Оружие для Украины: что присылает Запад
Чего нет и не будет, а что может действительно помочь

Вчера, 10 февраля, в Украину прибыла очередная партия вооружения, предоставленного США. Это уже 15-й самолет, доставивший американское вооружение. В общей сложности, как утверждает глава Минобороны Алексей Резников, в Украину прибіло 1200 тонн боеприпасов. Поставки военной помощи нашей стране либо уже осуществили, либо обещают это сделать в ближайшее время еще ряд стран. Однако достаточно сложно понять, насколько эти поставки удовлетворяют неотложные потребности Вооруженных Сил Украины, какое именно оружие нам необходимо в первую очередь и стоит ли рассчитывать на него в ближайшее время. Разобраться в этом попробовал Mind.
Анализ боеспособности вооруженных сил любой страны в значительной степени является условнsм, поскольку информация о многих видах вооружений и военной техники, их реального состояния и объемов обычно является секретной. Это касается и той военной помощи, которую получает Украина. Пока нельзя c уверенностью утверждать, какое именно вооружение и в каком количестве нам уже поставили, ведь официальные заявления могут существенно отличаться от реальных цифр и технических параметров. И это вполне логично и оправдано с точки зрения национальной безопасности. Однако есть такие виды вооружений, которые нам очень нужны, а скрыть их поступление было бы или крайне сложно, или вообще невозможно.
В чем нуждаемся?
Оценка потребностей в том или ином оружии базируется на анализе угроз. Если исходить из того, что Украина готовится к полномасштабному вторжению российской армии и собирается противодействовать всем видам современных российских вооружений и военной техники, то одним из первых стоит вопрос тотального превосходства россиян в воздухе.
По последним данным FlightGlobal, Украина на начало 2022 года имеет на вооруженные следующие самолеты: МиГ-29 – 43 единицы, Су-27 – 26 штук, Су-24 – 12 самолетов, Су-25 – 17. Что касается российских ВВС, то FlightGlobal приводит следующие данные: МиГ-29/35 – 240 единиц, МиГ-31 – 131 самолет, Су-24 – 273 самолета, Су-25 – 192 самолета Су-27/30/35 – 350 самолетов, Су-34 – 125. На 54 украинских вертолета Ми-8 у россиян 788 штук разных модификаций этой машины.

Конечно, РФ не выдвинет все свои истребители и фронтовые бомбардировщики в сторону Украины, но и из наших 43 МиГов, самому молодому из которых 31 год, вряд ли все до последнего окажутся боеспособными.
Сложной является си итуация с зенитно-ракетным вооружением, которое должно было бы прикрыть украинское небо от превосходящих сил врага. «Зенитные ракетные войска Воздушных Сил ВС Украины претерпевают значительное сокращение, однако должны получить современные зенитные ракетные системы иностранного производства типа NASAMS с последующей разработкой комплекса ПВО и ПРО отечественного производства», – говорится в Визии Воздушных Сил 2035, которая была одобрена решением Военного совета командования Воздушных Сил ВСУ в мае 2020 года.
Сейчас на вооружении у Украины стоят противовоздушные ракетные комплексы советской разработки: С-125, С-300П и С-300В. Информация о состоянии и количестве комплексов противовоздушной обороны крайне чувствительна с точки зрения безопасности, поэтому не может быть открыта. Но еще много лет назад военные эксперты отмечали, что срок службы зенитных ракет для многих украинских ЗРК подходит к концу. К тому же в распоряжении наших воинов – в основном технически устаревшие ракеты, системы наведения которых могут быть нейтрализованы современными средствами защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет.
Нечем ответить Украине и в случае применения РФ тактических ракетных комплексов даже с дальностью стрельбы до 120 км. На вооружении в ВСУ есть тактические ракетные комплексы, в том числе 90 единиц комплексов «Точка-У», но противоракетных комплексов нет. «Украина должна работать над собственной противоракетной программой и не рассчитывать на помощь международных партнеров, которые не подарят мощные противоракетные комплексы, чтобы не раздражать россиян», – заявил министр обороны Украины Алексей Резников 8 февраля.
В случае разрастания конфликта никто не может исключить возможность применения РФ ракетных комплексов «Искандер» с дальностью стрельбы до 500 км. Но здесь стоит вообще прекратить какие-либо сравнения, ведь ничего подобного у Украины нет, поэтому отвечать на подобные угрозы нечем.
Что касается других важных видов вооружения ВСУ – бронетехники и артиллерии, то в первом случае все выглядит уже не столь драматично, как с Воздушными Силами. По данным The Military Balance, по состоянию на 2021 год в Сухопутных войсках Украины в строю было 858 танков разных модификаций. Но сравнение количества танков и бронетранспортеров в современном бою – тоже достаточно бессодержательное дело, если нечем прикрыть их с воздуха.
Артиллерия в Украине тоже достаточно мощная. Тот же The Military Balance сообщает, что на 2021 год у нас насчитывалось 607 самоходных артиллерийских установок, более 515 буксируемых пушек и гаубиц, около 350 реактивных систем залпового огня разного калибра, 340 минометов калибра 120 мм.
Но опять же возникает вопрос их уязвимости, если небо окажется под контролем противника, а дальнобойные ракетные комплексы могут нанести удары по расположению украинской техники, сами находясь при этом вне зоны действия нашего оружия.
Однако стоит упомянуть мобильные артиллерийские комплексы, представляющие достаточно серьезную угрозу для российских войск. В частности – советскую самоходную гаубицу «Мста-С», которых в ВСУ 35 единиц. Для последней Чехия решила передать нам безвозмездно 4000 артиллерийских снарядов калибра 152 мм. Это очень ценный для Украины подарок, но стоит понимать, что для выполнения одной задачи по нейтрализации крупной вражеской цели подразделения из четырех-шести гаубиц понадобится 600–800 снарядов, которые будут потрачены примерно за полчаса.
Что получила Украина от Запада?

Фото: УНИАН
Упомянув о чешских боеприпасах, наконец, следует перейти к тому, какое именно вооружение получила Украина и на какие вызовы она сможет благодаря нему адекватно отреагировать. В предыдущем разделе без внимания осталось много видов вооружений. Но по нему у нас также проигрышное положение, ведь военный потенциал РФ и Украины при любых других условиях, кроме открытой угрозы вторжения, не стоит сравнивать.
В январе 2022 года представители Министерства обороны США посетили Украину для изучения наших потребностей в средствах противовоздушной обороны.
Украинская сторона в лице спикера командования Воздушных сил ВСУ Юрия Игната откровенно сообщила: «Нам нужно все. И обновление парка авиационной и зенитно-ракетной техники, беспилотников. Они посмотрят, что наиболее экстренно необходимо и будут изучать вопросы, чтобы, возможно, в ближайшем будущем чем-нибудь Украине начать помогать в этом плане».
8 февраля министр обороны Украины Алексей Резников сообщил: «Сегодня мы получили согласие США на поставку очень интересных вещей странами Балтии. И в ближайшее время я надеюсь похвастаться перед вами, что получили то, о чем давно мечтали и просили, а нам когда-то говорили, что это невозможно».
Здесь можно предположить, что, скорее всего, министр имел в виду усиление ПВО Украины переносными зенитными ракетными комплексами Stinger, которые ранее позволили США передать нам Литве, Латвии и Эстонии. По идее, это будут не обычные ПЗРК Stinger, а их модификация FIM-92 Stinger DMS (dual mount system). Эта модификация имеет две пусковые установки и позволяет оператору получать данные о целях через систему обмена информацией, в том числе от радиолокационных станций.
Это очень хорошая новость, но Stinger – система ПВО самого низкого уровня, которая предназначена для поражения воздушных целей на малых высотах (до 4500 м). То есть полноценно противодействовать российской авиации только с помощью Stinger невозможно, хотя психологический фактор наличия этого ПЗРК у украинских военных трудно переоценить.
Передать ПЗРК Украине пообещала Польша. Речь идет о новейших польских переносных комплексах Piorun. 2 февраля в своем твиттере об этом написал министр обороны Польши Мариуш Блащак ісо ссылкой на соответствующее решение польского правительства.
Что из этого – самая существенная помощь?
Самой значимой с точки зрения наращивания боеспособности украинской армии стала передача Украине американских противотанковых ракетных комплексов FGM-148 Javelin. Сколько их сейчас есть у Украины, утверждать точно нельзя. К концу 2021 года наша страна получила 77 пусковых установок и 540 управляемых ракет к ним. Ожидается, что в ближайшее время поступят дополнительные ПТРК Javelin из стран Балтии.
По оценкам президента The Potomac Foundation (США) Филиппа Карбера, нашей стране требуется не менее 250 таких комплексов. В то же время полковник морской пехоты США в отставке и аналитик Центра стратегических і международных исследований Марк Кансиан говорит о том, что ВСУ нуждаются в примерно 450 единиц противотанкового оружия, исходя из практики США.
В американских СМИ можно найти и оценку, предусматривающую 1500 пусковых комплексов Javelin и 5000 ракет. Соответствующие расчеты производятся исходя из того, что на одну бригаду ВСУ по американским стандартам необходимо 50 ПТРК, а для противостояния российскому вторжению в сухопутных войсках Украины 30 бригад должны быть оснащены Javelin.
Javelin считается самым эффективным переносным противотанковым оружием в мире. И то, что российские танки начали получать металлические решетки над башнями, свидетельствует о том, что россияне готовятся к встрече с этим ПТРК, поражающим бронетехнику сверху. Эксперты же не советуют рассчитывать на такую защиту, потому что Javelin пробивает броню под разными углами, а это требует монтажа над башней танка всей металлической палатки с выносом на метр за пределы самой башни. И даже такая обрешетка, которая кардинально усложнит управление танком и увеличит его размеры, не гарантирует 100% защиты.

Еще один вид вооружения, который Украина получила для борьбы с бронетехникой противника – ПТРК NLAW. Эта шведско-британская переносная противотанковая управляемая ракета малой дальности уступает Javelin, но также является очень эффективным средством поражения. И при этом – более мобильным.
Министерство обороны Великобритании сообщило, что поставило в Украину «тысячи NLAW», то есть не менее 2000. Следовательно, насыщенность украинской армии ПТРК даже превысила наиболее максимальные оценки зарубежных экспертов ее потребностей. А если упомянуть о ПТРК, уже стоящих на вооружении украинской армии (украинские разработки «Стугна» и «Корсар» и советские «Конкурс» и «Фагот»), то это направление у нас действительно можно считать закрытым.
А как быть с «неполевыми» угрозами?
Выходит, единственное, чего Украине не следует опасаться, это танковые прорывы. Но, как признают некоторые американские эксперты, «Javelin и Stinger – это тактические решения очень малой дальности, они не учитывают авиационную силу, не учитывают ракетные удары и не учитывают большую дальность российской артиллерии и другое оружие».
Еще в середине прошлого года сообщалось: в рамках утвержденного пакета помощи США в области безопасности Украина получит противоартиллерийские радары, системы борьбы с беспилотниками, оборудование для безопасной коммуникации, оборудование радиоэлектронной борьбы, а также военно-медицинское оборудование. Все это очень важные вещи, и многие уже в Украине, однако главное, опять же, трезвая оценка собственных возможностей.
Наличие отдельных видов современной военной техники, таких как турецкие беспилотники Bayraktar или контрбатерейные радары, способные определять местоположение вражеских орудий по траектории полета выпущенного из них снаряда, не решают глобальной проблемы. Российская авиация вместе с тактическими ракетными комплексами перевешивают все оборонные возможности Украины.
Отдельно хотелось бы остановиться на применении ПТРК, в первую очередь менее дальнобойных британских NLAW, в городской застройке, об эффективности которой сейчас можно много прочитать в украинских соцсетях. Дело в том, что все рассуждения и предположения о боях в населенных пунктах почему-то не учитывают один важный нюанс – где в это время будут находиться жители. Вряд ли все успеют эвакуироваться, особенно учитывая хаос, который возникнет на украинских дорогах с первых же часов вторжения. На Донбассе даже во время продолжительных интенсивных боев в населенных пунктах, оказавшихся во фронтовой зоне, продолжали оставаться жители городов.
Если вражеские танки, которые будут проезжать через наши города и села, откроют огонь из ПТРК, это спровоцирует настоящую гуманитарную катастрофу. Что будет в ответ – можно увидеть с видео на YouTube о боях в разрушенных до основания сирийских городах или из документальных фильмов о Грозном 1995 году. Это уже чисто психологические аспекты войны, которые непосредственно не касаются характеристик оружия. Но последствия тоже нужно осознавать. Кто был в Песках, Водяном или Широкино, никогда не пожелает такой судьбы своему родному городу.
Регулярная армия vs партизаны
В отечественных и зарубежных СМИ уже достаточно оценок перспектив партизанской войны в Украине. И занимаются этим уважаемые исследовательские центры, такие как американский Центр стратегических и международных исследований (CSIS). Но большинство украинцев не воспринимает это как реальный сценарий.
Многие экспертные прогнозы сводятся к тому, что без прямого участия вооруженных сил стран НАТО Украина не удержится против многократно превосходящих сил врага. Не последнюю роль отводят российским хакерам, которые в начале конфликта нанесут удар по нашей критической инфраструктуре, оставив города без электричества и связи.
Много внимания уделяется неблагоприятному для обороны равнинному рельефу местности на большей части нашей страны. Упоминается Днепр – как промежуточный рубеж, до которого отойдут наши войска в случае наступления с Востока. Речь идет и о том, что наступление возможно по всем направлениям, кроме небольшого участка западной границы Украины, после чего начинаются размышления на тему морального духа украинских военных, а также их дальнейшего участия в партизанской войне против оккупационных сил РФ.
И вот именно для диверсионных операций небольших групп в тылу врага очень подходит вооружение, которое, по мнению западных экспертов, должна получить Украина. Для того чтобы сбить военный самолет на взлете или заходе на посадку прекрасно подойдет Stinger, а не полноценная система противовоздушной обороны NASAMS с дальностью действия до 25 км, но по размерам больше грузовика.
Для ночных операций, когда численное преимущество нивелируется неожиданностью нападения, понадобятся приборы ночного видения, их Украина уже давно получает от США.
Не последнюю роль американские эксперты отводят самодельным взрывным устройствам. Аналитик Центра стратегических и международных исследований Марк Кансиан в своем комментарии «Популярная механика» отметил, что Соединенные Штаты провели почти 20 лет, в основном в Ираке и Афганистане, в борьбе с противниками, которые использовали все более совершенные самодельные взрывные устройства (СВУ).
«Устройства – иногда с использованием взрывчатки, включая авиационные бомбы и артиллерийские снаряды, а также защиту от несанкционированного доступа – были установлены вдоль дорог и маршрутов, которыми передвигались американские войска, и детонировали под защищенными транспортными средствами. Российские войска, оккупирующие любую часть Украины, так же будут опираться на местную сеть дорог, и чем глубже они оккупируют страну, тем больше дорог они будут использовать. Украинское повстанческое движение, которое будет использовать американские разработки в области СВУ, сможет нанести ущерб российским грузовикам и конвоям безопасности», – говорит Марк Кансиан.
Очень хорошо, что подобные вещи произносятся прямо и без лишних оговорок. Выдвигать претензии за это нашим партнерам нет никакого смысла. Проблема не в том, что у нас недостаточно оружия или оно устарело. Подавляющее большинство стран мира с гораздо большим экономическим и технологическим потенциалом, чем у Украины, не смогли бы самостоятельно выдержать военное противостояние с Россией. Поэтому единственное, на что нам действительно стоит полагаться – это дипломатия и скорейшее вступление в НАТО. Альтернатива – ожидание партизанской войны.
И в заключение еще одна цитата из «Популярной механики»: «Американское оружие, которое направляется в Украину, должно быть простым в использовании, недорогим, его должно быть сложно уничтожить россиянам. Истребитель F-35, припаркованный на украинском аэродроме, был бы мощным оружием, но его легко уничтожить на земле. Однако стоимость одного F-35, измеренная в ПТРК, приборах ночного видения и придорожных бомбах, способна постепенно уменьшать преимущество России».
Таким образом, если дипломатия не поможет, а россияне пойдут ва-банк, наши союзники как план Б выбрали вполне логичный подход – параллельно с поддержкой на пороге конвенционного вооруженного конфликта дать возможность Украине быть готовой к партизанской войне. Нам предоставляют то самое оружие, которое использовали моджахеды против советских войск в Афганистане, советуют воспользоваться опытом иракских повстанцев по противодействию армии США, добавляют к этому современные ПТРК и другие высокотехнологичные военные гаджеты вроде приборов ночного видения.
И вот здесь на первый план выходит не оружие, а именно моральный дух украинского войска и общества в целом, его готовность хотя бы начать рассматривать такую опцию как продолжение войны в условиях оккупации. Выбор вполне добровольный. А оружие, как известно, само не стреляет – стреляют люди.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].