Коммунизм в отдельно взятой отрасли: 5 обещаний от «Дія City» для айтишников
Насколько они реальны?

5 апреля Министерство цифровой трансформации в очередной раз презентовалоконцепцию «лучшего в мире налогового и правого режима«Дія City». IT-компаниям, которые вступят в его ряды, пообещали рай на земле. Mind выбрал из презентации ключевые «магниты» для айтишников и проверил их на «мифологичность».
«Лучшая налоговая система: в 5 раз меньшие налоги для IT-бизнеса»
Обещание. «Стартаперы, диджитал-маркетологи, специалисты по EdTech, киберспорту, все из ІТ и креативной индустрии, кто будет работать в компаниях-резидентах «Дія City», смогут платить в пять раз меньше налогов», – подчеркнуто в анонсе презентации.
На самом мероприятии министр цифровой трансформации Михаил Федоров, его заместитель Александр Борняков, а также представители бизнеса – CEO Reface Дмитрий Швец, основатель NAVI Александр Кохановский и др. – в унисон повторяли этот тезис.
Федоров подчеркнул, что «Дія City» создается для того, чтобы айтишники смогли платить лучшие в мире налоги, и привел сравнение с другими странами.

«Дія City» – это прорыв для IT-отрасли в мире. Мы изучили опыт множества стран, рассмотрели каждую модель и создали свою собственную, которая включает все лучшие мировые практики. Мы действительно уменьшаем в пять раз действующие налоги», – дополнил Борняков.
Также чиновники декларировали замену налога на прибыль (18%) налогом на выведенный капитал (9%).
Реальность. Сейчас большинство IT-специалистов оформлены на третьей группе ФЛП. Они платят 5% единого налога (ЕН), 22% ЕСВ от размера минимальной заработной платы.
Если верить заявлению Минцифры, то ЕН должен сократиться до 1%, ЕСВ – до 4,4%. О таком «даре» айтишники не смели даже и мечтать. И не зря: на поверку оказалось, что под пятикратным снижением Минцифра имела в виду простое сравнение ставок с нынешней общей – а не упрощенной – системой налогообложения.

«Не могу не прокомментировать явную (відкриту) манипуляцию с калькулятором заработной платы и налогов. В нем сравнивается наемный работник и так называемый гиг-воркер, предложенный проектом «Дія City». Такое сравнение в нашем контексте не совсем уместно и информативно», – полагает General Manager Daxx Игорь Ткач. И добавляет: его комментарии являются личным мнением, а не официальной позицией компании.
«В приведенном сравнении объем налогов увеличивается на 1,5% военного сбора», – уточняет управляющий директор «Luxoft Украина» Виталий Кармазинский.
Каким же будет реальное налоговое бремя для резидентов «Дія City» – пока не известно. Законопроект со ставками еще не зарегистрирован в ВР. Хотя министерство анонсировало его подачу в конце прошлого года.
В крупнейшей профильной ассоциации IT Ukraine на запрос Mind сообщили, что готовы поддержать «Дія City» при условии, если будут учтены пять критически важных для индустрии аспектов. И главный из них – сохранение на 15 лет задекларированного налогового бремени: 5% – налог на доход специалистов, ЕСВ – 22% с одной минимальной заработной платы, военный сбор – 1,5%. Один из участников рабочей группы на условиях анонимности сообщил изданию, что в последней версии еще не зарегистрированного налогового законопроекта прописаны именно такие ставки.
Ранее с участниками индустрии обсуждали еще один – скрытый налог: обязательный взнос за резидентство в «Дія City», который предстояло перечислять в некую саморегулюющуюся организацию (СРО). Предлагаемый размер этого платежа – около $240 в год за одного сотрудника.
В пересчете на нынешнее количество специалистов, сотрудничающих с крупными IT-компаниями, взнос выглядел весьма существенным. К примеру, EPAM должен был платить почти $2,5 млн, SoftServe – $1,9 млн, GlobalLogic – $1,4 млн в год.
После шквала критики в законопроект №4303 внесли правку: в новой редакции вступление в СРО (следовательно, и взносы) не обязательно. Однако участники рынка опасаются, что идея с СРО может быть реанимирована во время голосования ВР (правки с голоса) или позже – после начала работы режима (смены правительства и правил игры).
«Как всегда дьявол кроется в деталях. Насколько налоговая система будет хорошей, покажут результаты прохождения законопроекта в Раде и принятие других документов (о труде и изменениях в Налоговый Кодекс). Пока законопроект №4303 попахивает обычным «крышеванием». Именно для этого хотели ввести СРО. Мы добились, чтобы вступление в нее было по желанию. Большинство IТ-компаний и с этим условием не согласны, т.к. законом создается общественная организация, которая получает привилегии перед другими ассоциациями. Предлагаем исключить СРО из документа. Также знаем, как вносятся поправки в законопроекты между первым и вторым чтением: есть большая вероятность того, что СРО могут сделать обязательным», – полагает сооснователь Kharkiv IT Cluster, основатель Telesens Эдуард Рубин.
«Теперь остается увидеть финальный проект изменений в Налоговый кодекс. Мы выступаем за то, чтобы он был проголосован одновременно с рамочным законопроектом о «Дія City», – говорит Кармазинский.
«Безопасность ведения бизнеса: без схем, схематозников и маски-шоу»
Обещание. Федоров и Борняков несколько раз акцентировали, что резиденты специального режима будут защищены от неправомерных действий и решений силовых органов. Вероятно, речь шла о законопроекте №4305 с длинным названием «О внесении изменений в уголовное законодательство особого порядка осуществления расследования уголовных правонарушений с целью обеспечения надлежащих условий для развития цифровой экономики».
Его зарегистрировали в ВР в ноябре 2020 года. В документ внесли много норм, которые должны были пресечь беспредел силовиков. А именно – прописывался запрет на необоснованные обыски и такое же изъятие оборудования, вводилась уголовная ответственность правоохранителей за превышение служебных полномочий. Однако эти «плюшки» были предназначены только для резидентов «Дія City».

Реальность. На презентации Федоров и Борняков забыли сообщить слушателям, что законопроект №4305 о защите IT от маски-шоу еще в начале февраля был снят с рассмотрения парламентом.
Почему ВР отправила его в топку? «Как только этот документ был зарегистрирован, ассоциация IT Ukraine выразила его разработчикам замечания. В частности, о том, что законопроект никак не защищает IТ-специалистов от «маски-шоу». А главное: его нормы не соответствуют Конституции Украины, которая гарантирует гражданам равенство всех перед законом. Ведь для IТ-специалистов, работающих на компании – резидентов «Дія City», устанавливается особый порядок уголовного производства, а на айтишников за пределами режима такие «псевдо улучшения» не будут распространяться», – пояснил Mind директор по политико-правовым вопросам ассоциации IT Ukraine Ефрем Лащук.
Вице-президент по финансово-правовым вопросам IT Ukraine Дмитрий Овчаренко уточнил: законопроект снят, потому что сырой. «Минцифра обещает подготовить другой документ. Пока приходится верить «на слово», – сказал он.
Пока же обещание таких привилегий для избранных выглядит как узаконенное крышевание или шантаж тех, кто не пожелает стать резидентом «Дія City».
«Мягкий намек на то, что если ты не в «Дія City», то обязательно будут маски-шоу со всеми проверками», – такие и подобные комментарии слушателей появились во время онлайн-выступления спикеров. В правовой стране к чиновникам-инициаторам подобных норм как минимум возникли бы вопросы от антикоррупционных органов.
Видимо, Борняков не раз слышал эти обвинения, поэтому во время презентации уточнил: «Да, нам нужно реформировать суды и все другое. Мы идем к этому. Но сейчас нужно делать шаги. А у нас нет времени, чтобы ждать результат от таких длинных реформ. Поэтому мы сейчас общаемся с индустрией и понимаем, что нужно оперативно внедрять изменения».
«Возможности для венчурного инвестирования»
Обещание. «Компании получат доступ к капиталу. Это станет возможным благодаря внесению в законопроект норм английского права... После принятия реформы международные инвесторы перестанут бояться вкладывать деньги в украинские разработки», – уверял Борняков.

Реальность. На толковые стартапы постоянно охотятся как отечественные, так и международные фонды. Недостатка в финансировании нет. Только сделки оформляются в более стабильных юрисдикциях. Украина к ним не относится.
Изменить ситуацию могут только глубинные судебная и правоохранительная реформы, а не новшества «Дія City», полагают опрошенные Mind спикеры.
«Венчурное инвестирование, как и любое другое, развивается только тогда, когда в стране работает судебная система. Вся, а не выборочно. До тех пор, пока в судах можно решать проблемы с помощью взяток, ни о каком серьезном инвесторе речь не может вестись. «Дія City» не решает эту проблему. Английское право не может быть введено в нашей стране в отдельно взятой отрасли. Все крупные западные компании, которые заключают договора с украинскими фирмами, подписывают их только при условии судебных разбирательств в Лондоне, Стокгольме или Вене», – полагает Рубин.
«Свобода выбирать форму сотрудничества с IТ-специалистами: золотая середина между ФЛП и трудовыми отношениями»
Обещание. Минцифра предлагает ввести «новую юридическую конструкцию – гиг-контракты». «Это современный тренд, популяризация дистанционной работы. Она максимально адаптирована к украинским потребностям. Место, время выполнения работы и даже валюта могут быть указаны в договоре со специалистами…»
«IT-cпециалисты получат социальные гарантии», – рассказывал Борняков и перечислял преимущества со следующих слайдов.



Замминистра признал, что гиг-контракты похожи на модель с ФЛП. «Очень часто мне задают вопрос: «Зачем создавать новое, если есть ФЛП?». Не устаю повторять: нам важно повысить имидж Украины на международной арене и создать впечатляющие возможности для украинского бизнеса, стимулировать его более оперативное развитие. Когда IТ-компании будут иметь работников не ФЛП, то инвесторы станут их лучше понимать», – «убедительно» пояснил Борняков.
При этом Федоров и Борняков несколько раз почеркнули, что модель работы с ФЛП ломать не будут.
Реальность. «Сейчас более 90% IТ-бизнеса в Украине работает по простой, гибкой и конкурентоспособной на международном рынке модели взаимодействия с IТ-специалистами (ФЛП 3-й группы). Эта модель позволяла IТ-бизнесу расти на 20-25% в год, приводя в Украину значительный объем валютной выручки, который достиг более $5 млрд в 2020 году», – поясняет Ткач.
«Мы рады, что Минцифра учла позицию IТ-отрасли и существенно доработала законопроект о «Дія City». Можно сказать, что по большинству вопросов, которые вызывали дискуссии последние полгода, мы нашли компромисс и есть большой шанс увидеть действительно прогрессивную реформу. Например, для отрасли было важно получить длительный переходной период для освоения новой концепции гиг-контракторов, оставить возможность использовать систему ФЛП и урезать раздутые полномочия регулятора в образе Минцифры – все эти моменты были по большей части учтены», – рассказывает управляющий директор «Luxoft Украина» Виталий Кармазинский.
Овчаренко уточняет: «Заявленная свобода выбора – неправда, ведь возможности сотрудничать с ФЛП не вечны. Нам предлагают переходной период на два года, а затем ФЛП не будет. Вместо этого появятся гиг-специалисты, хотя никто не понимает, что это и чем лучше ФЛП. В законопроекте есть 9 статей о гиг-контрактах, которые «должны произвести революцию». Хотя юристы топ-20 юрфирм говорят, что документ крайне сырой и в таком виде в судах будет неразбериха».
По мнению Рубина, переходить на гиг-контракты не хотят большинство сотрудников. «Это видно по созданной ими петиции. Люди хотят быть свободными. Они часто работают на нескольких проектах разных компаний, в том числе и зарубежных. Гиг – типичное требование левых политиков в западных странах, там, где экономика находится на высоком уровне. Если сегодня людям запретят работать с иностранными компаниями из Украины, то они уедут туда, где это можно делать без проблем. Нельзя построить коммунизм в отдельно взятой отрасли».
Также айтишники не согласны с тезисом о социальной незащищенности сотрудников.
«IТ-специалисты получают одни из лучших компенсационных пакетов среди всех индустрий. Учитывая конкуренцию за таланты, компании предлагают условия сотрудничества по гибкой модели ФЛП значительно лучшие, чем получают наемные работники. И эти условия улучшаются с каждым годом», – рассказывает Ткач.
По его cловам, подавляющее большинство IТ-специалистов имеет возможность откладывать часть дохода на инвестиции в пенсионные сбережения по частным программам. С учетом того, что государственную солидарную пенсионную систему ожидает коллапс, такие сбережения гарантируют финансовую безопасность «на пенсии».
«STEM образование мирового уровня в Украине»
Обещания. Детали функционирования этого «пряника» в «Дія City» чиновники не уточнили. Лишь гарантировали выход на такой уровень.
Реальность. В IT-индустрии огромный дефицит специалистов. Для решения проблемы бизнес регулярно предлагает помощь в реформе образования. Государство «кивает», но пока делает только маленькие шаги.
«STEM образование – основа современного специалиста. Но как решит эту задачу «Дія City»? Не известно. Сегодня профильные ассоциации и кластеры прекрасно справляются с ней и помогают университетам. Если министерство тоже хочет помогать, то никто не запрещает. Но как они видят эту помощь? Пока что это раздача университетам денег, собранных у компаний. Но мы и так работаем с ними. Было бы не плохо, если бы министерство участвовало в разработке квалификационных требований к специалистам, расширении перечня профессий для минтруда», – рассказывает Рубин.
Вместо резюме
Mind решил привести мнение одного из участников рынка. Оно весьма характерно для отрасли и в подавляющем большинстве отражает самые насущные «чаяния» украинских айтишников. По словам Игоря Ткача, General Manager Daxx, реальный рост индустрии могли бы ускорить две «вещи»:
1. Учитывая информационные манипуляции, в том числе со стороны должностных лиц государственных органов, вокруг «законности» модели ФОП, логичным шагом было бы утверждение гарантий безопасности IТ-компаний от неправомерных действий тех же государственных органов. В этом направлении уже есть наработки профильных юристов отрасли.
2. Максимальное внимание к развитию образования по IТ-специальностям и инвестиции времени, средств и других ресурсов в техническое и бизнес-образование. Ведь несмотря на обилие талантливых инженеров-разработчиков, спрос на услуги значительно превышает количество специалистов, которые могут его удовлетворить. Например, системная государственная программа развития IТ-образования могла бы стать отличным социальным проектом, нацеленным на увеличение числа людей, занятых в индустрии с высоким средним доходом.
А создание «особого режима» является по своей сути постепенным уничтожением модели ФЛП и колхозом, в рамках которого государство сможет лучше контролировать IТ-бизнес, ставя в неравные условия тех, кто остался вне «Дія City». Считаю, что в этом нет ничего общего с либерализацией и рыночной экономикой.
Ожидаемые результаты от внедрения «Дія City» выглядят для обычного человека очень привлекательно. Однако нет ни плана, ни экономического обоснования достижения результатов, о которых говорит министерство в своих маркетинговых лозунгах. Каким именно образом произойдет рост индустрии? Ведь IТ-специалистов, без должного развития образования, больше не станет. Декларируется свобода выбирать форму сотрудничества между компаниями и IТ-специалистами и, при этом, постепенно уничтожается модель ФЛП.
Каким образом будет осуществляться защита интеллектуальной собственности? С помощью каких инструментов? Где законопроект по этому поводу? Удастся ли нам увеличить количество компаний, инкорпорированных в Украине, учитывая другие негативные факторы (коррупция судебной системы, защита прав интеллектуальной собственности, защита инвестиций и т.д.)? Действительно ли гарантируется безопасность ведения бизнеса и какими инструментами?
Нам предлагают «рамочный» законопроект, тогда как налоговый законопроект «будет позже». И что индустрии предложат в нем, пока остается неизвестным. Принятие таких важных изменений, по моему мнению, должно происходить одним пакетом документов, открыто и прозрачно для индустрии и общества.
Большинство владельцев и руководителей IТ-компаний с моего круга общения, а также IТ-специалистов, не против небольшого постепенного роста налоговой нагрузки при условии целевого направления средств, полученных от роста поступлений.
Большие аутсорсинговые компании (у которых больше ресурсов и пространства для маневра), а также продуктовые компании, по моему мнению, скорее смогут адаптироваться к изменениям, которые предлагает Минцифра. Более того, по некоторым пунктам они получают для себя преимущества. Этим объясняется поддержка «Дія City» некоторыми компаниями из приведенных мной групп. Однако самые большие вызовы получат небольшие и средние компании, особенно с низкомаржинальными бизнес-моделями.
Они предстанут перед выбором «меняйся и оптимизируй, или умри». «Меняйся и оптимизируй» может означать переход в другие юрисдикции или введение «схем», которые повлекут отток поступлений таких компаний в госбюджет. Учитывая то, что, грубо говоря, 70% украинского IТ-бизнеса – это аутсорсинг с небольшой добавленной стоимостью, демонтаж работающей системы ФЛП – довольно рискованный проект.
Будем надеяться, что Минцифра услышит ВЕСЬ IТ-бизнес, и в финальной версии законопроекта будут учтены все критические замечания ассоциаций, и «Дія City» не затормозит рост индустрии. А в лучшем случае, ускорит его темпы.
Идея «Дія City» – хорошая. Лично мне импонирует желание Минцифры привлекать компании для инкорпорации в Украине. Однако пока вопросов больше, чем ответов.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].