрее адаптировались к new normal и сохранили производительность. «Дарница» еще в 2019 году инвестировала в инновации и диджитализацию 32 млн грн. И благодаря этому быстро и эффективно переформатировала под «удаленку» работу около 500 сотрудников. Мы – одна из немногих фармкомпаний в мире, которые используют облачную версию ERP и перевели большинство процессов в облачные сервисы. Вовремя оцифровав жизненный цикл лекарственных средств, мы увеличили производительность процесса R&D и до конца 2020 года планируем зарегистрировать в общей сложности 11 новых лекарственных средств», – подытожил Дмитрий Шимкив.

 
Материал подготовлен в партнёрстве с фармацевтической компанией «Дарница»
У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно