11 фактов о cashless: как Украина погружается в безналичные расчеты

11 фактов о cashless: как Украина погружается в безналичные расчеты

И по каким показателям опережает европейские страны

Цей матеріал також доступний українською
11 фактов о cashless: как Украина погружается в безналичные расчеты

«Украина очень прогрессивна в развитии cashless технологий. Безналичные оплаты уже стали стойкой привычкой украинцев. Половина пользователей готова полностью отказаться от наличных оплат», – подчеркнула  генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове Инга Андреева на недавней пресс-конференции.

Топ-менеджеры компании поделились внутренней статистикой динамики cashless на европейских и украинском рынках во время пандемии, а также данными исследования MasterIndex о предпочтениях наших соотечественников в этой сфере. Опрос проведен InMind по заказу Mastercard в июне 2021 года. В нем участвовали 1507 респондентов в возрасте 18-60 лет, которые проживают в городах с численностью населения от 50 000 человек.

Mind выбрал наиболее интересные данные и цитаты.

40,8 млн, 30% и 38%

Это три, на первый взгляд, парадоксальные цифры. Первая – количество активных карт в Украине. Вторая – доля взрослого населения, которое не имеет счетов в банке. Третья – доля малого и среднего бизнеса, который предоставляет своим потребителям возможность безналичной оплаты.  

78%


Столько безналичных платежей в Украине уже «проходит» бесконтактно. Хотя еще пару лет назад этот показатель был на уровне 30%. «На 35 европейских рынках отмечаем рост проникновения бесконтакта. За последний год, в среднем на 10%. Украина же подросла на 17%. Один из ключевых стимулов – гигиена, которая во время пандемии выходит на первое место», – пояснила Андреева.

Интересно, что в прошлом году впервые попробовали оплату бесконтактной картой 30% наших соотечественников.

49%

Столько украинцев в ближайшее время готовы отказаться от нала. Для сравнения, 17% европейцев это уже сделали во время пандемии.

37%


Для стольких украинцев NFC – уже сейчас наиболее предпочтительный способ оплаты. «По количеству NFC-оплат Украина стабильно входит в топ стран Европы», – уточнила Андреева.

«Из месяца в месяц наблюдаем стабильный рост вовлечения новых пользователей в сервисы Google Pay и Apple Pay. Сегодня уже миллионы клиентов используют NFC в Украине. Предполагаем, что в ближайшем будущем количество токенизированных карт в нашей стране достигнет 10 млн», – уточнил вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине и Молдове Юрий Батхин.

По его мнению, такая динамика связана с тем, что Украина – молодой рынок: «Нам не приходится проходить все те этапы, которыми шли США, Великобритания и т.д. Мы перешли с рынка магнитных карт в эру цифровых платежей, почти миновав этап контактных карт».

Интересно, что украинцы предпочитают расплачиваться не только смартфонами с NFC. «Украина – в топ-3 европейских стран по количеству оплат носимыми устройствами (умными часами, фитнес-браслетами и т.п.).  Этот сегмент ежемесячно прорастает на 25%. Очень мало ниш, которые показывают такие темпы роста», – отметил Батхин.

Более 90%

Столько POS-терминалов в Украине принимают бесконтактную оплату. «Украинский рынок подошел к пандемии подготовленным: до локдауна у нас был высокий уровень проникновения современного оборудования. За последние 5 лет произошло удвоение парка POS-терминалов. Вроде бы цифра впечатляющая, но если ее сравнить с европейской статистикой – нам есть куда бежать. В Украине 9,6 терминалов на тысячу населения, в Европе – 30», – пояснила Андреева.

38–40%

На столько во время пандемии возросла безналичная оплата за продукты питания, электронику и мебель в Украине. Для сравнения: в среднем по европейским странам рост cashless в сегменте продуктов питания составил 26%, электроники – 24%, мебели – 16%. Эти ниши в Европе стали лидерами по позитивной динамике. «Судя по статистике, украинцы ударились в ремонт. Если у нас появляется свободное время – надо обязательно что-то поменять в доме», – пошутила Андреева.

150 млн

Столько поездок в столичном метро уже оплачено cashless. И не только украинцами: в системе зафиксированы карты из более 75 стран. Безналичный расчет в киевской подземке запустили 6 лет назад. «Это наш первый, но не единственный Smart Сity проект. Сегодня реализовано более 40 проектов в городах. Один из последних – cashless в метро Днепра. Он стартовал в сентябре 2020 года, сейчас зафиксировано более 185 000 трансакций», – уточнила Андреева.

8%

Столько респондентов избегают магазины, где можно расплатиться только наличными. «Пандемия побудила малый и средний бизнес задуматься о том, что потребитель выберет другую кофейню, парикмахерскую или магазин, если не будет возможности оплатить покупку картой», – полагает Андреева.

61%

Столько украинцев хотели бы расплачиваться cashless на рынках. В топ ожиданий также входит безналичная  оплата в общественном транспорте, парикмахерских, такси, учебных заведениях и даже на пляжах.   

«Для снижения этих барьеров важно объединить усилия игроков рынка, наращивать  платежную инфраструктуру, которая в количестве POS-терминалов все еще в разы уступает европейским показателям», – считает Андреева.

66%

На столько в Украине возросло количество онлайн-оплат в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Лидерами динамики покупок в ecommerce стали спорттовары (рост в 7,5 раза) и товары для дома, интерьера (в 4,5 раза).

«Тренд последнего года – появление новых неожиданных категорий. К примеру, фуд ритейл вырос в 2 раза. Также взлетела онлайн-оплата в сфере курьерской доставки, такси и т.п. Думаю, мы останемся в этой изменившейся парадигме и после пандемии. Потребители все чаще будут задумываться, зачем тратить время на дорогу в магазин, если через приложение можно быстро заказать продукты», – полагает Батхин.

39%


Столько украинцев в будущем хотят рассчитываться с помощью сканирования QR-кода смартфоном. 17% мечтают об оплате с помощью голосового ассистента. Также респондентам интересна  оплата криптовалютами и с помощью smart бытовой техникой (к примеру, умные холодильники могут самостоятельно заказывать еду).

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате