11 фактов о cashless: как Украина погружается в безналичные расчеты
И по каким показателям опережает европейские страны

«Украина очень прогрессивна в развитии cashless технологий. Безналичные оплаты уже стали стойкой привычкой украинцев. Половина пользователей готова полностью отказаться от наличных оплат», – подчеркнула генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове Инга Андреева на недавней пресс-конференции.
Топ-менеджеры компании поделились внутренней статистикой динамики cashless на европейских и украинском рынках во время пандемии, а также данными исследования MasterIndex о предпочтениях наших соотечественников в этой сфере. Опрос проведен InMind по заказу Mastercard в июне 2021 года. В нем участвовали 1507 респондентов в возрасте 18-60 лет, которые проживают в городах с численностью населения от 50 000 человек.
Mind выбрал наиболее интересные данные и цитаты.
40,8 млн, 30% и 38%
Это три, на первый взгляд, парадоксальные цифры. Первая – количество активных карт в Украине. Вторая – доля взрослого населения, которое не имеет счетов в банке. Третья – доля малого и среднего бизнеса, который предоставляет своим потребителям возможность безналичной оплаты.
78%
Столько безналичных платежей в Украине уже «проходит» бесконтактно. Хотя еще пару лет назад этот показатель был на уровне 30%. «На 35 европейских рынках отмечаем рост проникновения бесконтакта. За последний год, в среднем на 10%. Украина же подросла на 17%. Один из ключевых стимулов – гигиена, которая во время пандемии выходит на первое место», – пояснила Андреева.
Интересно, что в прошлом году впервые попробовали оплату бесконтактной картой 30% наших соотечественников.
49%
Столько украинцев в ближайшее время готовы отказаться от нала. Для сравнения, 17% европейцев это уже сделали во время пандемии.
37%
Для стольких украинцев NFC – уже сейчас наиболее предпочтительный способ оплаты. «По количеству NFC-оплат Украина стабильно входит в топ стран Европы», – уточнила Андреева.
«Из месяца в месяц наблюдаем стабильный рост вовлечения новых пользователей в сервисы Google Pay и Apple Pay. Сегодня уже миллионы клиентов используют NFC в Украине. Предполагаем, что в ближайшем будущем количество токенизированных карт в нашей стране достигнет 10 млн», – уточнил вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине и Молдове Юрий Батхин.
По его мнению, такая динамика связана с тем, что Украина – молодой рынок: «Нам не приходится проходить все те этапы, которыми шли США, Великобритания и т.д. Мы перешли с рынка магнитных карт в эру цифровых платежей, почти миновав этап контактных карт».
Интересно, что украинцы предпочитают расплачиваться не только смартфонами с NFC. «Украина – в топ-3 европейских стран по количеству оплат носимыми устройствами (умными часами, фитнес-браслетами и т.п.). Этот сегмент ежемесячно прорастает на 25%. Очень мало ниш, которые показывают такие темпы роста», – отметил Батхин.
Более 90%
Столько POS-терминалов в Украине принимают бесконтактную оплату. «Украинский рынок подошел к пандемии подготовленным: до локдауна у нас был высокий уровень проникновения современного оборудования. За последние 5 лет произошло удвоение парка POS-терминалов. Вроде бы цифра впечатляющая, но если ее сравнить с европейской статистикой – нам есть куда бежать. В Украине 9,6 терминалов на тысячу населения, в Европе – 30», – пояснила Андреева.
38–40%
На столько во время пандемии возросла безналичная оплата за продукты питания, электронику и мебель в Украине. Для сравнения: в среднем по европейским странам рост cashless в сегменте продуктов питания составил 26%, электроники – 24%, мебели – 16%. Эти ниши в Европе стали лидерами по позитивной динамике. «Судя по статистике, украинцы ударились в ремонт. Если у нас появляется свободное время – надо обязательно что-то поменять в доме», – пошутила Андреева.
150 млн
Столько поездок в столичном метро уже оплачено cashless. И не только украинцами: в системе зафиксированы карты из более 75 стран. Безналичный расчет в киевской подземке запустили 6 лет назад. «Это наш первый, но не единственный Smart Сity проект. Сегодня реализовано более 40 проектов в городах. Один из последних – cashless в метро Днепра. Он стартовал в сентябре 2020 года, сейчас зафиксировано более 185 000 трансакций», – уточнила Андреева.
8%
Столько респондентов избегают магазины, где можно расплатиться только наличными. «Пандемия побудила малый и средний бизнес задуматься о том, что потребитель выберет другую кофейню, парикмахерскую или магазин, если не будет возможности оплатить покупку картой», – полагает Андреева.
61%
Столько украинцев хотели бы расплачиваться cashless на рынках. В топ ожиданий также входит безналичная оплата в общественном транспорте, парикмахерских, такси, учебных заведениях и даже на пляжах.
«Для снижения этих барьеров важно объединить усилия игроков рынка, наращивать платежную инфраструктуру, которая в количестве POS-терминалов все еще в разы уступает европейским показателям», – считает Андреева.
66%
На столько в Украине возросло количество онлайн-оплат в первом квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Лидерами динамики покупок в ecommerce стали спорттовары (рост в 7,5 раза) и товары для дома, интерьера (в 4,5 раза).
«Тренд последнего года – появление новых неожиданных категорий. К примеру, фуд ритейл вырос в 2 раза. Также взлетела онлайн-оплата в сфере курьерской доставки, такси и т.п. Думаю, мы останемся в этой изменившейся парадигме и после пандемии. Потребители все чаще будут задумываться, зачем тратить время на дорогу в магазин, если через приложение можно быстро заказать продукты», – полагает Батхин.
39%
Столько украинцев в будущем хотят рассчитываться с помощью сканирования QR-кода смартфоном. 17% мечтают об оплате с помощью голосового ассистента. Также респондентам интересна оплата криптовалютами и с помощью smart бытовой техникой (к примеру, умные холодильники могут самостоятельно заказывать еду).
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].