Акценты недели: о чем говорят в Европе и мире
Обзор основных событий минувших семи дней и реакция на них зарубежной прессы

Mind начинает новый цикл публикаций под названием «Акценты недели». В нем мы будем освещать главные события, всколыхнувшие накануне мировое сообщество и оказавшие ощутимое влияние на экономику не только отдельных государств, но и целых регионов. Первый выпуск посвящен событиям вокруг контейнеровоза The Ever Given, застрявшего в Суэцком канале, который наконец удалось частично сдвинуть с мели; кадровым перестановкам в правительстве Турции, следствием чего стала стремительная просадка национальной валюты этой страны; а также очередным перипетиям вокруг вакцины от COVID-19.
Суэцкий канал: пробка «стоимостью» в $60 млрд
23 марта 400-метровый контейнеровоз The Ever Given тайваньской компании Evergreen, направлявшаяся из Китая в Нидерланды, застряла, двигаясь по Суэцкому каналу. Вероятно, происшествие произошло из-за сильного ветра в результате песчаной бури в районе канала, по которому продвигалось судно, о чем свидетельствовали данные египетских метеорологических станций.
В результате контейнеровоз заняла диагональное положение относительно берегов канала, полностью его перекрыв. Согласно данным логистической компании Project44, по состоянию на утро пятницы 26 марта корабль заблокировал путь для 62 судов, намеревавшихся пересечь Суэцкий пролив после The Ever Given. Попытки восстановить возможность движения контейнеровоза массой более 200 000 тонн с помощью буксировки были безуспешными в течение шести дней.
Компания BSM, которая взялась высвободить контейнеровоз, 28 марта задействовала дополнительные буксировочные судна. В результате 29 марта в 5 часов утра по местному времени Ever Given удалось снять с мели. Однако, как уточняет the Wall Street Journal, пока контейнеровоз освободили лишь частично, буксиры продолжают работать над исправлением его курса в Суэцком канале. Только после этого появится возможность восстановить движение по торговому пути и положить конец глобальным перебоям в поставках.
А пока The Ever Given сидел на мели, многочисленные логистические компании стремительно теряли деньги: по оценке журнала Lloyd's List, блокирование пролива наносит транспортным компаниям мира как минимум $9 млрд ежедневных убытков, а более 230 грузовых судов, также направлявшихся в Суэцкий канал, вынуждены были отказаться от планов пересечь его без компенсаций от страховых компаний. Одновременно с этим на мировом рынке произошел скачок цен на нефть, связанный с невозможностью движения по каналу топливных танкеров.
Подобный инцидент случается не впервые: в 2017 году в Суэцком канале уже застревало японское судно, однако тогда его движение удалось восстановить сравнительно быстро.
Ситуация, скорее всего, вызовет большое беспокойство египетских политиков. До сих пор Суэцкий канал был источником значительных доходов для Египта. В прошлом году официальная администрация канала заявляла об увеличении собственных доходов от перевозок на 4,7% в период 2015–2020 годов по сравнению с пятью годами ранее, о чем сообщало информационное агентство Reuters. В 2015 году египетское правительство вложил $8 млрд в проект расширения Суэцкого пролива.
Однако теперь его будущее представляется уже не таким безоблачным, как раньше. Так, по мнению британского издания The Economist, если в краткосрочной перспективе Суэцкий канал будет оставаться главным маршрутом региона транспортировки жидкого топлива и других товаров, то в более отдаленном будущем международные политические и бизнес-игроки будут искать альтернативные пути транзита через Арктику или, в случае газовых поставок, непосредственно с помощью трубопроводов.
«Ердономика»: новый удар по турецкой валюте
20 марта официально стало известно об увольнении Начи Агбала с должности председателя Центрального банка Турции, это уже третье изменение на этом посту за два года. Освобождение неприятно поразило не только многочисленные турецкие и зарубежные издания, но и зарубежных инвесторов: только за день лира обесценилась относительно доллара на 15%.
Этот ход Эрдогана большинство специалистов считают ошибкой, потому что новоназначенный глава Центробанка Сахап Кавчиоглу – гораздо менее опытный, чем его предшественник, политик, который к тому же разделяет довольно нетрадиционные взгляды президента о том, что высокая процентная ставка, сторонником которой был Агбал и которая составляла на момент увольнения последнего 19%, не сдерживает, а, наоборот, увеличивает уровень инфляции в стране.
Война вакцин: ЕС ограничивает поставки в третьи страны
Собственно говоря, напряженные отношения по поводу экспорта вакцин возникли именно по вине последней. На массовые поставки из ЕС в Великобританию (в основном вакцины Pfizer-BioNTech) Лондон, по мнению Еврокомиссии, взаимностью не ответил. Два завода компании Astra Zeneca, расположенные на Британских островах, пока не экспортировали в ЕС ни одной дозы.
Стороны планировали договориться в субботу, 27 марта, или вскоре после этого, о чем заявил премьер-министр Нидерландов М. Рютте. Сейчас как европейским фармацевтическим компаниям, так и отдельным странам Европы с развитым фармацевтическим сектором (Ирландия, Швеция, Нидерланды) остается только надеяться, что ЕС и Великобритания смогут быстрее найти общий язык в том, что касается производства и распределения вакцин. Иначе ситуация грозит обострением «войны вакцин» между государствами.
Напомним, что президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен еще в конце января объявила о намерении ввести более жесткий контроль за экспортом антивирусных вакцин в страны за пределами ЕС.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: editor@mind.ua.