Четыре туза Automotive: во что инвестируют автогиганты

Четыре туза Automotive: во что инвестируют автогиганты

И как на этом зарабатывают IT-компании

Цей текст також доступний українською
Четыре туза Automotive: во что инвестируют автогиганты
Фото: depositphotos.com

Как автомобиль постепенно превращается в смартфон с двигателем и колесами? Когда появятся полностью автономные авто? За счет чего Tesla потеснила конкурентов на рынке страхования? Как автогиганты могут уменьшить киевские пробки? Об этом и многом другом на встрече с журналистами рассказал вице-президент автомобильного направления Intellias Александр Одуха. Mind выбрал наиболее интересные факты и цитаты.

Intellias – одна из крупных украинских IT-компаний (более 2500 специалистов, восемь R&D-центров в Украине, Польше и Сербии). Специализируется на разработке для автопрома, навигации, финансовой телекоммуникационной индустрий. Более 170 млн  автомобилей во всем мире уже используют технологии от Intellias.

ACES – «Священный Грааль» для автопрома

Искать этот «Грааль» коллег по рынку подтолкнула Tesla. С ее подачи автогиганты начали инвестировать в четыре ключевые ниши. А – autonomous cars (автопилоты, автомобили без водителя, руля и т.д.). C – connected cars (авто подключенные к интернету, с возможностью обмениваться данными, потреблять их и т.д.). E – electric cars (более экологичные авто, замена двигателя внутреннего сгорания на электрические батареи). S – shared cars (переосмысление потребности в частном авто, автомобиль как сервис).

У автогигантов нет больших рисков для их бизнеса в масштабе двух лет. Есть не критические риски в перспективе 3-5 лет. Но они видят масштабные проблемы в масштабе 5+ лет, если не будут меняться. Поэтому уже сейчас ищут решения и вкладывают в эти «четыре туза».

Без водителя

В ближайшие пять лет вряд ли появятся полностью автономные авто. В индустрии принято считать, что существует пять уровней автоматизации вождения: Driver assistance (помощь водителю, например, адаптивный круиз-контроль), Partial Driving Automation (частичная автоматизация вождения, когда авто самостоятельно ускоряет или замедляет движение и корректирует руль в необходимом направлении), Conditional Driving Automation (авто может самостоятельно управлять своим движением, однако водитель должен следить за ситуацией), High Driving Automation (в большинстве случаев вмешательство человека не требуется, однако эти возможности ограничены определенными условиями – геозоной, пробкой на дороге и т.п.), Full Driving Automation (авто может управлять своим движением в любой ситуации и при любых условиях).

«Я же считаю, что есть только два уровня: авто едет самостоятельно или нет. Пока человек не сможет убрать руки с руля, а глаза – с дороги, – это не автономное вождение, а системы помощи водителю. Да, Илон Маск еще с 2017 года заявляет о ближайшем запуске автономных такси и т.п. Но переход на полностью автономный уровень требует целой «кучи» железа, софта и времени. Сейчас используется подход: давайте продумаем все возможные сценарии на дороге, каждый из них 300 раз покажем авто и оно само поедет. Но потом на дорогу выезжает эвакуатор, который буксирует эвакуатор с КАМАЗом…», – делится размышлениями Александр Одуха.

Недавно Mercedes представил авто, имеющее систему автономности третьего уровня. А на четвертый уровень автогиганты смогут выйти через за 2-3 года. Хотя несколько производителей уже заявили о выпуске в конце 2022-2023-го.

Также в ближайшие годы стоит ожидать экспериментов с автономными  грузовыми перевозками и общественным транспортом.

Сейчас в Европе разрабатываются регламенты для обязательной интеграции Intelligent Speed Assistant в авто. Эти ассистенты будут «знать» скоростные ограничения каждой дороги или города и не позволять водителю их превышать. Следующим шагом может стать сочетание систем таких ассистентов со страховыми компаниями. Если водитель будет регулярно превышать скоростной лимит, ему придется покупать более дорогую страховку.

Смартфон на колесах

Connected cars или «подключенные автомобили» очень упрощают процесс обновления программного обеспечения авто. Достаточно подключиться к wi-fi – и обновление будет загружено в авто, как на телефон. Но пока Tesla – едва ли не единственная компания, которая это делает.

Connected cars также помогли Tesla успешно выстрелить на зарегулированном и непростом рынке страхования. По скоринговой модели собираются данные об авто и водителе, а система оценивает риски. Но оценивает очень обобщенно. Например, один водитель с двумя детьми в салоне «низко летает», а другой ездит очень осторожно. А подключенные к интернету машины Tesla предоставляют данные о стиле вождения каждого водителя. В результате, компания смогла более точно оценивать уровни риска, снизить цену страховки в 2-3 раза и подвинуть конкурентов.

Вместе с тем, все, что подключено к интернету, – приманка для хакеров. С 2017 года количество кибератак на автомобили выросло на 607%. И кража персональных данных – еще полбеды. Например, недавно хакер заявил, что имеет полный доступ к 21-му авто Tesla в разных странах и может делать с ними все, что угодно: свернуть на встречку и т.п. Поэтому сейчас на рынке появился целый пласт компаний, которые занимаются кибербезопасностью авто.

Без бензина и с навигатором

Электрокары уже стали повседневностью. В 2021 году только Tesla продала 1 млн своих авто. Но рост рынка сдерживает «небольшая» проблема: электрокары нужно заряжать. Пока же сети зарядных станций нормально развиты только в городах. Тогда как, к примеру, путешествие из Киева в Карпаты может стать еще тем приключением.

Этот нюанс стимулирует автогигантов разрабатывать комплексные навигационные системы, которые помогали бы водителю строить оптимальные маршруты. Они учитывают многие факторы: наличие зарядных станций поблизости, скорость зарядки, загруженность станций, ландшафт дороги и т.д. А также corner-кейсы, когда обычная логика перестает работать. Например, навигатор предлагает отъехать на 2 км к зарядке, которая находится в другой стране. При этом маршрут будет максимально оптимизирован.

Сar sharing

97% времени самолеты проводят в воздухе, а авто почти столько же стоят на парковке. В будущем автомобиль может превратиться из индивидуального транспортного средства в общий сервис. Этому будет способствовать появление автономных авто, которые могут забирать пассажиров на специальных участках дороги и высаживать в необходимой точке.

Недавно Киев оказался на третьем месте в рейтинге городов мира с самыми большими пробками. Развитие каршеринга может помочь решить эту проблему: уменьшить количество авто, в том числе, запаркованных на тротуарах, зоны паркинга у домов и т.п.   

Автогиганты понимают, что единственный вариант выжить в мире с меньшим количеством авто – самим становиться операторами sharing-парков. К примеру, BMW уже предлагает программно-аппаратные комплексы для компаний, которые хотят открыть такие парки.

На чем еще будут зарабатывать автогиганты будущего?

«Мы находимся внутри важных изменений восприятия автомобиля. Раньше производители зарабатывали при продаже авто и потом немного – на сервисном обслуживании. Сейчас автопроизводители хотят превратить автомобиль в revenue stream – постоянный источник доходов для компании», – уверен Александр Одуха.

Чем больше будет появляться автономных авто – тем больше свободного времени появится у водителя. А когда появляется свободное время у клиента – компания тут же пытается его монетизировать. Как в истории со смартфонами. А автомобиль постепенно становится таким гаджетом.

В будущем можно ожидать интеграции авто с Netflix и другими подобными компаниями. Авто будет предоставлять возможность потреблять и монетизировать контент. К примеру, Daimler уже озвучил идею по продаже подписки, которая разблокирует некоторые дополнительные функции в их авто. Так, в одном из электромобилей предлагается подписка, которая позволит увеличить угол подруливания задней осью с 4 градусов до 11.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно