На пороховой бочке: 5 вероятных войн 2021 года

На пороховой бочке: 5 вероятных войн 2021 года

Какие страны способны взорваться конфликтами

Цей текст також доступний українською
На пороховой бочке: 5 вероятных войн 2021 года

Мир пребывал в состоянии локдауна большую часть 2020 года. Однако, как писал Mind, на Кавказе, а также на индийско-китайской границе и в Эфиопии разгорались конфликты, которые были заморожены десятилетиями.

В 2021 году подобных вспышек насилия может стать больше. Этому будет способствовать рост социального напряжения из-за экономических трудностей, порождаемых пандемией COVID-19. По прогнозу Международной продовольственной программы ООН, в 2021 году в 20 странах население будет нуждаться в гуманитарной помощи, а на территориях Йемена, Буркина-Фасо, Нигерии и Южного Судана может возникнуть катастрофический голод.

Эксперты опасаются, что дрова в огонь социальных волнений в проблемных регионах будут подбрасывать сильные геополитические соперники, стремящиеся посостязаться друг с другом в гибридных войнах. Международный комитет спасения указывает на тревожный тренд – количество интернационализированных вооруженных конфликтов в мире возросло на 600% с 1990 года. Войны становятся все более и более сложными: две трети нынешних войн имеют как минимум три противоборствующие силы, а в каждую пятую войну вовлечено свыше десяти сторон.

Ниже перечислены разгорающиеся конфликты, способные перерасти в новые серьезные войны в наступившем году.

Восстание талибов в Афганистане

С начала 2020 года Соединенные Штаты ведут мирные переговоры с движением «Талибан», стремясь положить конец 19-летнему восстанию талибов в Афганистане и вывести американские войска из этой страны. Однако дипломатические процессы не снизили уровень насилия. Наоборот, талибы для усиления своего веса в мирных переговорах активизировали боевые действия в южных провинциях страны – и 2020 год стал для Афганистана одним из самых кровавых. По официальным данным, «Талибан» осуществил за прошлый год 18 500 атак, в числе которых были целевые убийства госслужащих и журналистов.

На пороховой бочке: 5 вероятных войн 2021 года

Не так давно министр внутренних дел Афганистана Массоуд Андарбаи заявил, что «Талибан» собирается начать полномасштабную войну этой весной, и правительственные армия, полиция и разведслужбы также ведут подготовку к отражению этой военной агрессии под единым командованием. По утверждению афганских чиновников, талибы не верят в возможность мира и не выполняют взятые обязательства, такие как прекращение сотрудничества с «Аль-Каидой». Их вероятная цель – затянуть переговоры до вывода иностранных войск из Афганистана в мае этого года и приступить к захвату территорий.

Исламистский кризис в Буркина-Фасо

Буркина-Фасо – государство в засушливом африканском регионе Сахель – демонстрирует самое быстрое в мире погружение в хаос. Власти Буркина-Фасо, а также граничащих с ним Мали и Нигера, оказались втянуты в так называемый ассиметричный конфликт, который они не могут уладить военным путем. Связанные с «Аль-Каидой» и ИГИЛ террористические группировки нападают на населенные пункты, убивают местных лидеров и вынуждают жителей покидать дома. За считанные годы они превратили одно из самых спокойных и стабильных государств Африки в одно из самых опасных мест на планете.

«Всего два года назад в Буркина-Фасо не наблюдалось никаких массовых конфликтов или перемещений. Но в 2020 году число внутренних переселенцев удвоилось и превысило 1 млн человек. Из-за эскалации насилия и экономических последствий кризиса COVID-19 населению Буркина-Фасо угрожает голод», – говорится в декабрьском отчете Международного комитета спасения.

Из-за атак джихадистов обширные территории Буркина-Фасо фактически выпали из-под правительственного контроля. В стране растет этническая и религиозная напряженность. Высока вероятность, что в Буркина-Фасо вспыхнет антиправительственное восстание, которое перерастет в гражданскую войну.

Тыграйский конфликт в Эфиопии

В ноябре 2020 года многих шокировало известие о начале хорошо вооруженного сепаратистского восстания в северном штате Тыграй 108-миллионной Эфиопии. Для усмирения мятежного региона правительство африканской страны предприняло широкомасштабную военную операцию с применением авиации и артиллерии. Этот конфликт, уже приведший к тысячам жертв, способен вспыхнуть в Эфиопии с новой силой и вовлечь соседние государства.

На пороховой бочке: 5 вероятных войн 2021 года

Несмотря на заверение премьер-министра Эфиопии Абия Ахмеда о восстановлении правительственного контроля над городами в Тыграе, вооруженные сепаратисты не сдались. Они отступили в горы и, по всей видимости, развернут партизанскую войну. Предпринимаемые властями Эфиопии силовые меры по усмирению Тыграя вряд ли поспособствуют миру и стабильности. Скорее, они усилят в регионе антиправительственные настроения и межэтническую вражду.

«В Эфиопии может начаться полномасштабная гражданская война. Тыграйские сепаратисты – это бывшие военные с чрезвычайно хорошим опытом ведения партизанских действий. Они были атакованы на своей родной территории, и каждый, кто знаком с географией Тыграя, понимает, что тамошняя сложная, гористая и пересеченная местность – идеальная территория для партизан… Эфиопия может стать еще одной Югославией, расколовшись по этническим линиям», – пишет Financial Times, ссылаясь на военных экспертов.

Ирано-американское противостояние в Ираке

3 января 2021 года шиитская группировка «Катаиб Хезболла» и другие проиранские военные формирования провели многотысячный «Марш чести» в иракском Багдаде. Они продемонстрировали силу и решимость отомстить США за смерть иранского военного лидера Касема Сулеймани, убитого год назад в результате ракетного удара Штатов. Вместе с тем лидеры демонстрантов сигнализировали, что не намерены спешить с возмездием и хотят дождаться, пока Джо Байден сменит Дональда Трампа на посту президента США.

На пороховой бочке: 5 вероятных войн 2021 года

«Мы не будем ни штурмовать посольство дьявола (посольство США в Ираке), ни свергать правительство Ирака… еще есть время», – заявил глава «Катаиб Хезболлы» Абу Хуссейн аль-Хамидави.

Подобные декларации, похожие на угрозы, вызывают у иракцев опасения в связи с тем, что их страна становится главной ареной ирано-американского конфликта. Министр иностранных дел Ирака Мохаммад-Джавад Зариф на днях высказал предположение, что «израильские агенты-провокаторы могут совершить из Ирака атаки против американцев, чтобы создать для США формальный повод начать боевые действия» против проиранских сил. По его словам, ситуация в Ираке настолько напряжена, что «любой фейерверк может вызвать интенсивный ответный огонь».

Расформирование проиранских вооруженных группировок было одним из главных предвыборных обещаний нового премьер-министра Ирака Мустафы аль-Кадими, пришедшего к власти в мае 2020 года. Однако эта задача оказалась ему не по силам. Иран создал из группировок, воевавших в Ираке против ИГИЛ, аналог ливанской «Хезболлы» с мощной политической поддержкой и экономической базой. По словам военных экспертов, попытка армии Ирака разоружить проиранские военные группировки стала бы суицидальной для обеих сторон.

Гражданские волнения в Венесуэле

Некогда одно из богатейших государств Латинской Америки на протяжение последних лет являлось примером тотальной коррупции и плохого управления. За три года венесуэльская валюта потеряла 99% своей стоимости, по оценке ООН, из-за ухудшения условий жизни страну покинули 5,4 млн человек, или 15% населения.

Ожидания, что проамериканская оппозиция свергнет социалистическое правительство Николаса Мадуро, росли с января 2019 года, когда США назначили Хуана Гуайдо новым лидером Венесуэлы. Однако смена власти не состоялась. Более того, Николас Мадуро недавно вернул себе контролируемый оппозиционерами парламент. По итогам выборов в декабре 2020 года его партия получила абсолютное большинство мандатов, набрав свыше 68% голосов избирателей при крайне низкой явке в 31%. Представители 25 оппозиционных партий, в том числе лидер оппозиции Хуан Гуайдо, бойкотировали выборы.

Голоса оппозиции после ее ухода из парламента наверняка зазвучат радикальнее, и вместо политических договоренностей венесуэльцы будут видеть призывы к свержению власти. Вероятность гражданского конфликта возрастет еще и в свете того, что в страдающей от пандемии и экономических санкций Венесуэле усилится нехватка топлива и продуктов питания.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно