Экспертное мнение: Украина может превратиться из транзитера газа в экспортера водорода
О новых возможностях для Украины

На днях посол в Украине в США Оксана Маркарова отметила, что санкциями еще можно остановить «Северный поток – 2» несмотря на то, что газопровод уже достроен. В то же время Украина и Россия публично спорят о климатической безопасности газопровода. Подробнее об этом в материале Mind «За чистоту помыслов и газа: как украинская ГТС может обойти «Северный поток – 2». Вместе с тем эксперты обращают внимание на возможности, которые открываются перед Украиной. «Завершение строительства газопровода «Северный поток – 2» в Балтийском море и амбициозные климатические цели Европейского союза дают Украине шанс уменьшить свою энергетическую зависимость от России», – говорит политический обозреватель Оливер Ролофс в колонке для Deutsche Welle. Mind предлагает ознакомиться с переводом этого материала, который предоставил Украинский газовый инвестиционный конгресс. В рамках мероприятия будут рассмотрены, в частности, вопросы, о которых говорит автор материала.
Украинский газовый инвестиционный конгресс при поддержке Министерства энергетики Украины и Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины пройдет в Киеве с 20 по 22 октября 2021 года. Мероприятие соберет международных лидеров для обсуждения энергетического перехода, технологий и трансформации отрасли, а также ключевых внешнеторговых потоков и стратегий снабжения.
Действительно ли «Северный поток – 2» является угрозой для Украины или это все же замечательная возможность?
Возникает вопрос, смогут ли Соединенные Штаты предотвратить использование «Северного потока – 2» в качестве геополитического оружия против Украины. Санкции против Москвы, согласованные Берлином и Вашингтоном в случае возникновения такой ситуации, не оказали значительного влияния на Кремль. Тем временем запасы в хранилищах Европы подходят к концу. Газохранилища Австрии еще никогда не были настолько пусты. По данным Австрийского энергетического агентства, сегодня они заполнены лишь на 30%. В Германии запасы газа сегодня тоже существенно ниже нормы. Частично это связано с высоким спросом в странах Азии и падением поставок сжиженного природного газа (СПГ) из-за значительного роста цен.
Искусственный дефицит также способствовал повышению цен на газ. В частности, и «Северный поток – 2» играет здесь свою роль. По данным оператора, газопровод готов на 99%.
Первые поставки газа в Германию через Балтийское море первой ниткой газопровода мощностью в 55 млрд куб. метров могут состояться уже в октябре. И хотя газопровод еще не работает, «Газпром» уже сокращает определенные договором объемы транзита через Украину.
Возникновение рисков, несмотря на гарантии
Несмотря на полученные политические гарантии, договоренность между Германией и США создает для Украины риски, которые уже сказываются на транзите газа. Но она также дает возможности, особенно для Украины, такие как ускорение перехода на альтернативные источники энергии, укрепление суверенитета и будущей эффективности страны. Завершение строительства «Северный поток – 2» поможет Украине ускорить неизбежную модернизацию.
Амбициозные планы Евросоюза в достижении климатической нейтральности к 2050 году приведут к уменьшению импорта природного газа из России. Изменение климата создает новую геополитическую реальность, которая впоследствии лишит РФ источника больших прибылей и важнейших инструментов власти и влияния.
Однако природный газ – важная переходная технология, особенно для Европы, которая обеспечивает более быстрое достижение цели перехода на климатически нейтральную энергетику с использованием новых видов топлива, например водорода. С учетом сложных отношений С с Россией на первый план выходит новый привлекательный экспортер – Украина.
Просто страна-транзитер?
Сегодня Украина – не только один из крупнейших транзитеров природного газа, она обладает значительными запасами природного газа – вторыми по объемам в Европе. Из 30 млрд куб. метров годового объема потребления природного газа в Украине треть составлял импорт. Дефицит внутренней добычи, который составляет 10 млрд куб. метров, покрывается импортом из Европы, поскольку украинская государственная газовая компания «Нафтогаз» не получала поставок из России с 2015 года.
Впрочем, сегодня у Украины самые большие в Европе возможности наращивания добычи природного газа: для удовлетворения собственных энергетических нужд и достижения успеха на экспортном рынке «Нафтогаз» недавно приобрел новые лицензии для увеличения собственной добычи. Сюда входят также эксклюзивные права на 30 лет на участок площадью 30 000 кв. км с месторождениями природного газа в северной части Черного моря.
Европа должна принять это во внимание. Поддерживая суверенитет и энергетическую безопасность Украины, ЕС также прокладывает путь к климатически нейтральной экономике. Что мешает странам – членам ЕС расширить свою стратегию в отношении водорода и привлечь новых партнеров на Востоке?
Импорт «голубого водорода» мог бы стать важным промежуточным решением для переориентации собственной энергетики и мобильности. У него также есть преимущества перед «зеленым водородом», который невозможно производить в больших объемах климатически нейтральным методом из-за нехватки ветряных и солнечных электростанций. В результате производства «голубого водорода» выделяется CO₂, который собирают и хранят под землей.
Потребность в модернизации сети
Чтобы сыграть важную роль в переходе Европы на водород с низким содержанием CO₂, Украина может предложить свои запасы природного газа и сеть газопроводов, которую можно будет модернизировать для транспортировки водорода. Она также может предложить третьи по объему в Европе объекты для хранения CO₂.
Объявляя о сделке по «Северному потоку – 2», Германия и Соединенные Штаты отметили, что их намерения поддержки энергетического перехода в странах с развивающейся экономикой, таких как Украина, серьезны. Планы по созданию в Украине «зеленого фонда», который будет способствовать энергоэффективности и энергетической безопасности, – первый положительный шаг.
Германия обязалась выделить по меньшей мере $175 млн (149 млн евро) в качестве гранта на создание фонда и поддержку двусторонних энергетических проектов. США и Германия обязались совместно увеличить общее финансирование фонда до $1 млрд. В то же время приоритетной задачей будет привлечение инвестиций частного сектора в будущее зеленой энергетики Украины.
Но это только начало. Инвестиции в энергетическую инфраструктуру Украины – это беспроигрышный вариант для Украины и Европы. Изменение климата и возрастающие потребности Европы в углеводородах могут радикально изменить правила игры для континента. Нельзя упустить этот шанс.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].