Посол Республики Корея: «Для малых и средних корейских предпринимателей инвестирование в Украину является весьма рискованным»
Ки-чан Квон – о динамике корейских вложений, рейдерстве и украинских приложениях для Samsung

Mind продолжает беседовать с послами различных государств в Украине. Цель проекта – показать отечественные перспективы на международной арене и место нашей страны в глобальной экономике. Мы сосредоточились на вопросах бизнес-интересов, возможностях для сотрудничества и их реализации предпринимателями двух стран, а также на привлекательности Украины для зарубежного капитала.
Очередным нашим собеседником стал чрезвычайный и полномочный посол Кореи в Украине Ки-чан Квон.
Корея – один из ведущих торговых партнеров Украины в Азии. Крупные корейские компании работают здесь в сферах электроники, возобновляемой энергетики, транспорта и логистики, дорожного строительства, медицины. Но сталкиваются с дискомфортом местного бизнес-климата.
– Как пандемия сказалась на влиянии корейских инвестиций в Украину?
– Увы, она оказала неблаготворное влияние на наши компании, работающие не только в Украине, но и по всему миру. Прежде чем корейский бизнес инвестирует в заграничные проекты, проводится детальное исследование рынка, регионов, в страны направляются делегации от компаний. В 2020 году такой возможности не было: крупные корейские компании не отправляли на работу в Украину и в другие страны своих сотрудников, хотя это обязательная практика.
Большинство наших компаний – торговые, и их представители должны ездить по регионам для налаживания бизнеса. В связи с COVID-19 деловые поездки поставлены на паузу. Но пандемия – явление временное. Как только наши страны справятся с ситуацией, корейские инвесторы продолжат деятельность в Украине.

Что касается инвестиций, то до 2014 года в Украине работало свыше 20 наших компаний. Затем их число сократилось до 12 (в частности, с рынка ушла Youngsan, специализирующаяся на производстве металла).
Сегодня основным инвестором является Posco International – дочерняя компания Posco Group (пятая по величине в мире по производству металла), инвестировавшая $65 млн в зерновой терминал в Николаеве, и он успешно работает с сентября 2019 года. Терминал имеет три линии и пять точек приема автотранспорта. Мощность приемки 7200 т/сутки, одновременная разгрузка – 14 железнодорожных вагонов, 6800 т/сутки.
А также – строительная компания GS Construction, которая к середине 2019 года построила две солнечных электростанции в Закарпатской области (мощностью 12,6 МВт и 11,5 МВт), инвестировав $24 млн.
– В 2019 году общий объем корейских инвестиций в Украину (по статистике Госстата) составил $202 млн (0,5% совокупного количества прямых иностранных инвестиций, привлеченных в нашу экономику). Зато инвестиции Кореи в РФ – 20 млрд за 2019 год. Почему так? Что мешает корейцам открывать здесь массовые производства?
– $15–20 млрд – это торговый оборот между РФ и Кореей, а не инвестиции. Действительно, в РФ наши ежегодные вложения значительны. Например, южнокорейские машины занимают первые места по продажам внутри страны. Российский рынок большой и платежеспособный, поэтому там выгодно открывать заводы.
Вообще, многие наши компании фокусируют сейчас внимание на странах Восточной Европы, где открывают заводы и вкладывают миллиарды долларов. Например, Kia открыла автомобильный завод в Словакии, Samsung SDI – завод в Венгрии по производству батарей для электромобилей.
А на пути инвестирования корейцев в Украину есть ряд препятствий. Первое – Украина не член ЕС. Если даже наша компания откроет здесь фабрику, не ясно, как и куда сможет экспортировать продукцию. Второе – сегодня украинский рынок является не особо привлекательным для корейских инвесторов. Очень жаль, ибо это работа украинского правительства – создавать положительный имидж страны для иностранного инвестора. Увы, некоторые наши компании ушли с украинского рынка.

В начале 2019 года штаб-квартиры Hyundai и Kia Automotive закрыли свои офисы в Украине и переориентировались на другие страны. Причина – резкое падение продаж новых машин (до 80 000–85 000) за последние несколько лет.
Хочу отметить, что два года назад, в личном разговоре, один из иностранных экономических экспертов рассказал мне о том, что Американская Торговая палата провела исследование и сделала вывод, что инвестированию в Украину мешает недоверие к правоохранительной, юридической системе, коррупция и незащищенность прав собственности.
– Предыдущий посол Ли Янг-Гу в интервью не раз подчеркивал, что причина недостаточных инвестиций в Украину – нерешенные инвестиционные конфликты корейских компаний здесь…
– Да, для корейских предпринимателей (особенно малых и средних) инвестирование в Украину является весьма рискованным: они теряют время и деньги. Несколько корейских малых и средних компаний имели негативный опыт. Причина – мошеннические финансовые схемы украинских партнеров, при которых корейцы вкладывали деньги в проект, а вторая сторона их экспроприировала. Наши компании неоднократно обращались в украинский суд, но все судебные решения не были быстрыми и справедливыми.

Например, в 2007 году корейский конгрессмен Чой приобрел сельхозземлю под Николаевом за $2,5 млн. Тогдашний мэр Николаева (Владимир Чайка – тесть нынешнего спикера Верховной Рады Дмитрия Разумкова. – Mind) подделал документы, в результате чего наш инвестор лишился земли и своих денег, которые копил всю жизнь. Суд длится по сей день, и на каждое заседание Чоя зовут в Украину…
Неприятная история была и с Khan International: компания купила в Одесском регионе водочный завод за несколько миллионов долларов. А группа украинцев подделала документы и лишила корейцев права собственности. Судебные тяжбы тянутся с 2011 года. В таких историях на лицо коррумпированность местных властей и украинских судов.
GS Construction построила в Украине две солнечные электростанции. До завершения строительства законодательно существовал один тариф на возобновляемую энергию, а в начале 2020 года правительство Украины значительно снизило его. И теперь этот бизнес стал убыточным не только для корейских, но и европейских инвесторов. Я и послы стран ЕС направили письмо премьеру Денису Шмыгалю с просьбой решить проблему. На данный момент этот вопрос все еще решается.
Подобные прецеденты, многолетние судебные тяжбы – нехороший знак для иностранных инвесторов, ибо инвестиции в Украине не защищены. Это заставляет корейцев воздержаться от капиталовложений в украинскую экономику. Правительству стоит сконцентрироваться на создании безопасной бизнес-среды в стране, а также развивать отечественную промышленность по примеру Южной Кореи, Японии и Тайваня. Известно, что в Украине сильный сельскохозяйственный сектор, космическая и IT-отрасли, но этого недостаточно.
– Посол Украины в Корее Александр Горин весной 2020 года встречался с представителями Hyundai Rotem по вопросу расширения контактов с украинскими предприятиями. В июле 2020-го вы встречались с министром Владиславом Криклием: обсуждали перспективы сотрудничества в сфере транспортной инфраструктуры. Корею интересовали наши аэропорты, порты и железная дорога.
– Ваше правительство имеет интерес к модернизации украинских железных дорог. В 2011–2012 годах Hyundai Rotem уже поставила 90 вагонов для поездов в Украину, и заинтересована в продаже дополнительных поездов.

Что касается строительства/модернизации аэропортов и портов, то корейские компании занимаются этим по всему миру. Но на сегодня не могу сказать, что наши компании проявляют в Украине интерес к этому вопросу, потому что необходимо многомиллиардное финансирование. А, по моим наблюдениям, украинское правительство выделяет немного денег на эти нужды…
– В мае 2020 года вы встречались с главой Государственного космического агентства Украины (ГКАУ), говорили о сотрудничестве в космической отрасли. В чем конкретно интерес Южной Кореи?
– У ГКАУ есть корейские партнеры (недавно в Корее построен первый спутник – NARU), и наше посольство помогало организовать их встречу в период пандемии. В детали переговоров нас не посвящали, но, думаю, в этой отрасли многообещающие перспективы. Как, например, в оборонной или IT-сферах.

Кстати, в Киеве существует научно-исследовательский центр Samsung, где работает 600 украинских инженеров, участвующих в разработке приложений для телефонов и программного обеспечения компании.
– А со стороны Кореи был интерес к компаниям «Мотор-Сич» и «Южмаш». О чем именно речь?
– Наши компании по производству продукции оборонной промышленности Hanwha и Doosan (компания занимает 7-е место в мире по выпуску землеройной и дорожно-строительной техники) сотрудничают с компаниями «Южмаш» и «Мотор-Сич». Но у нашего посольства нет более подробной информации о конкретных проектах. Также компания Caris готова работать с «Южмашем»: если контракт подпишут, то в Украине стартует производство электробусов и зарядных станций.
– Как корейский бизнес отреагировал на скандал вокруг китайских инвесторов «Мотор-Сич» и введенные Украиной санкции против них?
– Корейские компании не хотели бы оказаться в ситуации китайских инвесторов.

Более того, я полагаю, наших предпринимателей не интересовали бы акции оборонных предприятий Украины. Возможно, потому, что они не являются 100% частными и принадлежат государству.
– Были разговоры о совместном корейско-украинском фармацевтическом производстве в Украине. Что известно на сегодня?
– Этот проект начал мой предшественник Ли Янг-Гу и сейчас занимается им. Одна из корейских фирм в сфере производства медпрепаратов в кооперации с украинской фармкомпанией планировала в 2020 году построить фабрику в Львовской обл. Но COVID-19 внес коррективы. Разработки планировали вести на базе Львовской политехники, при поддержке Львовской ОГА. Возможно, производство запустят в 2021 году.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.