«Vodafone Украина» в цифрах: почему снизилось количество абонентов и как выросла маржа
Топ-менеджеры оператора – об инвестициях в скорость 4G, сюрпризе с чистой прибылью и динамике новых бизнесов

«Прошедший год стал урожайным на знаковые события», – заявила гендиректор «Vodafone Украина» Ольга Устинова на итоговой пресс-конференции в онлайн-формате.
Mind выбрал наиболее интересные цифры, факты и цитаты.

Директор по маркетингу «Vodafone Украина» Андрей Отрощенко, гендиректор Ольга Устинова и PR-директор Виктория Рубан
18,142 млрд грн
Это выручка оператора по итогам 2020 года. За пандемийный год она выросла на 14%. В 2019-м наблюдался более весомый рост – на 25%.
Как повлияла смена собственника «Vodafone Украина» на финансовые результаты? «На слайде – ретроспектива финансовых показателей в течение 5 лет. Мы продолжаем расти. Можете сами оценить, как изменилась динамика», – дипломатично отшутилась Устинова, отвечая на уточняющий вопрос.

9,828 млрд грн
Такова OIBDA компании (операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов). За год показатель увеличился на 18% (в 2019 году – на 21%). Маржа OIBDA поднялась на 2,1 п. п. – до 54,2%. «Демонстрируем опережающие темпы роста OIBDA к выручке. Это говорит о том, что компания достаточно эффективно ведет свой операционный бизнес. У нас был запущен ряд оптимизационных проектов», – пояснила гендиректор.
1,201 млрд грн
До такого уровня снизилась чистая прибыль оператора за прошлый год. Устинова пояснила падение на 53% курсовой разницей при переоценке евробондов на сумму $500 млн. Их компания выпустила в феврале 2020 года со ставкой 6,2%.
19 млн
Столько абонентов у оператора осталось по итогам прошлого года. В конце 2019-го их было 19,7 млн, в 2018-м – 19,8 млн. При этом количество контрактных подключений в 2020 году возросло на 18%.
Директор по маркетингу «Vodafone Украина» Андрей Отрощенко пояснил снижение абонбазы двумя факторами: запуском MNP (услуги переноса номера) и сокращением числа абонентов с двумя SIM-картами. «За прошедшие годы – особенно в период пандемии – В2С и В2В-абоненты начали оптимизировать свои затраты и оставили те карты, которые были востребованными. Наблюдали за этим трендом и на других рынках. К примеру, China Telecom в первые две недели пандемии имела отток в 1,5 млн клиентов. Такая картина органична для телекома, особенно на препейд-рынке. Игроки выбирают разные стратегии, одни предпочитают активное привлечение на дешевые тарифы, мы же фокусируемся на количестве платящих активных пользователей, дата-юзеров и клиентов наших цифровых сервисов. А все эти показатели у нас продемонстрировали позитивную динамику», – заявил Отрощенко.
12, 2 млн
Это количество дата-абонентов оператора по итогам 2020 года. Из них 7,3 млн пользуются 4G интернетом. Пользование трафиком выросло на 26%. «В 2021 году ставим амбициозную задачу – значительно увеличить количество дата-клиентов», – уточнила Устинова.

73,24 грн
Таков ARPU «Vodafone Украина» по итогам года. Средний чек за год увеличился на 17% за счет роста потребления и количества дата-пользователей, пояснили в компании.
3,784 млрд грн
Это капитальные инвестиции за 2020 год. Годом ранее оператор вложил почти такую же сумму. Несмотря на сюрпризы с пандемией, оператор сохранил уровень инвестиций, который заложил на 2020 год еще в 2019-м. Также компания дополнительно заплатила 267 млн грн за лицензии в 900 МГц. То есть суммарно капекс превысил 4 млрд грн.
«Мы инвестировали не только в рост сети, но и в повышение ее емкости для поддержания высокой скорости. Это позволило нам стать лидером по скорости интернета в III и IV квартале 2020-го, по результатам исследования Ookla», – пояснила гендиректор.
10 700
Это количество базовых станций оператора в 4G. За год оно возросло в 1,5 раза. Более 800 БС работает в 900 МГц. «Мы увеличили 4G-покрытие с 61% в начале 2020-го до 81% – в конце года», – уточнила Устинова.

81%
На столько возросли доходы оператора в новой нише – Big Data. Абсолютные цифры в компании пока не рассекречивают. «Пока могу лишь рассказать, что в течение года у нас работали две команды в плотном графике. Количество клиентов позволяет окупить не только расходы на содержание команд. У нас отличная маржинальность в этой нише. Сейчас хотим создать третью команду, потому что не успеваем обрабатывать все запросы, которые приходят от клиентов из ритейла, банковской сферы, городов и т. п. Верю, что в ближайшие 2–3 года Big Data станет хорошей точкой роста доходов», – отметила Устинова.
73%
На столько возросло количество IoT-подключений за последние два года. В 2020 году оператор запустил собственную сеть для интернета вещей на базе технологии NB-IoT. Но абсолютные цифры опять-таки не раскрываются. «Мы сохраняем за собой право не давать некоторые показатели. В масштабах нашей абонентской базы количество IoT-карт не является определяющим для нашего бизнес-перформанса. Пока бизнес-клиенты с осторожностью относятся к новой технологии и не готовы тратить большие бюджеты. Но думаю, со временем бизнес оценит возможности систем удаленного мониторинга, управления своими объектами и т. п.», – отметил Отрощенко.

ХХХ
Это количество eSIM в сети оператора. «Vodafone Украина» запустила виртуальную симку в середине прошлого года. «Пока цифра не настолько большая, чтобы делиться достижениями. Знаем, что некоторые операторы уделяют этому показателю большое внимание. Мы же понимаем, что это дополнительный сервис, и пока не так много девайсов поддерживает услугу в Украине. Речь идет о последних моделях смартфонов топовых марок. Пока позволить их себе может небольшое количество абонентов», – рассказал Отрощенко.
2023 год
Это оптимальный срок запуска 5G в Украине, полагает Устинова. «Сеть не строится ради сети: операторам нужен спрос от рынка. Но если 5G-тендер анонсируют в этом году, мы в любом случае будем в нем участвовать, потому что в будущем 5G позволит строить безопасную среду, создавать новые цифровые продукты и т. п. В ближайшее время хотим провести аудит нашей сети по готовности к 5G», – отметила гендиректор компании.
Более 60 млн грн
Столько «Vodafone Украина» вложила в борьбу с пандемией. Деньги пошли на закупку ИВЛ и другого медицинского оборудования, предоставление бесплатных услуг связи медикам и клиентам.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].