AI, блокчейн & Сo в медицине: три платформы для спасения, защиты пациентов и ускорения исследований
Зачем QR-коды в тестах на COVID-19 и при чем здесь магия
Mind совместно с платформой Reactor.ua продолжает серию материалов об инновациях. В этой публикации рассказываем о трех интересных проектах на стыке ІТ, медицины и фармакологии.
Ранее издание писало о цифровых решениях для промышленности, образования, инновациях для аграриев, украинских MedTech-разработках, сервисе, который помогает управлять операциями на складе онлайн, тандеме дронов и вездеходов-амфибий, о технологии, превращающей автомобиль в гаджет на колесах, и продуктах для e-commerce.
«ДонорUA»

Почему решили создать платформу? «Как и большинство украинцев, я был очень далек от проблематики донорства крови. Мои знания ограничивались тем, что люди могут сдавать кровь, а кому-то эту кровь затем переливают. Сколько ее нужно, кто за это платит, какова логистика и другие вещи были за рамками моего понимания», – рассказывает соучредитель, технический директор «ДонорUA», основатель, СЕО DevRain Александр Краковецкий.
Во время одного из хакатонов на социальную тематику Краковецкий познакомился с президентом ОО «Всеукраинская ассоциация доноров Украины» Ириной Славинской. Она предложила присоединиться к проекту. «Оказалось, что доноров катастрофически не хватает, государство, как часто бывает, самоустранилось, оставив пациентов один на один с проблемами. Уже была договоренность с одним из украинских инкубаторов, который готов был онбордить проект, но через неделю он прекратил свою деятельность в Украине. Мы решили продолжать самостоятельно. И так уже шесть лет...», – смеется спикер.
Суть продукта. Основная задача «ДонорUA» – найти доноров для реципиента здесь и сейчас. «Матчинг должен происходить по большому количеству параметров: начиная от локации и заканчивая синхронизацией с календарем донора, поскольку после донации нужно делать перерыв от семи дней до двух месяцев. Отследить все это без технологий практически невозможно. Персональные кабинеты, чатбот, AI делалось для достижения этой цели», – объясняет разработчик.
По его словам, сейчас это большая платформа, позволяющая искать доноров по всей Украине, 95% процессов автоматизированы, и этим занимается только один координатор. Также сервис помогает довольно быстро запускать акции и подпроекты.
«Из последних наших проектов могу выделить «Такси для донора» во время локдауна, мониторинг запасов донорской крови в центрах, «ДонорUA AID» для минимизации последствий пандемии. Есть маркетинговые проекты вроде «ДонорUA Awards», где мы награждаем самых активных доноров платформы и «ДонорUA Art Project» для представителей креативной индустрии, которые предлагали свое видение донорства через искусство. Выставки будут проходить в разных городах Украины», – рассказывает Краковецкий.
И уточняет: платформа построена на современном технологическом стеке с использованием автоматизации, облачных технологий, элементов искусственного интеллекта: «Имея огромный опыт создания энтерпрайз-решений, мы перенесли этот опыт на «ДонорUA». Часто мне даже не надо рассказывать о нашей экспертизе, потому что клиенты являются пользователями платформы и на своем опыте могут оценить тот продукт, который мы делаем».
Проект занимается популяризацией безвозмездного донорства. «ДонорUA» зарабатывает на спонсорских пакетах и на проведении корпоративных дней донора. «Если меня читают представители бизнеса – обращайтесь, это единственный способ честно и легально существовать нашей инициативе (конечно, кроме личных денег учредителей)», – говорит Краковецкий.
Результаты. «ДонорUA» стартовал в марте 2015 года. С тех пор на платформе зарегистрировались около 40 000 доноров и более 3000 реципиентов. «Реальное влияние значительно больше, поскольку очень многие доноры не отмечают донации в персональном кабинете, а просто заходят на сайт и смотрят, где и кому сдать кровь. Если донор зарегистрирован, то мы берем задачу информирования на себя – посылаем сообщение тогда, когда кровь именно этого донора нужна. Откуда мы знаем, что это работает именно так? Реципиенты и их близкие часто пишут нам что-то вроде: «Только вчера вечером заполнили анкету, а сегодня утром уже доноры пришли в центр крови». Со стороны это выглядит как магия», – рассказывает соучредитель «ДонорUA».
Clinical Trials PoC

Проблематика. «Обычно клинические испытания (КИ) медпрепаратов – массовые, и проходят они по утвержденному протоколу. КИ состоят из четырех фаз: на первом этапе в тестировании участвует 20−100 здоровых добровольцев, на втором – несколько сотен людей, а самая масштабная – третья фаза. В ней участвуют тысячи пациентов из разных стран.
При этом менее 30% из всех инициированных исследований доходят до третьей фазы и менее 15% получают одобрение и выход на рынок», – рассказывает Senior Designer, Usability and Design Consultant GlobalLogic Наталия Струкова.
«Загвоздка» связана с несколькими причинами:
Длительность процесса. Период от начала тестирования лекарства до полноценного выхода на рынок может длиться 10–12 лет. Из них три года уходит только на третью фазу.
Стоимость КИ. Например, в США средняя стоимость первой фазы клинических испытаний в терапевтических областях составляет около $4 млн, второй – $13 млн, третьей – $20 млн.
Сложность привлечения пациентов, сбора и хранения данных. Любая неточность или нарушение протокола может повлиять на процесс регистрации лекарства.
Суть продукта. Инженеры GlobalLogic из харьковского офиса разработали концепт цифровой платформы, который помогает ускорить тестирование и выпуск новых лекарств, а также уменьшить расходы фармкомпаний.
«Основная цель проекта – повышение эффективности КИ. Он представляет собой единую экосистему КИ, состоит из разработанной архитектуры сбора, хранения, обработки и передачи данных, прототипа приложения (мобильного – для пользователей, веб – для центров испытаний)», – рассказывает Струкова.
И поясняет, как эта «штука» работает:
- Подключенные устройства (например, «умные» часы) мониторят пульс и давление пациента для объективного скрининга реакций на препарат. Система сразу передает информацию доктору, который отслеживает действие препарата почти в реальном времени.
- Пациент сам контролирует свое состояние. Он каждый день отвечает на вопросы тестов, которые платформа ему отправляет. В приложении появляются напоминания о необходимости заполнить информацию.
- Доктор наблюдает за состоянием пациента через систему и, при необходимости, может через нее же организовать встречу.
- На базе платформы пациент может быстро и безопасно передавать и согласовывать с центром испытаний различные документы.
- Вся информация о пациентах, и КИ в целом хранится в приватном облачном хранилище, которое обеспечивает шифрование и анонимизацию данных по последним стандартам. Их не смогут ни украсть, ни потерять.
«К платформе можно быстро и недорого подключить программы, устройства и приложения для обработки данных исследования. Система обеспечивает мгновенную связь между всеми участниками КИ: центром, пациентом, доктором и спонсором», – говорит Струкова.
Промежуточные результаты. Команда инженеров GlobalLogic ведет разработку концепта два года. Проект является proof of concept – прототипом. И пока не используется в коммерческих целях. «Это нормальная практика для IT-компаний во всем мире, многие подобные внутренние разработки становятся проектами для клиентов. Сейчас мы ведем переговоры о реализации концепта платформы», – поясняют в GlobalLogic.
И добавляют: разработка позволит объединить в единую экосистему технологичные решения для КИ. Платформа потенциально сможет собирать, обрабатывать данные и контролировать выполнение планов в одном месте. Это даст возможность быстрее получать и безопаснее хранить достоверные данные о клинических испытаниях, не делать дополнительные круги исследований. «За счет этого фармкомпании в любой стране мира смогут существенно сократить время исследований и траты на них, а также эффективно контролировать соблюдение протокола», – уверены разработчики.
Система обработки COVID-тестов на блокчейне

Проблематика. «Во многих странах COVID-19 усложнил доступ в больницы, дома престарелых, супермаркеты, отделы полиции и т. д. Предприятия стали требовать прохождения тестирования от работников, чтобы обезопасить персонал и клиентов. В результате появилась потребность в защите персональных данных при передаче/вручении результатов тестирования», – рассказывают в IT-компании Avenga.
Суть продукта. Инженеры Avenga помогли спроектировать и построить цифровую систему обработки результатов тестирования.
Как она работает:
- Пациент обращается в лабораторию.
- Там его регистрируют в системе, вносят персональные данные, результаты тестирования и направляют информацию на блокчейн-сервер в хешированном формате.
- Результаты теста отправляются пациенту по электронной почте в виде QR-кода. Этот код может быть предоставлен по требованию. Например, на работе или в аэропорту.
«Это решение гарантирует защиту полученных результатов тестирования: данные хранятся на блокчейне, который предоставляет компания Ubirch. Также система способна предоставлять различным сторонам только определенную часть информации, обеспечивая при этом ее точность и конфиденциальность», – уточняют в Avenga.
Применение на практике. Avenga разработала систему по заказу американской Accu Reference Medical Lab. Продукт выпустили летом прошлого года. В IT-компании говорят, что система может применяться не только для хранения тестов на COVID-19, а и в других сферах:
- цифровое здоровье (точный и защищенный обмен информацией между медицинскими работниками);
- клинические исследования (прозрачность КИ и процессов испытаний);
- таможенная безопасность (система защищает персональные данные);
- контролируемый доступ (может применяться администраций транспортной безопасности, авиакомпаниями или любым другим предприятием, которое использует контроль доступа).
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].