Зачем бизнес инвестирует в «зеленые» технологии
Материал в партнёрстве с «ЧАО Филип Моррис Украина»

Зачем бизнес инвестирует в «зеленые» технологии

И как Харьковская фабрика берет на себя ответственность за общее «завтра»

Цей матеріал також доступний українською

Миллениалы выросли. Они уже среди топ-менеджеров и руководителей. А до 2025 года, по данным Deloitte, составят 75% корпоративных сотрудников и основных потребителей продукции во всем мире. Однако деньги для них – не мотиватор. Это поколение с большими амбициями и ожиданиями. Они хотят быть причастными к глобальным процессам, улучшать мир, работая в инновационных организациях.

Еще несколько десятилетий назад проблемы переработки отходов или снижения энергопотребления путем использования альтернативных источников казались неразрешимыми, а инвестиции в эффективность считались бессмысленными и дорогими. Сейчас рентабельность таких вложений вопросов не вызывает. Обеспокоенные изменением климата компании, города и страны все чаще придерживаются целей устойчивого развития ООН. Прежде всего – это переход к безуглеродной экономике.

О намерениях к 2050 году стать углеродно-нейтральными заявили более 110 стран, среди которых США, Великобритания, Япония и Южная Корея. Еврокомиссия планирует сделать Европу первым климатически нейтральным континентом. Швеция среди лидеров, которые всячески этому способствуют. Шведы получают энергию даже из мусора – утилизируют 99% бытовых отходов, почти половина перерабатывается вторично, вторая половина «превращается» в тепловую и электрическую энергию. К 2040 году страна планирует отказаться от ископаемого топлива, а к 2045-му – стать углеродно-нейтральной.

Уместно вспомнить шведскую компанию IKEA, одну из крупнейших торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома. В прошлом году инвестиции IKEA в возобновляемые источники энергии, возрождение и управление лесами составили 200 млн евро. За последнее десятилетие компания вложила $2,8 млрд в солнечные батареи. IKEA приостановила продажу щелочных батареек, открыла первый в мире «секонд-хенд» мебели, запустила сервис по передаче старой мебели на благотворительность. К 2030 году компания намерена «удалить» из атмосферы больше парниковых газов, чем производит, полностью перейти на альтернативные источники энергии и производить товары исключительно из возобновляемых или перерабатываемых материалов.

На безуглеродную энергию к 2030 году планирует перейти и Google. У мирового технологического лидера уже есть весомое достижение: Google – первая в мире компания, которая полностью нейтрализовала свой углеродный след, который оставила за 22 года работы.

Одна из крупнейших табачных корпораций мира – Philip Morris International (PMI) – тоже придерживается устоявшихся принципов и адаптирует их в бизнес-стратегии. Так, альтернативная энергетика покрывает 72% энергии, которая необходима заводам компании. К 2025 году PMI намерена полностью перейти на «зеленую» энергетику, а к 2030-му фабрики должны выйти на нулевой показатель выбросов углекислого газа.

В социально ответственных компаниях признают, что сознательный подход к ведению бизнеса более затратный, чем оппортунистический. Но «разумность» таких капиталовложений очевидна – это долгосрочная инвестиция не только в репутацию, но и в устойчивое будущее каждого из нас.

На Харьковской фабрике «Филип Моррис Украина» работают более 600 человек. Трое сотрудников рассказали Mind, что является главным в их работе, какие возможности открывают инновации и какое значение приобретает «устойчивое развитие» для современного бизнеса.

Дарья Заднепровская

Должность: Operations Transformation Lead OPEN+

Специалист отдела эффективного производства

В компании 8 лет. Прошла путь от участницы карьерной программы для студентов на производстве до специалиста внутренних коммуникаций и трансформации.

Мотиваторы: коммуникации, командная работа и 100% отдача процессу.

«Коммуникации – это диалог. В структуре такой большой фабрики двустороннее общение означает, что менеджмент прислушивается к сотрудникам».

Сергей Сидоренко

Должность: Maintenance Lead

Специалист по стандартизации обслуживания оборудования

За 19 лет в «Филип Моррис Украина» прошел путь от слесаря планово-предупредительного ремонта до руководителя службы технического обслуживания.

Мотиваторы: развитие, самореализация, высокие технологии, участие в трансформации.

«Каким бы современным и высокотехнологичным ни было оборудование, без знаний и навыков профессионалов оно вряд ли сможет стабильно и качественно работать».

Сергей Руссо

Manager Environment, Health & Safety

Начальник отдела охраны труда и окружающей среды

В компании 20 лет, путь до руководителя производства начинал от оператора производственного оборудования.

Мотиваторы: ценность сотрудника, инновации, устойчивое развитие.

«Сделать свой город чище, стать лидерами индустрии, избавить общество от большой проблемы – вот те простые истины, которые важны не меньше, чем финансовые результаты».

Сохранить лицо

Начало 1990-х годов в Украине для табачной отрасли был непростым: импорт сигарет нанес ощутимый удар по украинским производителям, которые не могли составить конкуренцию известным на весь мир брендам. Отрасль нуждалась в реконструкции. Харьковская фабрика не исключение: предприятие работало на изношенном оборудовании по устаревшим технологиям. В 1992 году производство сигарет упало на 60%.

В следующем году фабрика, на которой тогда работали 240 человек, уже готовилась к приватизации, и в 1994 году «Филип Моррис Украина» приобрела предприятие. Первые $6 млн были вложены в модернизацию табачного цеха, улучшение качества продукции и благоустройство здания и территории. В 1996 году ЧАО «Филип Моррис Украина» инвестировала еще $16 млн, которые пошли на модернизацию сигаретного цеха, установку новых линий и приобретение упаковочных машин, а также на стажировку персонала – штат фабрики увеличился до 400 человек.

Оператор сигаретного цеха за работой

В том же году на фабрике впервые в Украине начали выпускать международные бренды. За год фабрика изготовила около 4 млрд штук сигарет – вдвое больше, чем тогда, когда была госпредприятием. А уже в 2002 году мощность фабрики превышала 19 млрд штук.

В 2003 году компания начала строить под Харьковом новую фабрику общей площадью 32 га. Современный производственный Greenfield-комплекс, сертифицированный системой качества ISO 9001, открылся в 2006 году. Объем инвестиций в фабрику с проектной мощностью 30 млрд штук сигарет в год превысил $100 млн.

Раскрыв потенциал

Сегодня мощности ЧАО «Филип Моррис Украина» считаются одними из лучших среди 38 фабрик Philip Morris International, в частности, по показателю потребления воды и энергии на единицу продукции. «Мир развивается очень динамично – чтобы оставаться на месте, нужно бежать с бешеной скоростью», – отмечает Дарья Заднепровская, специалист отдела эффективного производства.

В компанию Дарья, которая мечтала работать в корпорации, пришла после обучения по карьерной программе для студентов восемь лет назад. Сначала на производстве отвечала за работу с персоналом, затем – работала в отделе централизованного обеспечения и отделе продаж. Теперь Дарья занимается внутренними коммуникациями

Дарья рассказывает, что ключевые функции производства работают по интегрированной системе управления процессами. На практике это означает, что процессы внутри рабочей смены происходят по четкому графику – планирование, проверка, оценка безопасности, контроль прогресса и даже обед. А после передачи смены цикл повторяется. «Если кто-то из наших сотрудников приедет на фабрику в Бразилию, он сразу же сможет приступить к работе – процессы на всех фабриках, в частности в табачном цехе, примерно одинаковые», – объясняет Дарья.

Узкопроходной штабелер на складе нетабачных материалов

За состоянием табачного цеха на украинской фабрике следит Сергей Сидоренко, который пришел в ЧАО «Филип Моррис Украина» еще в 2002 году слесарем. До того, как стать руководителем службы техобслуживания, Сергей был механиком, инженером и бригадиром по обслуживанию в табачном цехе. Процесс знает досконально, а главную задачу видит в том, чтобы «все происходило без сбоев и задержек». «Большинство процессов автоматизированы. Подготовленные листья сигаретного табака подаются на станок, который осуществляет его обработку и измельчение до необходимых фракций. Я обеспечиваю процесс и при необходимости устраняю неполадки», – рассказывает Сергей.

Полезность инвестированного капитала

Сегодня фабрика в Харькове, по словам Сергея Сидоренко, – образцовое производство, работающее по полному производственному циклу – от первичной обработки табачного сырья до производства и упаковки сигарет. «Работа – отлаженный механизм, однако каждый день появляются новые планы и вызовы. Скука и рутина – это не про нас», – говорит он.

Одна из целей, которые ставит перед собой «Филип Моррис Украина», – минимизировать воздействие на окружающую среду, в частности, за счет рациональных моделей потребления и производства. К 2030 году компания взяла на себя обязательства снизить выбросы углерода на 40%. Поэтому проекты, направленные на эффективное использование воды и энергоресурсов, модернизацию оборудования и совершенствование производства – процесс бесконечный. Сейчас общий объем вложенных инвестиций в Украину превысил $698 млн.

Зачем бизнес инвестирует в «зеленые» технологии
Станция по переработке отходов на Харьковской фабрике

Сергей признается, что внедрение инноваций – профессиональный вызов. «Ни одно новшество, и я говорю не только о техническом оснащении, но и о глобальных инициативах, невозможно осуществить без труда», – отмечает он. Секрет заключается в том, что рациональная модель потребления и производства, в частности эффективное использование воды и энергоресурсов, приведет к снижению выбросов СО₂.

Первые шаги уже сделаны. В 2019 году запущен твердотопливный котел, который позволяет фабрике перейти с газа на возобновляемые источники энергии. Реализация проекта, стоимость которого составляет 63 млн грн, позволила снизить выбросы СО₂ от производственного процесса на 11% по сравнению с предыдущим годом. Доля возобновляемых источников энергии на сегодня составляет 21,5%. Пока котел работает на шелухе подсолнечника, но в компании планируют его модернизацию – «добавить опцию» сжигания отходов производства с отключением энергии. «Таким образом мы существенно уменьшим объемы отходов, которые передаем на утилизацию», – объясняет Сергей Руссо.

Зачем бизнес инвестирует в «зеленые» технологии

На переработку ЧАО «Филип Моррис Украина» передает 91% промышленных отходов. Этот показатель приближается к европейским стандартам, которые существуют в филиалах Philip Morris International в Европе. А к 2022 году компания намерена достичь Zero Landfill (ноль отходов на полигон).

Также в рамках глобальной стратегии Philip Morris International, компания планирует к 2025 году до 50% уменьшить объемы пластикового мусора от продукции компании. Почему это важно? Как показало глобальное исследование Kantar, каждый курильщик выкуривает по 11 сигарет в сутки, и большую часть – на улице. Четверть взрослых курильщиков выбрасывают окурки на землю, а каждый восьмой не считает, что это загрязняет окружающую среду.

Среди других достижений по энергоэффективности – реализованный в 2019 году проект использования сточных вод, который обошелся в 8,19 млн грн. «Множество проектов, которые мы делаем, приносят не только финансовую выгоду компании, но и положительно влияют на жизнь общества, частью которого мы являемся», – говорит Сергей Руссо. Компания, получив возможность повторного использования сточных вод для технических нужд, снизила потребление городской воды на 30% и уменьшила сброс сточных вод примерно на 25 000 куб. м в год. Этого объема достаточно, чтобы наполнить 10 олимпийских бассейнов.  

Устойчивая воля 

По тому, как компания ведет бизнес, как относится к сотрудникам, потребителям, обществу и всей планете, по словам Сергея Руссо, можно судить о том, насколько устойчива ее стратегия. «Это о ценностях и об их реализации, улучшении практик ведения бизнеса во всех аспектах, что позволит обеспечить развитие общества в долгосрочной перспективе. Это win-win стратегия для бизнеса и общества», – отмечает он. 

«Мы ищем и находим возможности постоянно создавать ценность и минимизировать негативное влияние, которое ассоциируется с нашей деятельностью», – отмечает Сергей Руссо. 

Такой подход освобождает бизнес от необходимости выбирать между прибылью и социальным влиянием. Масштабную трансформацию индустрии PMI начала в 2016 году. Первым шагом стал выпуск на рынок IQOS – продукта для совершеннолетних курильщиков, который работает благодаря инновационной технологии нагревания табака. Его использование позволяет сократить негативное влияние на здоровье, поскольку аэрозоль устройства выделяет до 95% меньше вредных веществ по сравнению с дымом обычных сигарет.

Сотрудник участка производства фильтров

В перспективе PMI намерена вовсе прекратить производство сигарет. Компания считает, что при поощрении и поддержке со стороны государства и общества во многих странах это может произойти в течение следующих 10–15 лет. «Нам как компании важны не только финансовые показатели, но и работа над совершенствованием мира, в котором мы все живем и работаем», – отмечает Сергей Руссо.

Сергей выводит закономерность: «Инновационная деятельность создает возможности для стабильного экономического роста. В то же время проведение научных исследований и дальнейшее внедрение новых технологий требуют значительных инвестиций». За последние 10 лет PMI инвестировала в инновационные разработки и исследования более $8 млрд. В 2019 году из $465 млн, выделенных на R&D-направление, 98% ушло на исследование бездымной продукции. 

«Устойчивое развитие – развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений». Эта формулировка впервые прозвучала в 1987 году в докладе ООН. Похоже, PMI разгадала секрет: устойчивое развитие – в балансе. Объединив различные поколения на разных континентах, компания строит будущее для следующих поколений уже сегодня.

Материал в партнёрстве с «ЧАО Филип Моррис Украина»
Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате