Discuss Discuss
Mind Disrupt Innovation Index 2021: телеком-индустрия «мужественно проспала» первую угрозу, теперь догоняет

Mind Disrupt Innovation Index 2021: телеком-индустрия «мужественно проспала» первую угрозу, теперь догоняет

На какие инновации делают ставку мобильные операторы и интернет-провайдеры

Цей матеріал також доступний українською
Mind Disrupt Innovation Index 2021: телеком-индустрия «мужественно проспала» первую угрозу, теперь догоняет

Mind совместно с платформой Reactor.ua подготовил первый в Украине Disrupt Innovation Index – исследование готовности компаний встретить изменения на их рынке через влияние инноваций. Индекс не является соревнованием или рейтингом самых инновационных компаний.

Его задача – проанализировать, насколько крупные игроки готовы к вызовам, как инновации влияют на бизнес, и смогут ли сегодняшние лидеры выжить в будущем.

Исследование охватывает более 50 крупнейших украинских компаний в восьми отраслях украинской экономики.  Банки, металлургия, энергетика, АПК, транспорт, телекоммуникации, фармацевтика, ритейл, потребительские рынки, недвижимость – по мнению экспертов KPMG в Украине, именно эти отрасли в ближайшие годы будут больше подвержены изменениям. Уже сегодня там появляются новые игроки, новые бизнес-модели, новые правила, которые влияют на распределение сил на рынке.

В каждой из этих индустрий редакция отобрала от 5 до 12 компаний, которые являются лидерами рынка по объему выручки. Mind совместно с Reactor.ua провел анкетирование и интервьюирование компаний, а также независимых экспертов.

В первом материале представляем Disrupt Innovation Index одной из наиболее технологичных отраслей – телекома

Портрет индустрии

«Перестаньте повторять мантру: мы не должны быть «тупой трубой». Это прекрасная ниша. Если мобильные операторы и интернет-провайдеры останутся качественной «трубой» передачи голоса и данных – они выживут», – несколько лет назад подчеркнул представитель RIPE NCC Алекс Семеняка на профильной конференции.

Тогда со спикером согласились далеко не все эксперты. Этот спор продолжается и по сей день.

Mind Disrupt Innovation Index 2021: телеком индустрия «мужественно проспала» первую угрозу, теперь догоняет

Безоблачные времена для операторов закончились с появлением первых мессенджеров. Именно они стали самым мощным дизраптом для основного бизнеса «большой тройки». Пока мобильщики раскачивались, Viber&Co почти «похоронили» некогда доходную нишу SMS в В2С, «подъели» выручку от роуминга и международной связи. Позже начали перетягивать на себя голосовые услуги и на внутреннем рынке.

Вначале мобильные операторы пытались симметрично отвоевывать свою территорию: запускать аналогичные продукты. «Но этот вызов индустрия мужественно проспала», – позже отметил президент «Киевстар» Александр Комаров.

Сейчас в живых на рынке остался только BiP Turkcell («мамы» lifecell): 2 млн скачиваний из Украины, более 70 млн – в мире. Veon («мама» «Киевстар») запустил свой одноименный мессенджер в 2016 году.

Тогда глава холдинга Жан-Ив Шарлье заявлял, что Veon будет ежегодно направлять на развитие платформы по $100 млн. В 2019 году проект свернули с туманным пояснением: «Причиной закрытия Veon стало осознание того факта, что разные страны, в которых работают операторы группы, имеют разные потребности».

Однако битву операторы таки выиграли. Благодаря не инновациям, а простейшему решению: запуску пакетной тарификации. Абонент может вообще не пользоваться SMS или голосовыми услугами, но фиксированную плату внести обязан. Сейчас на рынке мало пакетов только с интернетом. Но, даже если они появятся в избытке, абонплата вряд ли будет серьезно уступать тарифам «все включено».

Вместе с тем горький опыт с мессенджерами побудил игроков прогнозировать возможные дизрапты и не откладывать в долгий ящик эксперименты с инновациями. Их условно можно разбить на две группы: инвестиции в более продуктивные решения и технологии для сохранения устойчивости и роста основного бизнеса, тестирование новых ниш для нахождения «нефтяных скважин».

Пока по объему инвестиций и успешности проектов лидирует первая группа. Игроки прекрасно осознают, что без технологического обновления ядра бизнеса они очень быстро потеряют долю рынка или вообще будут выброшены за борт, например, как «Интертелеком».

За последние шесть лет мобильные операторы вложили в развитие своих сетей более 65 млрд грн. Большая часть этих «вливаний» пошла в 4G. Для удержания и привлечения абонентов игроки наперегонки запускают модные «фишки» (eSIM, VoLTE и т. п), экспериментируют с зачатками AI (чат-ботами).

Интернет-провайдеры постепенно избавляются от устаревших технологий и переводят свои сети на оптику, заманивают абонентов гигабитным интернетом, увеличивают пропускную способность для комфортного пользования Zoom, MS Teams, Google Meet на удаленке. В итоге пока маржа EBITDA основного бизнеса остается весьма приличной: у мобильных операторов – 50–68%, провайдеров – 40–45%.

Прощупывать новые ниши – Big Data, ОТТ, облачные сервисы, IoT, MFS (мобильные финансы), кибербезопасность – игроки начали около трех лет назад. Дизраптом, точнее драйвером, стал успешный опыт крупных иностранных коллег.

Пока хорошую динамику роста в Украине показывают три первые ниши. Хотя операторы до сих пор не разглашают финрезультаты в абсолютных цифрах. Как и объем инвестиций в запуск и продвижение этих продуктов. А в нише мобильных финсервисов может повториться история с мессенджерами. В конкуренции с Приват24, monobank и др. мобильные финансы в лучшем случае смогут перетянуть на себя очень узкие сегменты ЦА.

«Операторы давно хотят перестать быть исключительно инфраструктурой и монетизировать свою базу. У многих возникает иллюзия, что можно легко и быстро за счет огромной клиентской базы запустить любой новый бизнес. Например, банковский. Но дело в том, что собственная клиентская база не означает, что и клиент принадлежит компании. А станет ли он так же активно пользоваться банковскими услугами оператора, как и сотовой связью – большой вопрос», – недавно отметил в интервью Mind CEO Юнекс Банка Иван Свитек. 

Операторы рассчитывают, что наиболее «золотоносной жилой» в будущем станет IoT, в том числе и Smart City. Игроки начали запускать специальные сети для интернета вещей еще в 2019 году. Но пока не могут похвастать большим числом клиентов. Украина очень долго «запрягает». По этой же причине операторы оттягивают запуск 5G.

В целом же опрошенные Mind эксперты (директор по инновациям Kreston Ukraine Тарас Думенко, партнер EnC Анатолий Фроленков, телеком-консультант Роман Химич, СЕО Eurotel Communication Лена Минич) полагают, что телеком изменится под влиянием технологических инноваций. В ближайшие 2-3 года основными драйверами будут IoT, 5G, частные сети, кибербезопасность, Big Data, децентрализованный web, space интернет, AI, виртуальная и дополненная реальности. 

Mind Disrupt Innovation Index 2021: телеком индустрия «мужественно проспала» первую угрозу, теперь догоняет

Портреты игроков

Mind отобрал шесть наиболее крупных телеком-компаний по объему годового оборота. Издание не включило в список «Триолан»: эта большая компания, по сути, является «сообществом» ФЛП, подсчитать общую выручку которых затруднительно.

«Киевстар»

Выручка, 2020 г.: 25 млрд грн

Основные инновации: Big Data, ОТТ, облачные сервисы, кибербезопасность, MFS

Оценка влияния инноваций на отрасль: существенное влияние

Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да

Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: отказались отвечать

Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: директор по корпоративной стратегии

Во время анкетирования Mind в «Киевстар» рассказали, что у компании есть четкая процедура принятия решения о запуске новой услуги или продукта с определением ответственных лиц: «Также есть KPI, обязательный мониторинг и сравнение показателей, которые были заложены в бизнес-кейсе, с реальными показателями на практике».

В компании работает около 400 IT-специалистов, занимающихся тестированием и разработкой инноваций.

В 2021 году новые ниши «принесут» оператору 2% от общего дохода, или около 600 млн грн. «С одной стороны, я очень доволен. С другой, в 2019 году мы запланировали достичь 5% к 2022-му. Надеюсь, в следующем году дотянем до 4% от общей выручки», – заявил президент «Киевстар» Александр Комаров на недавней пресс-конференции.

Наибольшую динамику в В2В-сегементе за год показали облачные услуги: Azure (+1098% в доходах, +333% по количеству клиентов), Microsoft Office 365 (+239% и +348%), а также Big Data (+148% и +107%). В В2С хорошо взлетела ОТТ-платформа «Киевстар ТВ». «Сегодня мы в тройке лидеров по предоставлению услуг платного телевидения вместе с MEGOGO и «Воля», – уверяет Комаров.

Какова маржинальность новых услуг? «Очень разная в каждом продукте. К примеру, маржа дата-центра в разы меньше, чем у мобильного телекома. А в MFS наша комиссия – почти чистая EBITDA, потому что там не очень большие текущие затраты, хотя нужны инвестиции в платформенные решения и партнерство», – ранее рассказывал Mind президент компании.

Оператор продолжает инвестировать в инновации и пока не собирается отказываться от низкомаржинальных услуг.

«Сегодня базовая ценность классических телеком-услуг нивелируется в сознании клиента. Потребление мобильной связи напоминает пользование электричеством: о нас вспоминают, когда нас нет (что-то сломалось или клиент почувствовал, что у него не та скорость). И нас сразу готовы «распять». А с помощью новых услуг мы хотим расширять свою ценность. Например, когда в пакете с базовой ценностью предлагаешь клиенту, скажем, электронный документооборот StarDocs – он ценит нас намного больше. Становится нашим партнером, не реагирует на потенциальный демпинг коллег», – ранее пояснял Комаров. 


«Vodafone Украина»

Выручка, 2020 г.: 17,3 млрд грн

Основные инновации: IoT, Big Data, облачные услуги, MFS

Оценка влияния инноваций на отрасль: существенное влияние

Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да

Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: в рамках бюджетов на развитие и запуск новых продуктов

Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: директор по стратегии

Помимо дочерней компании IT SmartFlex запуском инноваций в «Vodafone Украина» занимается несколько подразделений: «Кросс-функциональные scrum команды создают Big Data продукты. Есть подразделения, внедряющие IoT-, финтех-решения, цифровую трансформацию бизнеса. Также создан проектный офис, в который поступают предложения от сотрудников по оптимизации существующих процессов в компании», – рассказывают в Vodafone.

Перед командами «стоят» KPI по качественному развитию продуктов, результаты оцениваются в системе бонусов. Объем инвестиций в новые ниши и их финрезультаты в компании пока не разглашают.

Наибольшее количество «громких» проектов у «Vodafone Украина» в нише IoT. К примеру, в этом году оператор запустил для Ferrexpo «умный» карьер – первую в Украине частную LTE-сеть.

В карьере Еристовского ГОКа работают 19 базовых станций. Пока к ним подключены три дистанционно управляемые буровые установки. Если эксперимент удастся – на удаленное управление переведут и самосвалы, также к сети подключат всю технику с компьютерами и водителями на «борту». А в дальнейшем частную сеть построят в карьере Полтавского ГОКа.

Первая частная 5G-сеть также появилась в Украине с подачи Vodafone и Ericsson. Ее развернули на заводе «Корум Свет шахтера» (ДТЭК Энерго). Недавно там протестировали IoT-решение для удаленного управления электромобилями через 5G. «Инновация позволяет заменить традиционную производственную линию беспилотными тележками, программируемыми под нужды конкретного предприятия, и оптимизировать процесс производства», – пояснял оператор.

В нише интернета вещей Vodafone также продвигает IoT Monitor для бизнес-клиентов. Решение помогает контролировать работу М2М SIM-карт (активна/не активна), настраивать оповещения о потере связи, достижении лимита трафика, попытке использовать SIM-карту в стороннем устройстве.

Вторая приоритетная инновация – Big Data. «Сегодня с использованием этой технологии мы не только решаем собственные задачи (улучшение клиентского опыта, оптимизация работы сети и т. д.). Big Data сделала возможным реализацию многих проектов Smart City и «Государства в смартфоне». Эти же инструменты используются в борьбе с пандемией COVID-19. Также довольно обширное применение Big Data нашли для себя бизнес-клиенты», – рассказывают в компании.

За 2020 год доходы оператора в Big Data возросли на 81%. Данные 2021-го не известны. «У нас отличная маржинальность в этой нише. Не успеваем обрабатывать все запросы, которые приходят от клиентов из ритейла, банковской сферы, городов и т. п. Верю, что в ближайшие 2–3 года Big Data станет хорошей точкой роста доходов», – ранее рассказывала гендиректор «Vodafone Украина» Ольга Устинова.


lifecell

Выручка, 2020 г.: 6,8 млрд грнОсновные инновации: Big Data, IoT, умная телефония, кибербезопасность, MFS

Оценка влияния инноваций на отрасль: существенное влияние

Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да

Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: отказались отвечать

Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: Офис стратегии

«Решили сделать ставку на развитие собственных продуктов. Чтобы компания была устойчивой, держалась не на глиняных ногах, а стала колоссом на рынке, – нужно инвестировать во внутренний R&D. Далее родилась идея создания кросс-функциональных платформ, перехода на Agile-подход и сжатые сроки итерации разработки, чтобы наши клиенты не ожидали решения по полгода – год, а могли оперативно получить необходимый функционал», – недавно пояснял Mind руководитель отдела решений для корпоративного бизнеса lifecell Евгений Кураченко.

В lifecell запуск инноваций курирует Офис стратегии, а их разработкой занимается R&D.

Исполнительный директор lifecell Исмет Языджи полагает, что его компания оперативно реагирует на дизрапты: «Мы были первым оператором, который публично протестировал 5G; начал предоставлять IoT-услуги; запустил eSIM; провел интеграцию с monobank, ПриватБанком и НБУ и их банками-партнерами; создал платформу для таргетированной рассылки сообщений Omnicell. Во время пандемии компания не только быстро адаптировалась к новым реалиям, увеличила количество своих цифровых услуг для индивидуальных и корпоративных клиентов (Busuu, Screen, пРРOфит и т. д.), но впервые в своей истории вышла на прибыль».

В IoT-нише lifecell остается единственным оператором, который предложил клиентам на выбор две технологии интернета вещей (LoRaWAN и NB-IoT). Коллеги по рынку продвигают только вторую. Сейчас у оператора около десятка IoT-кейсов.

К примеру, на базе LoRaWAN в Чернигове работают «умные» мусорные баки. «Кировоградгаз», «Львовоблэнерго» используют приборы дистанционной передачи показаний счетчиков. На парковках ТЦ Art Mall и «Ашан Украина» установлены фонари с сенсорами, реагирующими на движение и уровень освещенности.

В нише Big Data у lifecell более 40 крупных клиентов из разных индустрий: финансов, розничной торговли, логистики, страхования и т. д. К примеру, участники ассоциации ЕМА (в нее входит более 70 банков, платежных и финансовых компаний) заказывают у оператора финансовый и маркетинг скоринг. За последний год lifecell увеличил доходы в Big Data в 4 раза. Финрезультаты в абсолюте и объем инвестиций по этой и другим нишам компания не раскрывает.

Также в перечне приоритетных инноваций – платформа Bizcell. На ней развиваются продукты умной телефонии: Fixed Mobile Convergence, SIP и vPBX. В этой нише у оператора – 52% рост доходов и за год и тысячи клиентов: охранные холдинги, отели, клиники, агентства недвижимости, крупные колл-центры и другие.


«Укртелеком»

Выручка, 2020 г.: 5,4 млрд грн

Основные инновации: GPON, облачные услуги, кибербезопасность, Fixed Mobile Convergence

Оценка влияния инноваций на отрасль: частичное

Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: нет (проектно-ориентированный процесс)

Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: 10%

Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: Руководитель дирекции стратегии и развития бизнеса

«У нас есть проектно-ориентированный процесс по пилотированию и массированию новых технологий и сервисов. После принятия решения о масштабировании инноваций в KPI работников попадают конкретные цели в функциональном/территориальном разрезе по достижению ожидаемых эффектов от внедрения таких инноваций», – отметил директор дирекции стратегии и развития бизнеса «Укртелеком» Игорь Яремчук.

Вместе с тем главный вызов «Укртелекома» – не в запуске новых ниш. Для выживания компании важно апгрейдить основной бизнес: дотянуться до конкурентов по качеству сети. В 2019 году УТ запустил масштабный проект модернизации своей устаревшей инфраструктуры. За 9 месяцев 2021-го проложил более 8 000 км оптики, в 2020-м – около 10 000 км, в 2019-м – 4 000 км. Пока на оптику перешли около 230 000 абонентов (всего у компании около 900 000 клиентов ФШПД).

В местах, где с прокладкой оптики пока «беда», УТ попытался запустить нестандартную для рынка инновацию: предложил партнерство «оптическим» конкурентам. Пока известно об одном успешном проекте с одесским провайдером SOHONET, который получает плату за каждого абонента, подключенного к УТ с использованием его сети.

«Для абонента «Укртелекома» – это возможность увеличить скорость с 20 Мбит/с (по технологии АDSL) до 1 Гбит/с (по технологии GPON). Для провайдера-партнера – возможность задействовать простаивающие мощности уже построенной сети», – ранее пояснял Mind Яремчук.

Одновременно компания тестирует новые ниши. Одна из инноваций – запуск SaaS-решений на базе облачных сервисов Microsoft Office 365. Во время пандемии компания предложила В2В-клиентам пакеты с «инструментами» для видеоконференций (Skype for Business, MS Teams), электронной почты (Microsoft Exchange); совместной работы с документами (SharePoint), набор лицензированных приложений MS Office (Word, Excel, Outlook, PowerPoint, OneNote, OneDrive). Финансовые показатели этой и других ниш не разглашаются.

Также УТ вкладывает в кибербезопасность, продвигая две услуги. «Киберзащита. Анти-DDoS» за прошлый год выросла на 51% в доходах. Еще УТ запустил комплекс антивирусных решений для защиты IT-инфраструктуры на базе Bitdefender SRL. 

«В зависимости от версии продукта клиент получает полноценную защиту от внешних киберугроз: спама, вредоносных программ шифровальщиков-вымогателей, классических и нестандартных малоизвестных вирусов, фишинга, хакерских взломов веб-камер, программ-шпионов и т. д.», – поясняют в компании.

Еще одно – очень далекое от телекома направление – выход на рынок продаж электроэнергии. В начале 2021 года компания заявила о запуске собственной сети зарядных станций для электромобилей UTrecharge и одноименного мобильного приложения.

В УТ новацию объяснили желанием эффективно использовать ресурсы компании, высвобождаемые в результате модернизации инфраструктуры: «Современное телеком-оборудования гораздо компактнее и не требует настолько большого объема электроэнергии, как ранее. Следовательно, ее избыток теперь смогут использовать владельцы электрокаров. «Укртелеком» считает это направление перспективным и с точки зрения поддержки технологий, которые не вредят окружающей среде».

Сейчас в сети – 52 заправки на территории Киева и области, а у приложения более 700 скачиваний. 


«Датагруп»

Выручка, 2020 г.: 4,52 млрд грн (суммирован доход «Датагруп» – 1,28 млрд грн, «Воля Кабель» – 2 млрд грн, «Киевские телекоммуникационные сети» – 299,7 млн грн, «Телесвит» – 888,6 млн грн, «Виа медиа» – 47,9 млн грн). 

Основные инновации: кибербезопасность, ОТТ,  облачные услуги, решение для безопасной спутниковой связи в зоне АТО, спутниковая связь для мобильных банковских отделений, телемедицина, «Безопасный город». 

Оценка влияния инноваций на отрасль: существенное влияние

Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: да

Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: отказались отвечать

Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: заместитель генерального директора

Основной вызов «Датагруп» после покупки Volia – технологическое обновление сети. Компания инвестирует в проект $20 млн. Вендором стала Cisco. По мнению СЕО «Датагруп» и Volia Михаила Шелембы, после завершения проекта сеть станет одной из самых гибких на телеком-рынке Украины. «Модернизация сети заложит основу для роста бизнеса на 10 лет: позволит внедрять различные инновационные услуги и привлекать новых клиентов в корпоративном, государственном и частном секторах», – сообщил Шелемба.

Более точечные инновации в компании курирует отдельный департамент. Также в «Датагруп» есть R&D, который занимается нестандартными задачами. «Например, разрабатывает установку систем видеонаблюдения на вышках, системы мини-конференц-связи с большим количеством региональных офисов. Эти «вещи» направлены на то, чтобы максимально загружать каналы и помочь клиенту становиться более эффективным», – ранее рассказывал Шелемба.

В 2022–2023 годах «Датагруп» планирует вложить в разработку новых продуктов и решений 5% от бюджета инвестиций. «К примеру, растет спрос на защиту персональных данных, что побуждает развивать рынок кибербезопасности», – поясняют в компании. Нынешнюю динамику финансовых результатов в новых нишах оператор не раскрывает.

«Считаю, что телеком в Украине и, возможно, во всем мире находится в ситуации, когда динамика роста выручки индустрии не успевает за ростом ВВП. Это значит, что затраты игроков рынка растут быстрее доходов. Чтобы переломить этот тренд нужно выходить за пределы классического телекома, находить сферы, которые растут быстрее», – ранее отмечал Шелемба.

По его словам компания выбрала несколько перспективных ниш. К примеру, растет спрос на защиту персональных данных, что побуждает развивать рынок продуктов кибербезопасности. «Датагруп» запустила сервис DataProtect (набор решений для защиты от киберугроз).

Компания создала подразделение информационной безопасности (вначале для собственных нужд), получила сертификат ISO 27001, внедрила SIEM-систему, которая позволяет мониторить все участки сети, выделять аномалии, реагировать на инциденты на ранних стадиях. Проводит тестовые атаки на свою сеть и параллельно ведет статистику не учебных, а реальных угроз. Их число только нарастает.

Еще одна перспективная для «Датагруп» ниша – ОТТ. Сейчас у приложения Volia TV – более 700 000 скачиваний. По словам бывшего маркетинг-директор Volia Сандры Крауини, украинские ОТТ-сервисы смогут конкурировать с Netflix, HBO, Apple TV+, Amazon Prime за счет того, что на классических мировых платформах нет доступа к ТВ-каналам.

«Локальные игроки могут выигрывать за счет предоставления национальных каналов и контента украинских студий. Казалось бы, наиболее востребованы топовые иностранные сериалы и фильмы, но люди все равно возвращаются к местному контенту. По нашей статистике, клиенты смотрят около 50% локального контента. Этой ценности нет у мировых платформ», – ранее поясняла Mind Крауиня.


«Ланет»

Выручка, 2020 г.: 320 млн грн (суммирован доход «Мережа Ланет» (202 млн грн) и «Ланет Телеком» (118 млн грн), финрезультаты остальных компаний группы не известны)

Основные инновации: гигабитный интернет, ОТТ

Оценка влияния инноваций на отрасль: частичное влияние

Наличие отдела/должности/департамента по работе с инновациями: нет

Бюджет, выделяемый на инновационные разработки, % от капитальных инвестиций: 10%

Решающее слово в работе с изменениями на уровне стратегических задач: собственник компании

Эта компания стала дизраптом для своих коллег. Задолго до пандемии «Ланет» первым на рынке запустил гигабитный интернет. На старте многие конкуренты восприняли этот шаг как чудачество: в то время абонентов вполне устраивала скорость 20–100 Мбит/c.

Инвестировать в новую высокоскоростную технологию они не видели смысла. Но пока конкуренты смеялись, «Ланет» наращивал абонбазу благодаря этой модной «фишке». Недавно директор ««Мережа Ланет» Марьян Ивасюк сообщил, что в Киеве компания подключила 111 111 абонентов на гигабитный интернет (количество клиентов этого тарифа в других городах не известно).

Подшучивать над «Ланет» конкуренты перестали во время первого локдауна, когда абоненты массово перешли на удаленную работу и обучение. Тогда на колл-центры провайдеров «посыпался» шквал жалоб от недовольных клиентов. Сейчас большинство интернет-провайдеров Украины уже предлагают своим юзерам гигабитный интернет.

У «Ланет» нет отдельного департамента по работе с инновациями. Вместе с тем компания выделяет 10% капитальных инвестиций на разработку инновационных проектов. «На дизрапты реагируем, повышая эффективность существующих продуктов», – отметил заместитель директора «Ланет» Дмитрий Ганзенко во время анкетирования.

Пока «Ланет» инвестирует в одну новую нишу – ОТТ. В конце 2020 года компания апгрейдила свое мобильное приложение «Ланет.TV». Сейчас у него более 1,1 млн скачиваний. После отключения от свое сети каналов четырех медиагрупп «Ланет» делает ставку на иностранный контент.

Методика

Disrupt Innovation Index – исследование готовности компаний встретить изменения на их рынке через влияние инноваций.

(Mind использует термин «дизрапт», а не переводы «нарушения», «разрыв», «сбой» именно для обозначения разрушительного воздействия инноваций на традиционные рынки).

Дизрапторы изменяют рынок за счет радикального воздействия на отрасль: создание нового рынка, создание нового продукта, повышение эффективности, оптимизация затрат и т. д. Самый простой пример, влияние Приват24 на банковский рынок и сегмент p2p-платежей.

Украина очень неоднородно развивается, некоторые отрасли являются прорывными даже по мировым меркам, другие продолжают использовать технологии советских времен.

Согласно опросу, провенному Accenture среди 3269 компаний в 2018 году, 93% руководителей понимали, что их отрасль испытывает разрушение под влиянием инноваций, но лишь 20% отметили, что готовы к этому.

Исследование Accenture показывает, что разные сегменты промышленности в одном секторе могут испытывать разные периоды сбоя. Возьмите автомобильный сегмент, где такие тенденции, как электрификация, совместное использование автомобилей и автономное вождение  меняют бизнес-модель для производителей автомобилей быстрее, чем для поставщиков. Как следствие, текущий уровень сбоев для производителей автомобилей значительно выше, чем в секторе запчастей и оборудования.

Для того чтобы определить, насколько готов к дизрапту украинский бизнес, Mind провел опрос украинского бизнеса о готовности к инновациям. Мы проанализируем более 100 компаний в 10 отраслях, в которых рассмотрим 26 факторов, позволяющих оценить, насколько компании готовы к вызовам отрасли по следующим категориям: инфраструктура по работе с инновациями, бюджет, который компания инвестирует в инновации, готовность к изменениям, открытость к новому, наличие работающих и запланированных к запуску инноваций, отвечающих на основной вызов.

А также мы на базе исследования Accenture проведем опрос экспертов отрасли и проанализируем 15 факторов, что позволит оценить как отрасли по текущему уровню дизрапта, так и склонность к дизрапту в будущем (распределение на графике выше).

Задача индекса – исследовать, какие именно изменения претерпевает каждая отрасль, на каком этапе развития дизрапта она находится, кто является самым большим драйвером дизрапта и как традиционные компании приспосабливаются к дизрапту.

Для расчета индекса вначале определяется состояние отрасли, по уровням Susceptible/disrupted, в зависимости от состояния отрасли определяется индекс инновационности компаний. Для расчета используются анкеты, заполненные компаниями и оценки независимых экспертов и редакции о готовности компаний отвечать вызовам дизрапта. В оценке отрасли Data&Telecom помогали эксперты Reactor.ua, редакция Mind.ua, независимый консультант Роман Химич, CEO Eurotel Communication Елена Минич, директор по инновациям Kreston Ukraine Тарас Думенко и партнер EnC Анатолий Феоленков.

Как читать результаты индекса

Вертикальная шкала показывает где компания находится на текущем уровне дизрапта на рынке. Если ближе к низу – то готовность и инфраструктура для компании важнее, если ближе к верхней части – компании нужны уже работающие и запланированные к запуску инновации.

Горизонтальная шкала определяет склонность компании к предстоящим разрушениям. При этом речь идет не только о влиянии инноваций и дизрапта на бизнес, но и о готовности компаний меняться.

Формально место компании в площади координат можно отнести к одному из четырех квадратов, где левый нижний означает, что компания недостаточно прилагает усилий для ответа дизраптам, а также слишком уверена в себе и недостаточно воспринимает угрозы.

В свою очередь нахождение компании в правом верхнем квадрате означает, что компания прилагает значительные усилия для ответа дизраптам, но недостаточно уверенна в себе и воспринимает угрозу дизрапта в будущем как существенную.


Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA