IT-образование будущего: как остановить утечку мозгов и при чем здесь Tesla
Какой реформы ждут от государства отрасль и деканы вузов

Украина ежемесячно недополучает более $12 млн «благодаря» огромному дефициту IT-специалистов. Лишь в 2021 году игрокам индустрии нужно привлечь не менее 54 000 инженеров. Об этом ранее рассказывали Mind представители технологического сектора.
Похожие выводы содержатся в свежем исследовании репутации IT-отрасли, проведенного Ассоциацией IT Ukraine, LOOQME и MZ Hub. Почти половина из 1700 опрошенных считают, что одна из главных проблем отрасли – дефицит IT-специалистов, связанный с качеством образования.

Респонденты выделили четыре препятствия, для устранения которых требуется реформа системы образования. А игроки IТ-рынка, деканы профильных вузов и чиновники поделились с Mind своим видением «лечения болезни».
Препятствие первое: недостаточное финансирование, выгорание преподавателей из-за отсутствия стимулов
«Оклад преподавателей и ученых привязан к тарифной сетке. К окладу есть обязательные (ученое звание, ученая степень, выслуга лет) и необязательные надбавки, которые могут назначаться ежемесячно (премии не в счет). Сумма зарплаты не превышает 1000 евро. Тогда как средний доход IТ-разработчика в Украине, по данным DOU, – около $2200. Таким образом, мало стимулов работать преподавателем», – объясняют эксперты.
Препятствие второе: чрезмерное налогообложение и невозможность реализовать инновационные проекты в университетах
Опрошенные специалисты отмечают, что инновации в образовании нуждаются во взаимодействии компаний и университетов. Однако налоговая нагрузка делает эту модель невыгодной. «Доценты, профессора, преподаватели, ученые платят налоги следующим образом: на фонд заработной платы начисляется 22% ЕСВ, с зарплаты вычитаются НДФЛ 18%, военный сбор 1,5%, еще может быть профсоюзный сбор. То есть с суммы, которая формируется за выполнение работы, будет отчислено не менее 34% (а в договоре еще есть расходы на коммунальные услуги, оборудование, косвенные расходы). Как следствие, частному бизнесу выгоднее прямо нанять сотрудника, чем обращаться с проектом в университет, и, таким образом, университет не будет иметь интеллектуальной собственности, возможности делать трансфер технологий и т. д.», – считают представители образования.
Препятствие третье: регуляторная проблема – казначейские счета
«Все деньги государственных университетов находятся на казначейских счетах, соответственно университет не волен распоряжаться такими деньгами. Даже средствами, которые получены не из бюджета, а от физических и юридических лиц за предоставление образовательных услуг (оплата контрактного обучения). Как следствие, университет не развивает endowment-фонды для развития университета, проведение исследований», – говорят опрошенные специалисты.
Препятствие четвертое: устаревшее законодательство
«Есть ряд других регуляторных проблем, сдерживающих развитие и качество образования. Университет имеет социальные обязательства, а именно – обучение специальных категорий студентов, независимо от того, учатся ли они вообще. Отношения с сотрудниками регулируются устаревшим трудовым законодательством, от которого технологические компании давно отошли, а университет вынужден работать в таких условиях», – объясняют представители высших учебных заведений.
Пути преодоления этих препятствий
Каким должно быть IT-образование будущего? По мнению заместителя министра образования и науки Артура Селецкого, в образовании будущего должны широко применяться цифровые технологии. Как в самом учебном процессе, так и в бюрократических вопросах. «Уже сегодня компьютерные системы способны выполнять задачи, которые раньше требовали вмешательства людей. Например, расчет средней оценки, что значительно упрощает работу педагога. Появилось множество дополнительных источников информации, в частности онлайн-курсы, которые способны обеспечить часть необходимых базовых профессиональных знаний. А геймификация в учебном процессе повышает его эффективность», – рассказывает Селецкий.
Декан факультета информатики Национального университета «Киево-Могилянская академия» Андрей Глибовец отмечает, что наш мир предстает перед новыми вызовами и бурно меняется: «Исходя из этого и образование должно постоянно трансформироваться и адаптироваться. Достаточно ли делает государство? Конечно, нет».
По его словам, на данный момент складывается впечатление, что образование находится на периферии внимания государства и до него никак не доходит очередь.
Основатель платформы открытых инноваций Reactor Евгений Саранцов дополняет: «Состоялись бы инновационные прорывы последних десятилетий, если бы не миллиардные инвестиции? Причем не в производство, а в разработку, исследования, тестирование – в науку? Именно на университетскую науку мы должны обратить особое внимание. Очень хорошо, что университеты сегодня имеют возможность сами привлекать финансирование на науку – через программу Horizon 2020, партнерские и грантовые проекты. Но это, очевидно, лишь капля в море. Массовую и полномасштабную финансовую поддержку могут дать только коллективные финансы – государственные средства», – говорит Саранцов.
И приводит несколько примеров. Разработка поискового алгоритма Google поддержал Национальный научный фонд США. Все крупные компании Илона Маска – Tesla, SolarCity и SpaceX – были участниками госпрограмм и получили от США почти $4,9 млрд. Протокол HTTP был разработан в Великобритании и применялся в компьютерах CERN.
Не говоря уже о том, сколько инновационных разработок финансировались из средств министерств обороны – от интернета, точнее его праотца Arpanet, до Siri, которая создана учеными из Стэнфордского исследовательского института в качестве виртуального помощника для военных. А сенсорный экран сделали ученые из Университета Делавэра при финансовой поддержке Национального научного фонда и ЦРУ. И это только самые известные решения.
По мнению Саранцова, формула успешных инноваций – это союз трех элементов:
- университетов, которые развивают науку;
- обязательного обучения будущих предпринимателей гуманитарным дисциплинам;
- финансовой поддержки со стороны государства.
«Пока мы уверены, что достаточно лишь морально поддержать талант, чтобы появилась инновация, – мы никогда не станем субъектом этого рынка. А это значит, что наши таланты в поисках финансирования обязательно выедут в другие страны. Разработки, которые могли бы прославить Украину, будут коммерциализироваться в Европе, США и Китае. Если инвестировать в инновации, как в дороги, есть вероятность, что дороги нам вообще не понадобятся. Поскольку мы, скорее всего, будем использовать совсем другие способы транспортировки и перемещения в пространстве», – считает основатель платформы Reactor.
Планируется ли реформа образования? «Конечно! – говорит заместитель министра образования и науки. – Сейчас в ІТ-образовании остро встал вопрос несоответствия классификатора профессий требованиям современности. Сейчас при поддержке представителей индустрии уже подготовлен перечень профессий в ІТ и диджитал-маркетинге, который соответствует требованиям европейского классификатора ESCO, но с учетом украинской специфики. Однако приоритетной задачей является совершенствование системы подготовки современных высококвалифицированных специалистов в учебных заведениях и обеспечение успешной адаптации студентов-выпускников к профессиональной деятельности».
Каких изменений требует госсектор для повышения качества образования? «Уменьшения государственного регулирования и упрощения процедурных моментов. Больше внимания на качестве образования, чем на процессы его получения. Максимальное предоставление автономии в том числе и финансовой. Четкое понимание целей среднего и высшего образования. Увеличение финансирования и оптимизация расходов», – перечисляет Глибовец.
По мнению декана Киево-Могилянской Бизнес Школы (kmbs) Александра Саврука, Министерство образования должно быть не руководителем ежедневных процессов, а архитектором экосистемы образования, то есть значительно изменить свою роль.
«Лидерство должно проявиться на уровне системообразующих субъектов в университетах – ректоров (или руководителей вузов), наблюдательных советов университетов и обязательно на уровне общества. На сегодня попытки просто усовершенствовать систему означают поддержку системы, архитектором которой были еще советские, сталинские чиновники», – подчеркивает Саврук.
Что в первую очередь надо «подлатать» в вузах? По словам Артура Селецкого, настоящим испытанием в прошлом году стало дистанционное обучение – оно вскрыло много проблем: недостаточность компьютерного обеспечения и интернета в учебных заведениях, отсутствие электронного документооборота, а также слабая цифровая компетентность участников образовательного процесса.
«Прежде всего университеты нуждаются в финансовой автономии. Университет сам должен решать такие вопросы как штатное расписание и уровень оплаты труда. Следующий вопрос – материально-техническая база и доступ к современным технологиям. Уровень оплаты труда преподавателей и сотрудников. Если доцент университета получает меньшую зарплату, чем кассир супермаркета, – то чего мы от него ожидаем? Качественных лекций и практических, новых и актуальных учебных материалов, развития науки, публикации научных трудов, выступлений на конференциях?» – задает риторический вопрос декан факультета информатики «Киево-Могилянской академии».
Что сдерживает реформирование системы?
«Отсутствие понимания, что без поддержки школы и вузов будет только хуже. На данный момент я считаю, что ситуация невероятно критична. Возьмите средний возраст работников образования – и вы поймете, что через несколько лет просто не останется кому преподавать. Особенно если мы говорим о фундаментальных дисциплинах. Не останется специалистов, которые смогут заниматься наукой», – объясняет Глибовец.
Декан Kmbs считает, что достаточно перспективным является инвестирование в переподготовку преподавателей и улучшение инфраструктуры для новой модели образования. Поэтому policymakers в образовании должны изменить роль с «надзирающего» на «поддерживающего», помочь образовательным учреждениям стать более самостоятельными игроками на рынке образования и поддерживать лучшие модели и подходы, которых в Украине уже достаточно», – подчеркивает Саврук.
Как обеспечить IТ-отрасль необходимым количеством специалистов? «Я верю в объединенную, общую предпринимательскую инициативу IТ-кластеров и образовательных учреждений разного уровня, так как государственных усилий ни по скорости, ни по точности действий с пониманием потребностей компаний-клиентов недостаточно. И такие примеры уже тоже существуют, поэтому далеко за опытом в другие страны бегать, слава богу, не надо», – рассказывает Саврук.
Глибовец предлагает запускать совместные учебные программы, где структура курса, учебные материалы разрабатываются совместно вузами и IТ-партнером, а затем распространяются в другие вузы.
Как бизнес помогает решать проблемы с образованием? «Уже более 10 лет IT-компании вкладывают в развитие ИТ-экосистемы в университетской среде много материальных, человеческих и экспертных ресурсов. А последние несколько лет началась работа и в контексте развития школьного IТ-образования. По моему мнению, объемы инвестиций бизнеса в IT-образование можно сравнить с большим IТ-университетом страны», – рассказывает вице-президент по образовательным вопросам Ассоциации IT Ukraine и директор образовательных программ в EPAM Ukraine Максим Почебут.
И уточняет, как именно бизнес помогает развивать IT-образование:
- Обеспечивает и обновляет материальную базу университетов. Речь идет о технической помощи, создании и оснащении узкоспециализированных лабораторий с прикладными возможностями применения. Поэтому понемногу появляются технические лаборатории, развиваются небольшие R&D центры, поддерживаемые компаниями.
- Некоторые продуктовые и сервисные компании делятся экспертизой: проводят курсы, воркшопы, практические занятия в студенческих аудиториях.
- Компании инвестируют в разработку и обновление учебных программ, планов, создание новых курсов, оказывают менторскую поддержку в рамках отдельных проектов.
- Индустрия также играет важную роль в популяризации STEM-направлений обучения, то есть наук, связанных с математикой, инженерией и т. д.
«Важнейшим методом являются инвестиции в человеческий капитал: в талантливых студентов и инициативных преподавателей. По этому направлению мы, в рамках GlobalLogic Education, обновляем существующие или создаем новые учебные курсы в университетах-партнерах, внедряем проектное обучение, запускаем образовательные программы для преподавателей по разным направлениям», – рассказывает руководитель университетской программы GlobalLogic Ukraine Евгений Сакало.
По словам Head of Sigma Software University Анны Арутюнян, компания более 18 лет инвестирует как в создание комфортных условий обучения, открывая технологические лаборатории, так и участвует в формировании образовательных программ, повышении квалификации и т. д.
«Специалисты Sigma Software проводят мастер-классы, семинары и другие мероприятия по востребованным для IT-бизнеса компетенциям. С вузами Sigma University создает совместные программы в формате дуального образования, проводит летние школы и стажировки для студентов по трендовым направлениям», – уточняет Анна Арутюнян.
Чего ожидает отрасль от IТ-образования в ближайшие пару лет? По мнению игроков IТ-отрасли, разрыв потребностей индустрии с возможностями университетов будет нарастать. Чтобы этого избежать, государству надо немедленно реагировать по нескольким направлениям:
- провести масштабную реформу образования;
- предоставить вузам финансовую автономию;
- отстаивать финансирование отрасли образования и преподавателей;
- инвестировать в университетскую учебную инфраструктуру.
Никакие инициативы не принесут отрасли такого масштабного толчка, как реформирование системы образования. Системное и консолидированное сотрудничество всех сторон IT-образования – бизнеса, преподавателей и чиновников – будет способствовать дальнейшему росту технологической индустрии, резюмируют спикеры.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].