Совпадение цветов: как политика Джо Байдена повлияет на газовый бизнес
Почему не стоит ждать заката «сланцевой революции», а решения нового президента США могут принести выгоду Украине и навредить «Газпрому»

Кандидат от Демократической партии Джозеф Байден стал новым, 46-м, президентом США. Он одержал уверенную победу над действующим хозяином Белого дома – республиканцем Дональдом Трампом. И после инаугурации в январе готовится занять его место. В то же время внутриполитические позиции Байдена, вероятно, будут ослаблены. В Палате представителей демократы фактически потерпели поражение – вместо расширения нынешнего большинства (233) на 10–15 мандатов они потеряли 10 имеющихся и пока не отобрали у республиканцев ни одного (в ряде округов еще ведется подсчет голосов). А в Сенате демократам не удалось получить большинство, без которого вполне вероятно блокирование повестки нового президента, в том числе и по внешней политике. Как эти расклады могут сказаться на Украине и ее энергетических перспективах?
Как отметил публицист Дэвид Брукс на страницах The New York Times, результаты голосования показали, что, хотя избиратели отвергли лично Трампа с его опасными и эксцентричными замашками твиттер-диктатора, они поддержали его националистическую политику, ориентированную на протекционизм американской экономики, создание новых рабочих мест и стимулов для развития внутреннего производства.
«Как и четыре года назад, выборы в США привели к тому, что страна снова балансирует на лезвии ножа, а нация оказалась в тупике, разделенная двумя реальностями, двумя культурными группами, двумя наборами фактов и ценностей. Даже если Джо Байден победит, он будет править в Америке Дональда Трампа», – написала обозреватель журнала Time Молли Болл.
Да и сам Трамп, пользующийся огромной поддержкой в Республиканской партии, никуда из политики не уйдет, оставаясь мощной силой сопротивления повестке Байдена. А значит, что и после инаугурации нового президента в американской политике скучно не будет.
Что в повестке у Байдена и чего ждать Украине?
В фокусе внимания Джо Байдена на ближайшее время будет борьба с эпидемией коронавируса, принявшей в США катастрофические масштабы. Отношения с Украиной будут строиться на двухпартийном консенсусе в поддержку суверенитета и территориальной целостности страны с акцентом на борьбу с коррупцией, реформы в экономике и судебной системе.
В отличие от Трампа, который вовлекал Украину (по своему желанию или негласной поддержке Кремля) в интриги для борьбы с оппонентами и использовал нашу страну как элемент политического торга с Россией, при Байдене Киев может рассчитывать на надежное партнерство. Когда в 2014 году, после захвата Крыма РФ и вторжения на Донбасс, он стал главным координатором по Украине, то превратился для Москвы в «главного противника».
В 2018 году Байден опубликовал статью в журнале Foreign Affairs «Как противостоять Кремлю и защищать демократию», где призвал к ужесточению антироссийских санкций, наращиванию военной мощи НАТО, защите права суверенных государств «выбирать свои оборонительные союзы» и отказу признавать за какой-либо державой «сферу интересов» (к чему, в частности, стремится Путин).
Да и вообще за последние годы Байден наговорил про Путина и Россию много неприятных вещей, включая знаменитое «Я смотрю в ваши глаза и не вижу, что у вас есть душа».
Взгляды Байдена создают убедительную политическую основу для поддержки Украины, которая с 2014 года стремится устоять в гибридной войне с Россией и восстановить территориальную целостность. Блокирование проекта «Северный поток – 2» для наращивания экспорта российского газа в Европу без украинского транзита – один из ключевых элементов этого соучастия, в том числе через расширение санкций.
Что изменится в энергосекторе?
Хотя на первый взгляд это не очевидно, но сложности «Газпрому» на рынке способен создать и амбициозный «зеленый курс» Байдена, который предусматривает стимулирование экономики через поддержку безопасных для климата технологий.
На план «Чистая энергия» предусматривается потратить $2 трлн за четыре года. Речь не только о наращивании мощностей солнечной и ветровой генерации, но и о декарбонизации нефтегазовой индустрии через ужесточение экологических правил, которые были отменены при Трампе.
Это позволит ограничить выбросы метана при добыче и транспортировке углеводородов и оптимизировать сланцевую добычу, которая стала определяющим фактором на мировом нефтегазовом рынке. Кроме того, исчезнут экологические барьеры для экспорта американского СПГ в Европу.
Еврокомиссия и власти стран ЕС последовательно вводят законодательные ограничения для бизнеса, чтобы сократить выбросы парниковых газов. Это стимулирует компании принимать решения с учетом климатической повестки. В начале ноября французская Engie под давлением правительства уже отказалась от контракта на поставку газа из США.
Также ЕК планирует ввести «зеленые» сертификаты для грузов СПГ, чтобы заставить не только американские компании, но и всех экспортеров, заинтересованных в газовой торговле с ЕС, инвестировать в «чистые» технологии.
Декарбонизация сланцевой промышленности – весьма актуальная проблема для США, которые не настроены терять лидирующие позиции на глобальном рынке. Хотя Байден и объявил своим приоритетом возврат к Парижскому соглашению по климату и поддержку ВИЭ, принимать разрушительные для нефтегазовой отрасли решения он не намерен.
Его планы ограничить использование технологии гидроразрыва пласта касаются федеральных земель и потребуют согласия Конгресса с республиканским большинством. К тому же значительная часть сланцевой добычи в США ведется на частных землях.
Немаловажным ограничением для Байдена будет и стремление усилить поддержку в нефтегазовых штатах, которые традиционно голосуют за республиканцев. На президентских выборах он уже смог забрать у Трампа Пенсильванию и увеличил количество сторонников в Техасе, поэтому наверняка будет принимать решения с оглядкой на интересы нефтегазовой отрасли.
Как будет себя чувствовать «Газпром»?
Хотя «зеленая» политика Байдена поспособствует падению спроса на нефть, газ и нефтепродукты внутри США, американские производители смогут отправить свою продукцию на мировой рынок. Это будет усиливать конкуренцию и оказывать давление на российские компании. А развитие экспорта американских углеводородов будет полезным и в качестве рычага внешней политики.
Такой поворот не только может помочь Украине в противостоянии с Кремлем, но и открывает новые возможности для технологической кооперации украинского и американского бизнеса в энергетическом секторе и проектах, связанных с промышленной декарбонизацией.
Больше полезной информации, новостей и аналитики о мировом энергетическом рынке – ищите в Telegram-канале Светланы Долинчук @energytrends.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].