«Поле Чудес»: когда Украина получит доступ к новейшим СЗР

«Поле Чудес»: когда Украина получит доступ к новейшим СЗР

Какие новые правила ввоза для этих товаров готовит Верховная Рада

Цей матеріал також доступний українською
«Поле Чудес»: когда Украина получит доступ к новейшим СЗР

В конце прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла новые правила ввоза на территорию Украины средств защиты растений. Учитывая начало сезона для аграрной сферы, эти вопросы приобретают актуальность, ведь затрагивают интересы этого бизнеса. О том, что предусматривает документ, о его положительных моментах и недостатках рассказали Mind эксперты Европейской Бизнес Ассоциации.

Номер и дата регистрации: №2289 от 18.10.2019 года.

Авторы:
Тарасов Олег Сергеевич
Чайкивский Иван Адамович
Кучер Николай Иванович
Билозир Лариса Николаевна
Устенко Алексей Олегович
Юрчишин Петр Васильевич

Этап: второе чтение.

Цена вопроса. Разблокировка возможности завоза в Украину инновационных средств защиты растений в целях государственных испытаний и научных исследований.

Содержание. Проектом Закона №2289 предлагается отменить третье предложение части второй статьи 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах», которое было введено в Закон без общественного обсуждения в конце 2015 года. Им определено, что обязательным условием ввоза и применения незарегистрированных в Украине пестицидов является документальное подтверждение их государственной регистрации в стране, где они производятся. Но на практике эту норму обычно выполнить невозможно.

Препараты в большинстве случаев производятся на заводах, расположенных возле источников необходимых полезных ископаемых или в районах крупных промышленных зон, что логично с точки зрения организации правильной логистики, доступности кадрового ресурса и т. д.. В большинстве случаев производители физически не могут проводить исследования своих препаратов в стране производства, ведь часто там вообще другие климатические и географические условия для ведения аграрного хозяйства, отсутствуют вредители или целевые культуры. Соответственно, такие продукты просто невозможно зарегистрировать в стране производства.

Важно отметить, что даже в случае проведения таких исследований, они неактуальны для Украины, так как учитывают совсем другие типы почв, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур.
Следует отметить, что такой нормы не существует в законодательстве Европейского Союза и развитых стран.

Кто выиграет. Во-первых, в выигрыше будет украинский сельхозпроизводитель. В кратко- и среднесрочной перспективе он получит доступ к последним мировым достижениям агрохимической науки, окажет положительное влияние как на количество собранного урожая, так и на его качество.

Во-вторых, выигрывает внутренний потребитель, который будет иметь безопасную и качественную, а потенциально и более дешевую (за счет увеличения урожайности) продукцию.

В-третьих, выигрывает государство, которое является одним из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции в мире. Лучшее качество и безопасность экспортируемой продукции – это перспектива широкого охвата имеющихся и открытие новых рынков экспорта.

Кроме того, выигрывает и украинская агрохимическая наука, инвестиции в которую со стороны международного бизнес-сообщества в последние годы сократились на 80-90%. Разблокировка вопроса ввоза образцов для государственных испытаний и научных исследований уже в этом году позволит уполномоченным научно-исследовательским учреждениям приобщиться к работе с новейшими действующими веществами и препаративными формами.

В конце концов, выигрывает окружающая среда. В подавляющем большинстве случаев каждое новое поколение СЗР на порядок безопаснее предшественников: имеет меньшую норму расходов, более быстрый период полураспада и низший класс опасности. В свою очередь, снижается не только прямое влияние препарата на окружающую среду, но и косвенное: снижение затрат и кратности обработок приводит к уменьшению использования воды и горючего сельскохозяйственной техникой; более быстрый период полураспада и низший класс опасности ведут к минимизации накопления остатков в продукции.

Кто проигрывает. Недобросовестные производители пост-патентных продуктов, контрабандисты и фальсификаторы. В связи с тем, что уже пятый год международные производители инновационных СЗР не могут ввозить новые препараты, которые могли бы за счет своей эффективности постепенно вытеснять серый и черный рынки, по разным оценкам, ежегодный оборот серого (контрабандного) и черного (фальсифицированного) рынков СЗР на территории Украины составляет около 5 миллиардов гривен. В случае принятия проекта Закона №2289 эта ниша постепенно должна быть заполнена добросовестными производителями СЗР.

Прогнозируемая позиция фракций.
«Слуга народу» – за;
«Європейська Солідарність» – за;
«Голос» – за;
«Довіра» – за;
«За майбутнє» – за.

Шанс на принятие. Высокий. В первом чтении проект Закона получил 239 голосов. С учетом того, что ко второму чтению он был доработан и получил поддержку всех ведущих бизнес-ассоциаций Украины, европейской ассоциации CropLife Europe и Представительства ЕС в Украине, ожидается получение достаточного количества голосов.

Альтернативные законопроекты. Отсутствуют.

Оценка EBA. Требует скорейшего принятия. Ассоциация полностью поддерживает его принятие как важнейшего для украинского сектора экономики.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате