«Поле Чудес»: когда Украина получит доступ к новейшим СЗР
Какие новые правила ввоза для этих товаров готовит Верховная Рада

В конце прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла новые правила ввоза на территорию Украины средств защиты растений. Учитывая начало сезона для аграрной сферы, эти вопросы приобретают актуальность, ведь затрагивают интересы этого бизнеса. О том, что предусматривает документ, о его положительных моментах и недостатках рассказали Mind эксперты Европейской Бизнес Ассоциации.
Номер и дата регистрации: №2289 от 18.10.2019 года.
Авторы:
Тарасов Олег Сергеевич
Чайкивский Иван Адамович
Кучер Николай Иванович
Билозир Лариса Николаевна
Устенко Алексей Олегович
Юрчишин Петр Васильевич
Этап: второе чтение.
Цена вопроса. Разблокировка возможности завоза в Украину инновационных средств защиты растений в целях государственных испытаний и научных исследований.
Содержание. Проектом Закона №2289 предлагается отменить третье предложение части второй статьи 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах», которое было введено в Закон без общественного обсуждения в конце 2015 года. Им определено, что обязательным условием ввоза и применения незарегистрированных в Украине пестицидов является документальное подтверждение их государственной регистрации в стране, где они производятся. Но на практике эту норму обычно выполнить невозможно.
Препараты в большинстве случаев производятся на заводах, расположенных возле источников необходимых полезных ископаемых или в районах крупных промышленных зон, что логично с точки зрения организации правильной логистики, доступности кадрового ресурса и т. д.. В большинстве случаев производители физически не могут проводить исследования своих препаратов в стране производства, ведь часто там вообще другие климатические и географические условия для ведения аграрного хозяйства, отсутствуют вредители или целевые культуры. Соответственно, такие продукты просто невозможно зарегистрировать в стране производства.
Важно отметить, что даже в случае проведения таких исследований, они неактуальны для Украины, так как учитывают совсем другие типы почв, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.
Следует отметить, что такой нормы не существует в законодательстве Европейского Союза и развитых стран.
Кто выиграет. Во-первых, в выигрыше будет украинский сельхозпроизводитель. В кратко- и среднесрочной перспективе он получит доступ к последним мировым достижениям агрохимической науки, окажет положительное влияние как на количество собранного урожая, так и на его качество.
Во-вторых, выигрывает внутренний потребитель, который будет иметь безопасную и качественную, а потенциально и более дешевую (за счет увеличения урожайности) продукцию.
В-третьих, выигрывает государство, которое является одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции в мире. Лучшее качество и безопасность экспортируемой продукции – это перспектива широкого охвата имеющихся и открытие новых рынков экспорта.
Кроме того, выигрывает и украинская агрохимическая наука, инвестиции в которую со стороны международного бизнес-сообщества в последние годы сократились на 80-90%. Разблокировка вопроса ввоза образцов для государственных испытаний и научных исследований уже в этом году позволит уполномоченным научно-исследовательским учреждениям приобщиться к работе с новейшими действующими веществами и препаративными формами.
В конце концов, выигрывает окружающая среда. В подавляющем большинстве случаев каждое новое поколение СЗР на порядок безопаснее предшественников: имеет меньшую норму расходов, более быстрый период полураспада и низший класс опасности. В свою очередь, снижается не только прямое влияние препарата на окружающую среду, но и косвенное: снижение затрат и кратности обработок приводит к уменьшению использования воды и горючего сельскохозяйственной техникой; более быстрый период полураспада и низший класс опасности ведут к минимизации накопления остатков в продукции.
Кто проигрывает. Недобросовестные производители пост-патентных продуктов, контрабандисты и фальсификаторы. В связи с тем, что уже пятый год международные производители инновационных СЗР не могут ввозить новые препараты, которые могли бы за счет своей эффективности постепенно вытеснять серый и черный рынки, по разным оценкам, ежегодный оборот серого (контрабандного) и черного (фальсифицированного) рынков СЗР на территории Украины составляет около 5 миллиардов гривен. В случае принятия проекта Закона №2289 эта ниша постепенно должна быть заполнена добросовестными производителями СЗР.
Прогнозируемая позиция фракций.
«Слуга народу» – за;
«Європейська Солідарність» – за;
«Голос» – за;
«Довіра» – за;
«За майбутнє» – за.
Шанс на принятие. Высокий. В первом чтении проект Закона получил 239 голосов. С учетом того, что ко второму чтению он был доработан и получил поддержку всех ведущих бизнес-ассоциаций Украины, европейской ассоциации CropLife Europe и Представительства ЕС в Украине, ожидается получение достаточного количества голосов.
Альтернативные законопроекты. Отсутствуют.
Оценка EBA. Требует скорейшего принятия. Ассоциация полностью поддерживает его принятие как важнейшего для украинского сектора экономики.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].