Посол Республики Корея: «Для малых и средних корейских предпринимателей инвестирование в Украину является весьма рискованным»
Ки-чан Квон – о динамике корейских вложений, рейдерстве и украинских приложениях для Samsung

Mind продолжает беседовать с послами различных государств в Украине. Цель проекта – показать отечественные перспективы на международной арене и место нашей страны в глобальной экономике. Мы сосредоточились на вопросах бизнес-интересов, возможностях для сотрудничества и их реализации предпринимателями двух стран, а также на привлекательности Украины для зарубежного капитала.
Очередным нашим собеседником стал чрезвычайный и полномочный посол Кореи в Украине Ки-чан Квон.
Корея – один из ведущих торговых партнеров Украины в Азии. Крупные корейские компании работают здесь в сферах электроники, возобновляемой энергетики, транспорта и логистики, дорожного строительства, медицины. Но сталкиваются с дискомфортом местного бизнес-климата.
– Как пандемия сказалась на влиянии корейских инвестиций в Украину?
– Увы, она оказала неблаготворное влияние на наши компании, работающие не только в Украине, но и по всему миру. Прежде чем корейский бизнес инвестирует в заграничные проекты, проводится детальное исследование рынка, регионов, в страны направляются делегации от компаний. В 2020 году такой возможности не было: крупные корейские компании не отправляли на работу в Украину и в другие страны своих сотрудников, хотя это обязательная практика.
Большинство наших компаний – торговые, и их представители должны ездить по регионам для налаживания бизнеса. В связи с COVID-19 деловые поездки поставлены на паузу. Но пандемия – явление временное. Как только наши страны справятся с ситуацией, корейские инвесторы продолжат деятельность в Украине.

Что касается инвестиций, то до 2014 года в Украине работало свыше 20 наших компаний. Затем их число сократилось до 12 (в частности, с рынка ушла Youngsan, специализирующаяся на производстве металла).
Сегодня основным инвестором является Posco International – дочерняя компания Posco Group (пятая по величине в мире по производству металла), инвестировавшая $65 млн в зерновой терминал в Николаеве, и он успешно работает с сентября 2019 года. Терминал имеет три линии и пять точек приема автотранспорта. Мощность приемки 7200 т/сутки, одновременная разгрузка – 14 железнодорожных вагонов, 6800 т/сутки.
А также – строительная компания GS Construction, которая к середине 2019 года построила две солнечных электростанции в Закарпатской области (мощностью 12,6 МВт и 11,5 МВт), инвестировав $24 млн.
– В 2019 году общий объем корейских инвестиций в Украину (по статистике Госстата) составил $202 млн (0,5% совокупного количества прямых иностранных инвестиций, привлеченных в нашу экономику). Зато инвестиции Кореи в РФ – 20 млрд за 2019 год. Почему так? Что мешает корейцам открывать здесь массовые производства?
– $15–20 млрд – это торговый оборот между РФ и Кореей, а не инвестиции. Действительно, в РФ наши ежегодные вложения значительны. Например, южнокорейские машины занимают первые места по продажам внутри страны. Российский рынок большой и платежеспособный, поэтому там выгодно открывать заводы.
Вообще, многие наши компании фокусируют сейчас внимание на странах Восточной Европы, где открывают заводы и вкладывают миллиарды долларов. Например, Kia открыла автомобильный завод в Словакии, Samsung SDI – завод в Венгрии по производству батарей для электромобилей.
А на пути инвестирования корейцев в Украину есть ряд препятствий. Первое – Украина не член ЕС. Если даже наша компания откроет здесь фабрику, не ясно, как и куда сможет экспортировать продукцию. Второе – сегодня украинский рынок является не особо привлекательным для корейских инвесторов. Очень жаль, ибо это работа украинского правительства – создавать положительный имидж страны для иностранного инвестора. Увы, некоторые наши компании ушли с украинского рынка.

В начале 2019 года штаб-квартиры Hyundai и Kia Automotive закрыли свои офисы в Украине и переориентировались на другие страны. Причина – резкое падение продаж новых машин (до 80 000–85 000) за последние несколько лет.
Хочу отметить, что два года назад, в личном разговоре, один из иностранных экономических экспертов рассказал мне о том, что Американская Торговая палата провела исследование и сделала вывод, что инвестированию в Украину мешает недоверие к правоохранительной, юридической системе, коррупция и незащищенность прав собственности.
– Предыдущий посол Ли Янг-Гу в интервью не раз подчеркивал, что причина недостаточных инвестиций в Украину – нерешенные инвестиционные конфликты корейских компаний здесь…
– Да, для корейских предпринимателей (особенно малых и средних) инвестирование в Украину является весьма рискованным: они теряют время и деньги. Несколько корейских малых и средних компаний имели негативный опыт. Причина – мошеннические финансовые схемы украинских партнеров, при которых корейцы вкладывали деньги в проект, а вторая сторона их экспроприировала. Наши компании неоднократно обращались в украинский суд, но все судебные решения не были быстрыми и справедливыми.

Например, в 2007 году корейский конгрессмен Чой приобрел сельхозземлю под Николаевом за $2,5 млн. Тогдашний мэр Николаева (Владимир Чайка – тесть нынешнего спикера Верховной Рады Дмитрия Разумкова. – Mind) подделал документы, в результате чего наш инвестор лишился земли и своих денег, которые копил всю жизнь. Суд длится по сей день, и на каждое заседание Чоя зовут в Украину…
Неприятная история была и с Khan International: компания купила в Одесском регионе водочный завод за несколько миллионов долларов. А группа украинцев подделала документы и лишила корейцев права собственности. Судебные тяжбы тянутся с 2011 года. В таких историях на лицо коррумпированность местных властей и украинских судов.
GS Construction построила в Украине две солнечные электростанции. До завершения строительства законодательно существовал один тариф на возобновляемую энергию, а в начале 2020 года правительство Украины значительно снизило его. И теперь этот бизнес стал убыточным не только для корейских, но и европейских инвесторов. Я и послы стран ЕС направили письмо премьеру Денису Шмыгалю с просьбой решить проблему. На данный момент этот вопрос все еще решается.
Подобные прецеденты, многолетние судебные тяжбы – нехороший знак для иностранных инвесторов, ибо инвестиции в Украине не защищены. Это заставляет корейцев воздержаться от капиталовложений в украинскую экономику. Правительству стоит сконцентрироваться на создании безопасной бизнес-среды в стране, а также развивать отечественную промышленность по примеру Южной Кореи, Японии и Тайваня. Известно, что в Украине сильный сельскохозяйственный сектор, космическая и IT-отрасли, но этого недостаточно.
– Посол Украины в Корее Александр Горин весной 2020 года встречался с представителями Hyundai Rotem по вопросу расширения контактов с украинскими предприятиями. В июле 2020-го вы встречались с министром Владиславом Криклием: обсуждали перспективы сотрудничества в сфере транспортной инфраструктуры. Корею интересовали наши аэропорты, порты и железная дорога.
– Ваше правительство имеет интерес к модернизации украинских железных дорог. В 2011–2012 годах Hyundai Rotem уже поставила 90 вагонов для поездов в Украину, и заинтересована в продаже дополнительных поездов.

Что касается строительства/модернизации аэропортов и портов, то корейские компании занимаются этим по всему миру. Но на сегодня не могу сказать, что наши компании проявляют в Украине интерес к этому вопросу, потому что необходимо многомиллиардное финансирование. А, по моим наблюдениям, украинское правительство выделяет немного денег на эти нужды…
– В мае 2020 года вы встречались с главой Государственного космического агентства Украины (ГКАУ), говорили о сотрудничестве в космической отрасли. В чем конкретно интерес Южной Кореи?
– У ГКАУ есть корейские партнеры (недавно в Корее построен первый спутник – NARU), и наше посольство помогало организовать их встречу в период пандемии. В детали переговоров нас не посвящали, но, думаю, в этой отрасли многообещающие перспективы. Как, например, в оборонной или IT-сферах.

Кстати, в Киеве существует научно-исследовательский центр Samsung, где работает 600 украинских инженеров, участвующих в разработке приложений для телефонов и программного обеспечения компании.
– А со стороны Кореи был интерес к компаниям «Мотор-Сич» и «Южмаш». О чем именно речь?
– Наши компании по производству продукции оборонной промышленности Hanwha и Doosan (компания занимает 7-е место в мире по выпуску землеройной и дорожно-строительной техники) сотрудничают с компаниями «Южмаш» и «Мотор-Сич». Но у нашего посольства нет более подробной информации о конкретных проектах. Также компания Caris готова работать с «Южмашем»: если контракт подпишут, то в Украине стартует производство электробусов и зарядных станций.
– Как корейский бизнес отреагировал на скандал вокруг китайских инвесторов «Мотор-Сич» и введенные Украиной санкции против них?
– Корейские компании не хотели бы оказаться в ситуации китайских инвесторов.

Более того, я полагаю, наших предпринимателей не интересовали бы акции оборонных предприятий Украины. Возможно, потому, что они не являются 100% частными и принадлежат государству.
– Были разговоры о совместном корейско-украинском фармацевтическом производстве в Украине. Что известно на сегодня?
– Этот проект начал мой предшественник Ли Янг-Гу и сейчас занимается им. Одна из корейских фирм в сфере производства медпрепаратов в кооперации с украинской фармкомпанией планировала в 2020 году построить фабрику в Львовской обл. Но COVID-19 внес коррективы. Разработки планировали вести на базе Львовской политехники, при поддержке Львовской ОГА. Возможно, производство запустят в 2021 году.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].